"Волшебный мир сказок"
проект (старшая группа)

Парусова Светлана Николаевна

«ВОЛШЕНЫЙ МИР СКАЗОК» - это познавательно – исследовательский долгосрочный проект  совместной деятельности  учителя-логопеда и воспитателей старшей группы №5 (ЗПР)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir_skazok.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова,  31  тел. 246-47-79

Познавательно – исследовательский долгосрочный проект

        совместной деятельности  учителя-логопеда и воспитателей старшей группы №5 (ЗПР)

«ВОЛШЕНЫЙ МИР СКАЗОК»

воспитатели:

Парусова Светлана Николаевна,

учитель – логопед:

 Воронова Татьяна Викторовна

Г.Красноярск

Познавательно - исследовательский проект

«Волшебный мир камней»

Авторы проекта совместной деятельности: воспитатели: Кичатова Татьяна Фёдоровна, Парусова Светлана Николаевна, учитель – логопед: Воронова Татьяна Викторовна МАДОУ Детский сад №322 «Морозко», г. Красноярск, Красноярского края. 

Вид: Познавательно-исследовательский

Участники: дети с ЗПР, учитель- логопед, воспитатели, родители.

Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-7 лет

Срок: долгосрочный (октябрь 2023 – май 2024)

Описание: предлагаем вашему вниманию проект «Волшебный мир сказок», который характеризуется познавательно - исследовательским, игровым, творчески деятельным, направленным на формирование коммуникативных навыков,  активизацию речевого словаря, развитию нравственно-духовных качеств ребенка, развитию его эмоциональной сферы.

Постановка проблемы: 

В  нашем современном мире традиции народа и нравственные правила  семьи отошли на второй план. Еще недавно мамы и бабушки  рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их и развивали.  К сожалению, современные дети, воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение, выполнением различных заданий из развивающих тетрадей.

Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей, что влечет за собой как нарушение речи, так и задержку психического развития. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не знают название сказок. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Поэтому мы решили организовать познавательно-исследовательский проект  «Волшебный мир сказок». 

Актуальность:

В настоящее время значительно снизился интерес старших дошкольников с ЗПР и их родителей к чтению художественной литературы, в частности сказок. Дети затрудняются назвать любимые сказки, их героев. Сообщают, что родители не читают им на ночь. Это негативно влияет на развитие детей, снижается их познавательная и речевая активность.

 Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными.

Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Сказки развивают  все психические процессы развития ребенка:  фантазию, мышление, внимание,  память и речь.  Почти все  дети  любят повторять троекратные  фразы  из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и   небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, творческих способностей и  развивает речь дошкольника.

По средствам сказки, опираясь на тематическое планирование в детском саду, можно в интересной для ребенка форме изучать основные понятия, с которыми дошкольник встречается при изучении той или иной темы.

Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Цель проекта: создание условий для воспитания, обучения и развития детей, путем приобщения к сказкам, при взаимодействии всех участников воспитательно - образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагогов в нашем проекте является: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагогов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательно-исследовательское  развитие дошкольника с ЗПР.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: 

  • Расширение знаний детей о сказках;  учить узнавать и называть сказку, ее сюжет, ее героев, их диалоги.
  •  Обогащение речи, активизация словаря детей, развитие грамматического строя речи, навыков диалогической, монологической речи.
  • Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, пересказывать небольшие сказки.
  • Расширение кругозора. Систематизация представлений о предметах: их свойствах и качествах; о взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умений делать выводы.

Развивающие задачи:

  • Развитие  у детей художественно – речевых исполнительских способностей выразительности, эмоциональности исполнения, умений применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки, героя.
  • Развитие познавательных способностей ребенка, любознательность, творческое воображение, внимание, память, фантазию; визуальное, слуховое, сенсорное восприятие. 
  • Развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деятельности.
  • Развитие художественно – эстетических способностей в творческих работах.
  • Развитие  мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие совместной творческой деятельности детей и родителей.
  • Развитие способности детей видеть хорошее и плохое в сказках и жизни, умения делать правильный выбор. 
  • Развитие самооценки ребенка.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием.
  •  воспитание духовно – нравственных качеств (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие).
  •   воспитание трудолюбия, усидчивости и аккуратности, бережного отношения к труду  других людей.
  •   воспитание в детях доброго отношения к своим близким и родным, окружающем детям, взрослым.
  • воспитание в детях интереса к живому слову,  любви к истории культуры своей страны.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии детей.

