«Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников с ОВЗ в условиях ДОО»
материал

" Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос.    Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила ".

   Н.К. Крупская «Педагогические сочинения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tekst.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение ЗАТО г.Североморск «Детский сад № 47»

Консультация:


ТЕМА:

 «Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников с ОВЗ в условиях ДОО»


Подготовила: Гущина Ирина Николаевна,
заместитель заведующего
 

МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 47

ЗАТО г.СЕВЕРОМОРСК

2023г

" Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос.    Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила ".

   Н.К. Крупская «Педагогические сочинения

Семья, безусловно, является основой развития каждого ребенка, самый первый и наиболее мощный действующий фактор, формирующий личность ребенка.

В статье 18 Закона РФ «Об Образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В соответствии с ФГОС ДО,  педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими сторонами партнерских отношений, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, активизировать умения родителей в области воспитания.

В соответствии с этим меняется, и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Как отмечают Т.Н. Винтаева и др. в статье «Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально- адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья», успешному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому " сотрудничество с родителями -  важнейшее звено концепции современного образования... невозможно обеспечить становление социально- адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели".

 Сотрудничество - это общение " на равных ", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество — это не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Родители дошкольников, у которых отмечаются различные заболевания или отставание в развитии, делятся на две группы:

1.        Принявшие ситуацию, понимающие особые потребности своего ребенка и стремящиеся адаптировать его к жизни в обществе.

2.        Непризнающие наличие у своего ребенка особых потребностей.

У воспитателей чаще возникают проблемы со второй группой родителей. Все попытки педагога обратить внимание на проблемы ребенка либо игнорируются, либо вызывают агрессию. Родители списывают на непрофессионализм педагогов то, что малыш не разговаривает или разговаривает плохо, постоянно кричит, обижает других детей, не может освоить элементарные навыки. Они отказываются обратиться к офтальмологу, логопеду, дефектологу или другому профильному специалисту, задуматься о переводе малыша в коррекционную группу.

Иногда родители, напротив, начинают водить ребенка к разным специалистам, но не с целью помочь ему, а чтобы получить подтверждение, что он «нормальный». Есть и такие мамы и папы, которые просто игнорируют любые указания воспитателя на проблемы у их малыша, делают вид, что не расслышали или уводят разговор в другую сторону. А кто-то считает даже незначительное отклонение в развитии ребенка приговором, из-за жалости или недостатка знаний сознательно отказывается от адаптации малыша.

Нередко родители принимают за оскорбление даже самые корректные указания на особенности ребенка. В результате вместо выстраивания партнерских отношений с семьей воспитатель получает конфликтную ситуацию.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию.

Основную роль во взаимодействии родителей со всеми участниками образовательного процесса ДОУ традиционно играют воспитатели. Воспитатель - главный источник информации о ребенке, о деятельности ДОУ, он координирует взаимосвязь родителей со специалистами, доносит до родителей всю психолого-педагогическую информацию.

Задача воспитателя – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка. Как же это сделать? Для этого есть несколько способов, например:

•        Рассказывать родителям об успехах их ребенка. Если маме, папе или бабушке каждый вечер говорят только о том, какой их ребенок плохой, как он кричал, дрался, разбрасывал котлеты во время обеда, общение с воспитателем становится для них мучением. Отсюда агрессия или желание поскорее уйти. Если же сначала похвалить ребенка, а только потом аккуратно перейти к разговору о проблемах, конструктивного общения будет гораздо больше – родители перестанут видеть в педагоге врага и начнут прислушиваться к его советам.

•        Посетить семью или пригласить родителей на индивидуальную беседу. Проблемы с развитием и здоровьем ребенка – совсем не то, во что хотелось бы посвящать посторонних. К тому же, когда вокруг разговаривают другие родители и шумят дети, действительно можно что-то не расслышать или упустить. Поэтому гораздо правильнее беседовать об особенностях воспитанников с их семьей с глазу на глаз.

•        Пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком. Многие родители действительно не видят проблем в развитии малыша, потому что не знают, как он выполняет задания и поручения воспитателя, общается с другими детьми, не сравнивают его со сверстниками. В условиях детского сада все особенности будут налицо. А если родители объективно оценивают развитие ребенка, они смогут увидеть методы, которые использует в работе воспитатель, и перенести их в домашнюю обстановку.

Как было сказано выше, многие родители детей с ОВЗ болезненно воспринимают проблемы своего ребенка. Поэтому воспитателю нужно быть предельно корректным в общении с ними:

•        Всегда начинать разговор с позитивной оценки ребенка, описания его успехов, даже самых незначительных.

•        Не давить авторитетом, не отдавать приказов, а мягко советовать, рекомендовать.

•        Не использовать слова с негативной окраской: «отклонение», «отставание», «болезнь», «патология». Лучше заменить их более корректными, например «сложность».

•        Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей, тактично указывать на ошибки. Например, «Я понимаю, что вы очень много занимаетесь с ребенком, но мне кажется, вам не помешают еще и занятия у логопеда».

•        Внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей.

•        Также важно помнить, что воспитатель в беседах с родителями всегда должен быть улыбчив, доброжелателен, сдержан, способен понять другую точку зрения.

Нередко родители детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются в социальном вакууме, что делает их замкнутыми, агрессивными. Воспитатель, вовлекая таких родителей  в мероприятия в детском саду, может попытаться исправить ситуацию.

