ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХАЙТИНСКОЙ РОСПИСЬЮ)
статья

Матель Наталья Климентьевна

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

КАК УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХАЙТИНСКОЙ РОСПИСЬЮ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matel_n.k.statya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Матель Н.К.   воспитатель

МБДОУ г. Иркутск детский сад  148

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

КАК УСЛОВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХАЙТИНСКОЙ РОСПИСЬЮ)

 Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессиональнозначимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность.

В дошкольном образовании одним из наиболее значимых направлений реформирования и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития его личности. При этом, как отмечает И.А. Зимняя, личность педагога, его профессиональная компетентность полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период дошкольного детства, но и в последующие годы.

Профессия педагога дошкольного образования имеет специфичные особенности, обусловленные психофизиологическими характеристиками личности ребёнка дошкольного возраста. На эти особенности указывают в своих исследованиях ученые, рассматривающие вопросы, связанные со структурой, спецификой профессиональных умений специалиста данного профиля и методикой их формирования: А.М. Бородич, Р.С. Буре, О.В. Драгунова, И.А.  и др.

Изучение работ, посвященных вопросам профессиональной компетентности педагогов (В.И. Байденко, А.С. Белкина, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др.), позволяет утверждать, что в науке активно ведутся исследования в данном направлении. В то же время процесс формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования рассматривается в единичных работах (Ф.А. Байбановой, И.Б. Бичёвой, А.А. Майер), но в них не отражена система профессиональной подготовки, обеспечивающая процесс самообразования в течение всей жизнедеятельности.

Мы полагаем, что на художественное развитие детей старшего дошкольного возраста (на ознакомление с хайтинской росписью) влияет уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Считаем, что повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения приведет к повышению уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста, следовательно, через системную работу, направленную на повышение специальной, методической и психологической компетентности, которая обеспечит:  -расширение, углубление знаний педагогов о значении, диагностике и художественном развитии детей старшего   дошкольного возраста, проведении работы по ознакомлению с хайтинской росписью.

 В последнее время изменения в области целей образования вызвали необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как результата образования, в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих выступило понятие «компетентность».

Разрабатываемая с 90-х годов в России концепция компетентностного подхода в образовании связана с идеей формирования человека, который сможет, характеризуясь социально и личностно позитивной ценностно - смысловой мировоззренческой основой, в то же время адаптироваться к жизненным ситуациям.

Э.Ф. Зеер полагает, что: «Компетентность предполагает не столько наличие значительного объема знаний и опыта, сколько умение их актуализировать в нужный момент и использовать в процессе реализации своих профессиональных функций».

Л.Н. Болотов подчеркивают практическую направленность компетенций - «компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике».

Компетенция - заданное социальное требование, компетентность - качество личности, проявляющееся через совокупность освоенных компетенций.

Таким образом, можно отметить, что под «компетентностью» чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности, а под компетенцией знания, опыт в той или иной области; совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально значимых прав и обязанностей.

По мнению В.Н. Введенского, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широким его содержанием, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «квалификация», «профессиональная готовность», «профессионализм», «педагогическое мастерство», «профессиональная культура».

Можно  говорить  о  том,  что  «профессиональная компетентность» - это специальная, методическая и психолого-педагогическая взаимосвязь компетенций, которые   включают в себя следующие компетенции: стремление и способность педагога  (готовность) реализовать свой потенциал; знания, умения, опыт, личные качества для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере; осознание социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования, что  обеспечивает устойчивые положительные результаты в обучении и развитии детей.

В структуре профессиональной компетентности педагога, А.К. Маркова выделяет четыре блока: «профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями».

Признаками профессиональной компетентности являются освоенные компетенции. Понятия компетенции и компетентности системные, многокомпонентные. Они характеризуют определенный круг предметов и процессов, реализующихся на разных уровнях, т.е. включают различные умственные операции (аналитические, практические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл и имеют свою классификацию и иерархию.