Практическая значимость:

  • Повышение качества образовательного процесса по речевому и художественно-эстетическому воспитанию через организацию непосредственно образовательной деятельности, совместной, познавательной, творческой деятельности детей, педагогов и родителей;
  • Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по художественно эстетическому воспитанию у дошкольников;
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей через проектную деятельность, конкурсы, выставки; укрепление связи семьи и ДОУ;
  • Накопление педагогического материала для для театрализованной деятельности.

Планируемые результаты:

  • Получение детьми знаний о сказках, как жанре художественной литературы.
  • Оформление выставки совместных творческих работ родителей с детьми.
  • Изготовление деталей костюмов и декораций для драматизации сказок.
  • Драматизации сказок.
  • Проявление интереса у детей с ЗПР к участию в совместных подвижно-дидактических развивающих играх.
  • Активное участие детей при создании индивидуальной композиции в рисунке к сказкам.
  • Повышение у детей речевой активности.

Продукты проекта:

  • Пополнение книжного уголка сказками.
  • Выставка работ руками родителей и детей на тему: «Мой любимый сказочный герой».
  • Кукольные театры.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

Работа с детьми:

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного театра (педагогом).

Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить речь, внимание, память, воображение, творческое способности.

Работа с родителями:

  • Беседы с родителями.
  • Консультации для родителей.
  • Оформление уголка для родителей по данной теме.

Принципы реализации проекта:

Содержание проекта строится на принципах:

1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

6. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

7. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

-Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

-Анкетирование родителей

-Информация для родителей «Участвуем в проекте «Волшебный мир сказок»».

-Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

-Определение тематик бесед.

-Разработка содержания проекта: «Волшебный мир сказок»

-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2 этап - основной(  ):

-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о сказках

- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- Выполнение проекта.

3 этап - заключительный этап( ):

- Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»

- Викторина «По дорогам сказок»

- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»

-Развлечение «Русская народная сказка «Теремок»

-Презентация проекта

-Анализ результатов проекта.

Ожидаемые результаты:

· создается сказочно-игровое пространство "Сказочный мир", включающее в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, мини-музей филимоновской и дымковской игрушек;

· у детей сформируется представление о родной стране, о русских народных сказках; они понимают смысл слова "народные" сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.

· ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы. Отличается высокой степенью активности эмоционально-эстетического отношения и воображения;

· дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.

Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность, театрализованная деятельность, труд, здоровье и физическая культура, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей.

Предполагаемый результат:

Дети:

Воспитанники научатся использовать полученные ими знания и представления в разных видах деятельности: игре, конструктивной и продуктивной деятельности.

Детьми приобретается навык овладения выразительной, правильной речи.

Дети смогут использовать свою развитую речь для выражения своих мыслей, желаний, эмоций.

У малышей развивается мелкая моторика, соответственно возрасту.

У дошколят формируется постоянное желание слушать сказки, формируется устойчивый интерес к народной сказке.

Дети научатся самостоятельно организовывать сюжетные игры и играть в них.

          Происходит развитие творческого потенциала культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.

Родители:

Активное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ с позиции сотрудничества

Совместная деятельность родителей и детей в театрализованных постановках сказок.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

1. Развитие речи дошкольников.

2. Успешное овладение грамотной и связной речью.

3. Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.

4. Совершенствование звуковой стороны речи.

5. Становление и укрепление социально-образовательного партнерства с детьми с ЗПР.

6. Повышение культурного уровня дошкольников.

7. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.

 

Для педагогов:

1. Создание необходимых условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования.