Это дает возможность заинтересовать родителей, сделать их активными участниками образовательного процесса, повысить их уровень компетенции в вопросах воспитания, помогает преодолевать у родителей психологический стресс, связанный с воспитанием своего ребенка с ОВЗ. Для скоординированной работы педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и семьи в ДОУ используются различные формы работы с родителями.  Эти формы всем вам хорошо знакомы (общие и групповые собрания;  круглые столы; консультации и индивидуальные беседы; занятия и развлечения с участием родителей; выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями;  привлечение родителей к подготовке и проведению праздников; совместное создание предметно-развивающей среды; работа с родительским комитетом; почтовый ящик и др.). Однако, для их реализации, а особенно при работе с родителями детей с ОВЗ, необходимо грамотно продумывать используемые методы и технологии.

Продолжит мое выступление Васильева Анастасия Федоровна, учитель-логопед МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с№47.  Она подробнее остановится на том, как могут реагировать родители на диагноз ребенка, какие стратегии поведения у них могут возникнуть. Кроме этого, Анастасия Федоровна расскажет о кейс-технологии и возможности ее использования в работе с родителями детей с ОВЗ.

Мастер-класс: «Кейс-технологии как эффективное средство работы с родителями воспитанников с ОВЗ в ДОУ».

Мы уже говорили о том, что родители детей с ОВЗ находятся в эмоционально-сложной ситуации. Какие стадии проходят родители на этапе принятия диагноза ребенка, как можно помочь им с помощью игровых технологий  вам расскажет, педагог-психолог МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с№47 Светлана Ивановна Шкарлий. 

Мастер-класс: «Практика использования игровых технологий в работе с родителями детей с ОВЗ»

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии – это очень сложная во многих отношениях задача, связанная с разнообразными трудноразрешимых жизненными проблемами. Преодоление этих проблем сопряжено с сильным стрессом для всей семьи. Очень часто это приводит к напряжению и истощению нервной системы, а, следовательно – к эмоциональному выгоранию. Педагог-психолог МБДОУ ЗАТО г. Североморск  д/с №47 Симакова Яна Станиславовна  познакомит вас с упражнениями, которые можно предложить  родителям для коррекции их эмоциональной сферы, поддержания их ресурсного состояния.

Мастер-класс: «Личностный ресурс родителей детей с ОВЗ. Как его повысить?»

В заключении нашего мероприятия  музыкальный руководитель  МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с№47 Моисеенко Надежда Борисовна расскажет нам о том, как можно использовать возможности Арт-терапии в работе с родителями детей с ОВЗ.

Мастер-класс: «Музыкотерапия в работе с родителями детей с ОВЗ »

Кроме этого, родителям детей с ОВЗ можно предложить в случае необходимости обратится за помощью в социальные сервисы городов Североморск и  Мурманск.

Получить помощь семьи с детьми и инвалиды могут в Североморской общественной благотворительной организации помощи семьям с детьми и инвалидам «Семейный очаг», которая создает и проводит благотворительные проекты, акции и мероприятия направленные в поддержку таких семей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать социальные услуги в ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗАТО Г.СЕВЕРОМОРСК"  (ГОАУСОН «КЦСОН ЗАТО г. Североморск»). Регулярно для таких детей здесь организовывают праздники и выездные мероприятия. В нашем городе работает Центр развития детей и семейного досуга «Радость», который направлен на создание творческого пространства, с применением народных ремесел, в котором командой волонтеров генерируются и реализуются просветительские, творческие и физкультурно-оздоровительные проекты для семей ЗАТО г. Североморск, в том числе для семей, воспитывающих детей с особенностями развития, а также для детей из многодетных семей.

В Государственном областном бюджетном учреждении социального обслуживания населения "Мурманский центр социальной помощи семье и детям" гражданам с детьми от 3-х до 18 лет, признанным нуждающимися в социальном обслуживании,  предоставляют социальные услуги, направленные на улучшение условий их жизнедеятельности.

Для получения  консультативной (психологической, юридической, социальной) помощи родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации  и по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей от месяца до 4 лет, мы рекомендуем родителям обращаться в  ГОБУЗ Мурманский областной дом ребёнка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. В этом учреждении родители могут провести комплексного обследования ребенка, подобрать индивидуальную  программу реабилитации и осуществить необходимые медицинские, коррекционные и развивающие мероприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

А разнообразные формы работы только помогут сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей детей с ОВЗ. Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А.  Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально- адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник .2015, № 4.

4. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Сосременные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья //Сб. материалов Ежегодной международной научно- практической конференции " Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста ". 2016. № 5.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образоваия.

6. Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. - 2012. № 10

7. Федеральный закон от 29.12.2012 (  ред. от 25.12.2018) № 273 - ФЗ " Об образовании в Российской Федерации ".

8. Шабас С.Г. Профессиональный стандарт как условие психолого - педагогической компетентности педагогов в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Обучение. Воспитание. Развитие : Сб. материалов Всероссийского психологического форума. Сочи : АВК Пресс, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественными исс...

"Мы вместе-а это значит..."- обобщение опыта работы по вопросам взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Создание системного подхода к технологии социального партнерства делает сотрудничество с родителями увлекательным, творческим процессом общения, имеющим целью обоюдное участие в формировании личности ...

Педагогический совет на тему "Создание в детском саду условий для сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с семьями воспитанников....

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога

laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…»   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...

Семинар-практикум для педагогов на тему :«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

На тему: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...