Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего
статья

Петрова Инна Васильевна

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_tehnicheskogo_tvorchestva.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Караульнова,

И.В. Петрова,

Е.Ф.Павлова,

МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ,

Кемеровская область.,

E-mail: okaraulnova@mail.ru

Развитие технического творчества детей

дошкольного возраста посредством конструктора Лего

Аннотация: В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Статья будет интересна руководителям, старшим воспитателям, воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: Инженерное образование дошкольников, инженерная книга, техническое творчество.

В настоящее время актуальным вопросом является включение инженерного образования уже на дошкольной ступени, так как на современном рынке производственных отношений назрела популяризация профессии инженера, необходима подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров [2].  Важно в дошкольном возрасте выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» поставил перед собой задачу: воспитывать новое поколение инженеров через реализацию парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Прежде чем, приступить к реализации данной программы 3 педагога из нашего учреждения (в лице заведующего, старшего воспитателя и педагога дополнительного образования) прошли обучение на курсах повышения квалификации по данной теме. В декабре 2019 года под руководством педагога дополнительного образования Елены Федоровны Павловой началась апробация инновационной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в рамках дополнительного образования. Это новый уровень подхода к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании. По плану апробации («дорожной карте») парциальной программы первостепенную роль играет материально-техническое наполнение предметной игровой среды. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства достаточно широк. Мы используем следующие виды конструктора: LEGO education», LEGO Education 9656, «Простые механизмы», «Bаuer kosmo 479», которые снабжены технологическими картами сборки и схемами. Большую роль играют авторские развивающие игры и пособия Никитина, соты Кайе, Кубики Хамелеон, Воскобовича, Даниловой, палочки Кюизенера,  блоки Дьенеша, математический планшет, головоломки.

Для эффективной организации занятий по конструированию и робототехнике была продумана развивающая предметно-пространственная среда для занятий по конструированию. В каждой группе детского сада созданы центры «Конструирования и моделирования», где воспитанники могут во время самостоятельной деятельности конструировать свои шедевры.  В отдельном кабинете организовали инженерную мини - студию и конструкторское бюро. Мини-студия оснащена наличием наглядных пособий, технологических карт, вспомогательных материалов в виде иллюстраций, литературы, LEGO-конструкторов.

На занятиях по конструированию воспитанники учатся создавать, строить и воплощать в жизнь собственные образы, собирают свои первые механизмы, в игровой форме знакомятся с работой шкивов, зубчатых передач, рычагов, проектируют модели, следуя чертежу, ставят небольшие эксперименты. Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает будущих инженеров и конструкторов. Тематическое планирование включает разделы: «Авиационная техника», «Бытовые приборы», «Строительство», «Транспорт», «Роботы», «Кораблестроение» и др. [1].  

Считаем, что ведущими и главными в обучении конструктивной деятельности являются следующие наглядные методы: обследование образца, показ способа действий в сочетании с пояснением. Из практических методов педагог наиболее часто использует игровые упражнения. На всех занятиях выдерживается технология (этапы) НОД, предусмотренные программой.

В ходе образовательного процесса ребята выполняют различные ситуации. Так, например, дошкольники подготовительной группы программировали аллигатора, что бы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней пищу, или рычащего льва, который садится, затем ложится и рычит, чуя косточку. Дети проявляют большой интерес, когда им предлагается выстроить места, посещение которых некоторым людям не нравится, например, кабинет врача-стоматолога или процедурного кабинета (прививочного кабинета). Педагог выясняет, почему они себя чувствуют некомфортно, просит взять мини – фигурки и разыграть   ситуации, которые создают неудобства, предлагая высказать свои идеи о том, как посещение таких мест сделать более приятным и полезным.

