Меры профилактики коррупции в образовательной организации
материал

Ховалкина Ольга Александровна

Правовая основа противодействия коррукции в образовательной учреждении, коррупционные риски, повышения эффективности мероприятий по противодействию коррукции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

Меры профилактики коррупционных действий и повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования.

Выполнила:

Ховалкина О.А.

Содержание:

  1. Введение 
  2. Правовая  основа  противодействия коррупции 
  3. Коррупционные риски
  4. Меры профилактики коррупционных действий и повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования.
  5. Заключение
  6. Список использованных источников

Введение

На сегодняшний день антикоррупционная правовая база в образовании сформирована и активно внедрена в каждое учреждение образования. Однако на практике коррупция остается насущной проблемой, негативно влияющей на социально-экономическое развитие государства, эффективность государственного управления, реализацию прав и свобод граждан.

Коррупция в системе образования, к сожалению, проявляется практически на всех ступенях и уровнях — от дошкольного до послевузовского. Самой распространенной формой коррупции является использование бюджетных средств по нецелевому назначению, дача и получение взяток при аккредитации учебных учреждений, незаконное получение официальных документов об образовании, зачисление в учебные заведения вне конкурса, вымогательство со стороны преподавателей̆ в период сессии (выражается в завышенных требованиях при сдаче экзаменов и зачетов), давление со стороны студентов, которые не желают учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки), давление на преподавателей̆ со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

Нуждаются в дальнейшем совершенствовании правовые, социально-экономические, политические и иные меры, направленные на противодействие коррупции, требуется оптимизация механизма реализации положений нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. При этом должен соблюдаться комплексный подход к регулированию общественных отношений всех субъектов образовательных отношений, необходимы усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, для дальнейшего совершенствования практических мер по профилактике коррупции.

Особенно актуально применение комплексного подхода при разработке и внедрении мер по профилактике коррупции в сфере образования. Опасность распространения коррупции в образовании обусловлена лояльностью социума к данной проблеме, вовлеченностью значительного количества лиц в коррупционные связи. Негативным последствием ее распространения является снижение интеллектуального потенциала страны, снижение качества образования.

Правовая  основа  противодействия коррупции

Понятие «коррупция» раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым «коррупция» – это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение перечисленных в п. «а» деяний от имени или в интересах юридического лица.

Кроме того, в указанном Федеральном законе определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению

причин коррупции (профилактика коррупции);

        б)        по         выявлению,         предупреждению,         пресечению,         раскрытию         и         расследованию

коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность;

публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

комплексное         использование         политических,         организационных,         информационнопропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов;

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);

законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов

Российской Федерации;

муниципальные правовые акты.

Нормативные правовые акты федерального уровня

Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует назвать:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 гг. и др.

Минобрнауки России в рамках своей компетенции приняло ряд приказов, направленных на предупреждение коррупции:

приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»;

приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными

Министерству образования и науки Российской Федерации»;

приказ от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» и др.

Коррупционные риски

При формировании нормативной правовой основы, направленной на предупреждение коррупционных правонарушений в сфере образования, в том числе планов мероприятий по противодействию коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, требуется учитывать виды общественных отношений, для которых характерны наиболее высокие коррупционные риски:

Как отмечается в Докладе Общественной палаты «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год», в сфере образования имеются следующие области, где наиболее ярко заметны проявления коррупции:

прием в образовательные организации (в детские сады, коррекционные детские сады, школы, образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего образования);

перевод обучающихся внутри образовательных организаций и между образовательными организациями; отчисление обучающихся из образовательных организаций в связи с неосвоением ими образовательной программы;

подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;

проведение промежуточной и итоговой аттестации, в первую очередь ЕГЭ, проведение итоговой аттестации в высших учебных заведениях;

привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод за счет обучающегося, в частности, получение пожертвований на нужды детских садов и школ, как в денежной, так и в натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными целями некоммерческой организации и т.п.;

создание преференций детям из обеспеченных семей, из семей чиновников в детском саду или школе в ущерб иным обучающимся детям;

лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;

распределение государственных (муниципальных) заданий между подведомственными учреждениями, реструктуризация сети образовательных учреждений;

утверждение в качестве рекомендованных структурами Министерства науки и образования учебников и учебных пособий;

прием работников в образовательную организацию, привлечение исполнителей по гражданско-правовым договорам;

использование имущества образовательных организаций.