Профессиональная компетентность, по мнению  Н.В. Кузьминой, включает в себя пять элементов или видов взаимосвязанных компетентностей:

1. Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач;

2. Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения;

        3. Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогическою общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к занятию;

4. Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися;

5. Аутопсихологическая компетентность (рефлексия педагогической деятельности) подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Региональную культуру в ДОУ решаем через образовательную область «Художественное творчество»  (ФГТ, приказ № 655) . Целью  художественного развития дошкольника является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Художественное развитие – процесс и результат качественных и количественных изменений, происходящих  в ребенке, связанных со способностью чувствовать, понимать, оценивать, любить изоискусство; потребности в художественно-творческой деятельности.

 На сегодняшний день искусство широко входит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении,  дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых и региональное художественное развитие на материалах ознакомления с хайтинской росписью.

            Мы  предположили, что  на художественное развитие детей старшего дошкольного возраста (на ознакомление с хайтинской росписью) будет влиять уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Для этого исследовали профессиональную компетентность педагогов (Экспресс-тест (А.Р. Погодина), «Планирование» (К.Ю. Белой) и  особенности художественного развития детей старшего дошкольного возраста («Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства» (Г.М. Вишневой)

 И выявили, что педагогов с  низким уровнем   на 25% больше чем с высоким, т.к. педагоги не  компетентны в области художественного развития детей старшего дошкольного возраста   Наименьший процент детей с высоким уровнем  19%, что на 11% меньше детей с низким уровнем, большинство детей находится на среднем уровне, 51%  (ребенок проявляет незначительный интерес к предметам народного искусства, но с удовольствием вступает в игру). Сделали вывод, что от компетентности педагога зависит уровень развития ребенка.        

С целью повышение профессиональной компетентности педагога по специальной, методической и   психолого-педагогической компетентности  мы организовали работу   в три этапа:

I этап – «Подготовительный».  Целью работы было, разработать методику для повышения профессиональной компетентности педагогов.  Определили направление для разработки системы повышения профессиональной компетентности педагогов и формы, содержание, источники и методы работы  с педагогами.

Формы работы (блиц-опрос; консультация-семинар: «Ознакомление с техникой рисования       элементов кистевой росписи»; экскурсия в усадьбу Сукачева; семинар-практикум «Хайтинской фарфор»)

 Во время «Блиц-опроса» педагогам  зачитывался вопрос и они  назвали свой вариант ответа. По итогам прохождения блиц-опроса, педагогам называли правильные ответы и объясняли вопросы, в которых были допущены ошибки.

 Большой интерес вызвал рад консультаций под темой:  «Ознакомление с техникой рисования элементов кистевой росписи»

-  история хайтинской промысла с демонстрацией наглядных материалов (фотографий, репродукций)..

 - знакомство педагогов с элементами кистевой росписи,

- цветоведение  

Во время консультации   по цветоведению педагоги смецивали цвета, получали различные оттенки, уточняли какие цвета используются в хайтинской росписи. По окончанию   консультации педагогам  предложили  перфокарты –    с  набором  стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения.

Экскурсия «Белоснежное чудо Сибири» в усадьбу Сукачева на выставку фарфора проводилась для закрепления полученных теоретических и практических знаний педагогов.

     На семинар-практикум «Хайтинской фарфор» приезжали специалисты из п. Мишелевка, которые показывали свои работы, делились методическими рекомендациями по работе, провели мастер-класс по художественной росписи.   Педагоги   выполняли простые элементы хайтинской росписи точки и прямые линии, бордюры, «капелька», мазок с тенью, цветочек разными кистями.

II этап – «Основной». Целью второго этапа стало повышение профессиональной компетентности педагогов, апробация методики повышения квалификации. Познакомили с художественным промыслом «Хайтинский фарфор», историей его создания,  с элементами Хайтинской росписи, с многокрасочностью цветовой гаммы.

Формы работы (создание мини-музея;  смотр-конкурс «Хайтинский промысел как часть культуры родного края»;  практические  занятия; выставка – презентация альбом «История хайтинского промысла»;  рабочая тетрадь  по  основам   народного  искусства:  «Хайтинские  цветы»;   основы рисования  росписи;   образцы  росписи;  дидактические  игры;  раздаточный материал;  демонстрационный материал)

На втором этапе в детском саду был создан мини-музей  , где дети были главные участники создания. Дети приносили экспонаты для музея, участвовали в составлении композиций.

