Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ
консультация

Дмитриенко Мария Владимировна
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_planam_samorazvitiya.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  самообразования воспитателя

Чтобы выполнить большой и важный труд,                

необходимы две вещи:

ясный план и ограниченное время».
Элберт Хаббард

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

Выбор темы

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему предлагает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

  • Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.
  • Каждый год воспитатель выбирает новую тему.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

  • Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
  • Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
  • Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
  • Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Тит. Лист: Программа  самообразования педагога на__________год.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(учреждение)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

(квалификационная категория)

1

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме__________________________________________________________________________

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с  банком педагогической информации, в системе Интернет );
  • Разработать и реализовать___________ ( стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми,  перспективный план работы с детьми и т.д.)
  • Подготовить  и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, «Семейной гостиной» и т.д.
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр, мини-музей и т.д)
  • Обобщить свой педагогический опыт и распостранить его посредством проведения  консультации для педагогов на тему: ________                      ( выступления на педагогическом совете,  участия в семинаре, проведения  мастер-класса для педагогов) 

Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

Ожидаемые результаты:

  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка  и внедрение  системы работы с детьми по _________
  • создание  педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе)
  • Обогащение предметно-пространственной среды
  • И д.р.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ:

1.Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию

2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)

3. Собственные методические наработки (разработка  практических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т.д)

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)

5. Подведение итогов самообразования( обобщение накопленного опыта и его распостранение)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Этапы реализации программы

Основные мероприятия программы

Срок исполнения

  1. этап

1.Составление библиографии по теме самообразования.

2 Планирование работы по самообразованию

2.Этап

1. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме___________

2.Подготовка и проведение   педагогической диагностики

3 этап

Составление перспективных планов по ____________________________

 Разработка конспектов___________

Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т.д.

4.этап

Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет,  мероприятия для родителей)

5 этап

Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме

1 Проведение РМО

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

4. Выставка работ.

5.Оформление сборника консультаций для родителей.  

6 Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников

Литература:

Автор, название, год издания, издательство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»

Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"

Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...

Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»

Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...