Международные нормативные правовые акты

Правовую основу противодействия коррупции составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Соответствующее положение закреплено в ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также следует из содержания п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, меры, принимаемые в Российской Федерации в связи с противодействием коррупции, должны соответствовать международным обязательствам.

Среди основных международных актов, направленных на противодействие коррупции, следует отметить Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. Несмотря на то, что данные акты не закрепляют понятия «коррупции», они содержат перечень деяний, признаваемых коррупционными и подлежащих криминализации. Так, Конвенция ООН 2003 г. к числу таких деяний относит активный и пассивный подкуп национальных и международных государственных должностных лиц, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе; отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование осуществлению правосудия.

Российская Федерация ратифицировала большинство положений Конвенции ООН 2003 г., в настоящее время практически все они нашли отражение в российском законодательстве. Исключение составляет норма, предусмотренная ст. 20 данной Конвенции, предусматривающая криминализацию незаконного обогащения в качестве уголовно наказуемого деяния. В соответствии с положениями ст. 20 «незаконное обогащение» – значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Отказ от ратификации ст. 20 объяснялся опасением, что имплементация данной нормы в российское законодательство нарушит закрепленный вст.49Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности. В то же время в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года незаконное обогащение называется косвенным признаком коррупции, являющимся основанием привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением.

Законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации играют определяющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэтому правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне имеет важное значение для повышения эффективности противодействия коррупции в государстве в целом.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом антикоррупционная деятельность субъектов Российской Федерации ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции.

Специальное правовое регулирование вопросов предупреждения коррупции в образовательной сфере в законодательстве субъектов Российской Федерации осуществляется редко. Как правило, принимаются нормативные правовые акты универсального действия, посвященные общим вопросам противодействия коррупции, их положения распространяются на различные общественные отношения, в том числе и на сферу образования. Одновременно с этим перечень задач и функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования дополняется полномочием по осуществлению мероприятий по противодействию коррупции.

Меры профилактики коррупционных действий и повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования.

В числе определяющих мер по предупреждению коррупции в образовательной сфере называются, как правило, меры неправового характера, такие как повышение заработной платы работникам образования и общее увеличение финансирования образовательных учреждений. Специалистами отмечается недостаточная эффективность существующей системы оплаты труда работникам образовательной сферы, что приводит к незаинтересованности в обеспечении качества подготовки обучающихся. В частности, принцип финансирования образовательных учреждений, построенный с учетом количества обучающихся, приводит к тому, что на вступительных экзаменах образовательное учреждение стремиться заполнить все вакантные места, при этом уровень подготовки поступающих уже не является определяющим фактором при поступлении. Преподаватели сталкиваются с проблемой отчисления обучающихся, не выполняющих программу обучения, поскольку это вызывает протесты со стороны руководства (опять же по указанным выше финансовым причинам). Необходим постепенный переход от «количества» к «качеству» подготовки обучающихся при существенном повышении прозрачности предоставления образовательных услуг, четком закреплении критериев принятия тех или иных управленческих решений.

Существенно снижает коррупционные риски детальная регламентация процедур оказания услуг в сфере образования (соответствующая информация должна находиться в свободном доступе). Некоторыми субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями разработаны административные регламенты оказания услуг в сфере образования.

В рамках мероприятий, направленных на противодействие коррупции, необходимо преодолеть проблему «размывания» ответственности в случаях хищения бюджетных средств, их нецелевого использования, принимать меры по повышению прозрачности системы образования, закреплению более четких критериев оценки качества образования и выявления уровня знаний у обучающихся  и оценки квалификации у педагогических работников. На сайтах образовательных учреждений целесообразно опубликовывать перечень услуг, оказываемых бесплатно, и тех, за которые предусматривается оплата (с указанием размера оплаты).