2. Достижение целевых ориентиров дошкольного образования, направленных на объединение обучения и воспитания в образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей.

 

Для родителей:

1. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

2. Вовлечение в единое пространство предметно-развивающей среды.

3. Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.    

Реализация проекта по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие: знакомство со сказками, рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/игра «Хорошо-плохо», «Животные и их детёныши», «Что умеют делать звери», «Не забывай о товарищах». Показ настольного театра по сказке « Рукавичка».

Познавательное развитие: знакомство с героями сказок. «Беседа звери и  птицы », просмотр сказки «Гуси-лебеди»

 Художественно-эстетическое развитие: лепка «Лебедь на озере», пальчиковое рисование, театрализация сказки «Рукавичка».

Речевое развитие: беседа с детьми «Любимые герои из сказок», «Правила общения с книгой», загадки, Д/игра «Хорошо-плохо)

Физическое развитие: подвижные игры «Перелётные птицы», «Лиса в курятнике», «Найти себе пару», «Кошка и мышки», физкультминутка «Принеси мяч».

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, экран; перчаточные куклы- герои русских народных сказок, кукольные театры (перчаточный, на палочке, настольный) для драматизаций сказок; карандаши цветные, бумага для рисования, гуашь, стаканы с водой, салфетки, кисточки (по количеству детей); наборы цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы (по количеству детей).

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Оформление уголка «В гостях у сказки»

           3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок. 

Ресурсное обеспечение:

 

       Литература, сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;

        Музыкальный центр;

        DVD плеер, телевизор;

        Атрибуты для настольного, пальчикового, кукольного театра, маски;

       Фонограммы русских народных песен;

        Аудиокниги.

По итогам работы:

В группе накоплен достаточный наглядный и демонстрационный материал для развития познавательных способностей и развития речи детей. Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течение недели со сказочным персонажем «Колобок». За неделю мы погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок». Дети с радостью принимали участие в подвижных играх. Узнавали сказочных героев на картинках.

В своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводили театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность улучшает степень речевого развития детей. Развитие речи является центральной задачей воспитания детей.

  Акцент был сделан на театрализованную игру. Дети охотно участвовали в играх, театрализованных постановках. В течение  всего дня чередовались виды деятельности детей. Дети с удовольствием слушали сказки, стихи и рассказы.

Реализация нашей  работы не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы. Родители активно привлекались к участию в театрализованных постановках и изготовлению поделок «Персонажи любимых  сказок». По итогам работы оформлена выставка «Мой любимый сказочный герой», в которой дети и их родители принимали активное участие.

Вывод:

Проект показал, что  сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально чувственной сферы ребенка.

Проект показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.

Перспективы дальнейшего использования

В будущем нами планируется работать в том же направлении - развитие речи дошкольников, но только уже с использованием следующего общеизвестного метода - мнемотехники. Что даст плодотворные результаты в развитии речи наших воспитанников.

Список литературы:

 

1.                Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2.                Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3.                Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

4.                Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5.                Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

6.                Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

7.       Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебная страна сказок"

Проект "Волшебная страна сказок" исследовательско-творческий, долгосрочный для детей средней группы...

Сценарий спортивного праздника в старшей группе "Волшебный мир сказок"

Сценарий спортивного праздника в старшей группе«Волшебный мир сказок»Задачи: ·         Закреплять имеющийся двигательный опыт  у детей  в о...

"Волшебная книга сказок"

Со сказками дети знакомятся с раннего детства. Дома и в детском саду взрослые читают им сказки....

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

Интегрированная НОД в младшей группе по мотивам русских народных сказок "Путешествие по волшебной стране сказок"

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...

Книга сказок для средней группы «Волшебная книга сказок»

Книга сказок для средней группы«Волшебная книга сказок»...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЧИНЕНИЮ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК ПОСРЕДСТВОМ КАРТ ПРОППА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК СКАЗОК»

1) РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЧИНЕНИЮ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК ПОСРЕДСТВОМ КАРТ ПРОППА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК СКАЗОК»2) Справка от работодателя о вн...