В процессе создания мини-музея педагоги оформляли интерьер рисунками и фотографиями с хайтинской росписью, было выделено особое место под исторические фотографии Хайтинского фарфорового завода.

При презентации мини-музея дети с педагогами использовался метод системно оператора,  составляли  рассказы по предметам хайтинской росписи.

На семинаре педагогам рассказывалась о том, как составлять планы работы с детьми и  как  использовать пособия.  По результатам семинара педагогами были разработаны индивидуальные карточки для работы с детьми по хайтинской росписи (раздаточный и демонстрационный материал).

После разработки методик педагоги в феврале приняли участие в выставке- презентации «Искусство Хайты», на которой педагоги презентовали свои методические разработки, дидактические игры, перфокарты.  

III этап - «Заключительный».   Целью завершающего этапа работы было закрепление полученных  навыков и представлений  культурного и художественного  уровня педагогов. Подведение итогов по полученным знаниям с целью формирования профессиональной компетентности педагога.

Был проведен педсовет, на котором подводились итоги реализации регионального компонента в образовательное пространство ДОУ, методические разработки.    Педагоги  делились результатами  проделанной работы и проблемами, которые у него возникали.

 Для привлечения интереса дошкольников к хайтинскому промыслу была организована театрализованная ярмарка-продажа «Путешествие во времени». Каждый педагог готовил специальный костюм и продукцию для ярмарки (картинки, фотографии, фарфоровые фигурки с элементами хайтинской росписи).  Родители подходили к столу с продукцией, а  дети рассказывал им о выбранном предмете,    каждый  родитель, ребенок, педагог мог попробовать нарисовать узор сам. По итогам выставки было проведено обсуждение выявленных проблем и перспектив в работе.    

    В результате обсуждений было принято решение о создании страницы на сайте дошкольного учреждения посвященного хайтинской росписи (данная страница находится в настоящее время в разработке), на котором бы находилась методика с примерами по работе с детьми. Благодаря такой методике, родители дошкольников смогут помочь своим детям закрепить полученные знания о народных промыслах.

По окончанию работы были повторно проведены  диагностические обследования. Результаты диагностики педагогов подтвердили наличие положительной динамики сформированиости профессиональной компетентности педагогов.   И наличии положительной   динамики детей, после проведения мероприятий, в ходе которых основным средством развития художественной культуры являлась хайтинская роспись (высокий уровень по высился на 25% средний понизился на 10%, т к дети ушли в группу высокого уровня, низкий понизился на 15%).

      Подводя итог работы мы говорим о том, что   на процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с хайтинской росписью влияет уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения.  

Список литературы

  1.  Ловецкий, Г. И. Психолого-педагогические основы формирования региональной образовательной политики (на примере Калужской обл.) [Текст]: автореф. дис…. канд. психол.наук / Г.И. Ловецкий -  М., 1995. - 23с.
  2.  Мизова, М. Х. Преемственность дошкольного и начального общего образования как фактор реализации национально-регионального компонента (на примере Кабардино-Балкарской республики) [Текст]: автореф. дис…. канд. пед.наук / М.Х. Мизова. – Ростов н/Д, 2003.- 19с.
  3.  Майоров, А. Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов управления [Текст]: / А. Н. Майоров. – СПб., 1992. – 78с. 
  4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст]/ А.К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – С. 32.
  5.  Некрасова, М.А. Народное искусство в России. Народное творчество как мир целостности [Текст] / М. А. Некрасова. – М. : Наука, 1983. – 218 с.
  6. Пантелеев, Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. Пособие для воспитателя и заведующей детским садом [Текст] / Г.Н. Пантелеев. – Иркутск : Для детей, 1982. – 54 с.
  7. Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старшей группы детского сада [Текст] / Г. Н. Пантелеев. - М. : Просвещение, 1976. – 117 с.
  8. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. – М. : Просвещение, 1956. – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...

Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»

   Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...

Профессиональная компетентность педагогов как условие развития субъектных качеств детей дошкольного возраста

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность ребёнка и оказывают опосредованное влияние на его образ мира и об...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...