Требуется дальнейшее расширение форм общественного участия в принятии решений по повышению качества образовательного процесса. Как установлено новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», правом на участие в управлении образовательной организацией наделены не только педагогические работники, но и обучающиеся, их родители (законные представители). Однако из содержания соответствующих норм Федерального закона можно сделать вывод, что данное право может быть реализовано лишь в том случае, когда соответствующий порядок закреплен в уставе образовательной организации, при этом встречной обязанности его закреплять у организации нет. Впрочем, внесение изменений в учредительные документы может быть инициировано обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и педагогическими работниками (ст. 26). Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены две основные организационные формы учета мнения указанных лиц:

советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей

(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Несомненно, одним из ключевых аспектов борьбы с проявлениями коррупции является ужесточение внешнего контроля и надзора. Эффективность борьбы с коррупцией существенно повышается в том случае, если образовательная организация не проверяет сама себя, а действуют внешние контролирующие органы. Например, в одном из субъектов Российской Федерации в целях предотвращения коррупции и взяточничества применялась практика участия представителей законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти в процедурах приема абитуриентов в высшие и средние специальные учебные заведения. Эффективным представляется присутствие на экзаменах независимого эксперта – специалиста, обладающего высокой профессиональной квалификацией по предмету экзамена.

В рамках контрольно-надзорных мероприятий функционируют телефоны доверия, вместе с тем следует подчеркнуть, что их действие будет эффективно лишь в том случае, если существует общий механизм противодействия коррупции, основанный на принципах независимости и объективности.

Необходимо установить дополнительные гарантии защиты прав и свобод работников, пытающихся выступить против коррупционной системы в рамках образовательного учреждения, после подачи жалобы на коррупционные правонарушения.

Заключение

В заключение следует отметить, сфера общего образования в Российской Федерации не может быть свободна от коррупции, когда общество в значительной степени толерантно к данному явлению. С коррупцией в Российской Федерации следует бороться комплексно и системно.

Основными мерами предупреждения коррупционных проявлений в системе образования: строгая законодательная регламентацию всех процедур,  внедрение механизмов антикоррупционного воспитания, расширение форм общественного участия в принятии решений по повышению качества образовательного процесса.

СПИСОК используемых источников

1.        Джамалова Б.Б. Основные причины и условия, порождающие коррупционную преступность в образовательной среде / Б.Б. Джамалова, С.Т. Ахмедханова. — EDN YCEHBY // Проблемы экономики и юридической практики. — 2020. — T. 16, № 2. — С. 293–296.

2.        Павлова Е.Р. Противодействие коррупции в контексте правового воспитания молодежи в системе образования Российской Федерации / Е.Р. Павлова. — EDN MMTEKB // Преемственность в образовании. — 2021. — № 28 (3). — С. 421–423.

3.        Сурилов М.Н. Коррупция в российской системе образования как угроза инновационному развитию государства / М.Н. Сурилов. — EDN WPWLVD // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика : сб. тез. докл. и статей межд. науч.-практ. конф. — Москва, 2016. — С. 308–311.

4.        Дыжова А.А. Взяточничество в системе образования как наиболее опасная форма проявления коррупции / А.А. Дыжова. — EDN ZJUZOL // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего : материалы VI Междунар. науч.практ. конф. — Кемерово, 2018 — С. 65–67.

5.        Клещев С.К. Механизм противодействия коррупции в системе обеспечения экономической безопасности национальных проектов в области науки и образования / С.К. Клещев. — EDN NJHCBU // Роль налогового планирования и учетно-аналитического обеспечения в безопасности функционирования хозяйствующих субъектов : сб. статей по итогам VII Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. — Москва, 2021. — С. 263–270.

6.        Копытцева К.А. Обеспечение экономической безопасности в сфере образования / К.А. Копытцева. — EDN GCVAKD // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты : сб. науч. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. — Курск, 2021. — С. 191–194.

7.        Мельков С.А. Институциональные аспекты противодействия коррупции в сфере образования: участие ФОИВ России / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев. — EDN EDZAIP // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. — 2020. — № 3 (84). — С. 110–121.

8.        Изюмов И.В. Правовые формы противодействия коррупции в системе образования / И.В. Изюмов. — EDN IRYQQD // Евразийский юридический журнал. — 2020. — № 5 (144). — С. 381–382.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление противодействием коррупции в образовательных организациях в современных реалиях

Ключевые слова: коррупция, коррупция в образовании, противодействие коррупции...

Памятка для родителей по профилактике и предупреждению коррупции в образовательной организации.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное....

Памятка для родителей по профилактике и предупреждению коррупции в образовательной организации.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное....

Памятка для родителей по профилактике и предупреждению коррупции в образовательной организации

Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное....

Меры неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ в образовательных организациях

Информирование населения о мерах неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ в образовательных организациях...

курс "Выявление, устранение и профилактика буллинга в образовательной организации"

курс "Выявление, устранение и профилактика буллинга в образовательной организации"...