Большое значение при работе по программе «От Фрёбеля да робота: растим будущих инженеров» имеет инженерная книга, в который дети фиксируют свои идеи, замыслы, отмечают этапы работы конструирования, обозначают схемы, рисунки объекта, отмечают не только правила техники безопасности при работе с конструкторами, но и правила безопасности (например, во время полета на самолете – если конструируют самолет; во время работы с утюгом – если конструируют по теме «Бытовая техника»). Педагог обсуждает с детьми идеи, задает вопросы для развития мышления детей: «Что хочешь делать?», «Из чего или на чем?», «Чем будешь делать?», «В каком порядке?». При таких тщательных разборах у детей развивается не только воображение, но речь. В процессе творческой деятельности каждый ребенок может устроиться, где захочет, выбрать себе соседей по интересам. Ребята могут свободно перемещаться по мини-студии, если им требуется какой-то инструмент, материал, схему или детали. Такое общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других детей, сравнивать свои объекты, обмениваться мнениями и открытиями.

Работая с конструктором индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать рабочие идеи и воплощать их в постройках, планировать и совершенствовать их. Многие ребята хорошо владеют элементами графической грамотности: кратко характеризуют модель, делают зарисовку чертежа в инженерной книге.

Не менее важной задачей является воспитание бережного отношения к продуктам конструктивной деятельности, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения, поэтому педагог обращает особое внимание дошкольников на осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим результатам творческой деятельности, показывает постройки товарищей, учит замечать успехи других, радоваться им. Целесообразно стало объединение детей для совместных построек, создание таких ситуаций, в которых ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает других. Такая непростая деятельность стала интересна дошкольникам, так как дает возможность не просто сделать для себя открытие, а придумать и создать что-то новое, интересное и увлекательное. Практика показала, что дошкольники, однажды самостоятельно выполняя задания по схеме, смогут создавать свои первые проекты, участвовать в творческих конкурсах и продолжать заниматься этим в школе. В этом и есть преемственность обучения, начиная с воспитанников детского сада и заканчивая учениками в школе.

После таких занятий, ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями с родителями. Родители стали более заинтересованными в интересах своих детей и активными участниками различных мероприятий.

Представленная практика по данной программе способствует расширению технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование. Однако возникает ряд проблем. Одна из них - это недостаточное финансирование, поэтому ресурсы организации не позволяют в полном объеме пополнять мини-студию новинками образовательных конструкторов, недостаточно и методического сопровождения в практике конструктивной деятельности дошкольников. Но несмотря на это, работая по данной программе, сотрудники делятся опытом работы и имеют огромный успех:

- участие в конкурсе профессионального мастерства «Моё Ноу-хау в работе с детьми»;

- публикация опыта работы в областном печатном издании «Дошколёнок Кузбасса» со статьей «Растим будущих инженеров»;

- участие в ReФорум «Управляя будущим», выступление на педагогической мастерской по теме «Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»;

- проведение онлайн мастер-классов по работе с LEGO –конструктором;

- освещение материалов работы на страницах сайта http://zolotoikliuchik.ucoz.net/  и  https://www.instagram.com/.

Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом. Своё дальнейшее развитие практика получит через интеграцию основного и дополнительного образования с активным привлечением родителей воспитанников. В новом учебном году запланированы такие мероприятия как совместные развлечения «Лего-бум», родительская гостиная «Лего-умная игра, всем полезна и нужна», соревнования между группами «Юный конструктор», фото выставка «Мои постройки», онлайн-консультация для родителей «Мы дети технологии», участие воспитанников, родителей и педагогов во Всероссийских форумах, марафонах, конкурсах.

Таким образом, самостоятельный и коллективный опыт, полученный детьми в ходе образовательной деятельности ценен для развития их мыслительных процессов и способствует развитию творческого мышления и воображения, формированию основ технической грамотности, развитию конструктивных умений, повышению мотивации к образовательной деятельности.

Список литературы

1. Волосовец, Т.В., Карпова, Ю.В., Тимофеева, Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Т.В. Волосовец и др. - Самара: Вектор, 2018. 79 с. – Текст: непосредственный.

2. Капица, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Капица. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

Опыт работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста

Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования"

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования...

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

Техническое детское творчество, является одним  из  важных  способов формирования  профессиональной  ориентации  детей,  способствует  развитию  устойчивог...

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

     Формирование основ алгоритмики и программирования — это увлекательное обучение, которое дает очень большой весомый эффект. С помощью данного набора дети учатся всем аз...

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего

В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Статья будет интересна руководителям, старшим воспитате...