Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 5 до 6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_krasok_5-6_let_gotova.docx107.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 «РОСИНКА»

ПРИНЯТА

Советом педагогов

протокол от 31 августа 2021 г. № 1

 УТВЕРЖДЕНА

Заведующий_________Р.А. Ротова

от  31 августа 2021 г.

Программа ДПОУ проведения занятий

по развитию художественных способностей у детей

«Мир красок»

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Срок реализации – 1 год                                                                

г. Нижневартовск

Паспорт программы

Название программы

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"

Основание для разработки программы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 30, с ч.1 ст. 91, ч. 1 ст. 101;

2. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

5. Устав МАДОУ г. Нижневартовска   ДС №41 «Росинка»

Заказчик, координатор программы

Педагогический совет, родители, (законные представители) детей

Юридический адрес

     628615 Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,            

  г. Нижневартовск, ул. Северная 9-а.

Телефон

(8 – 3466) 44 – 74 – 71,          (8 – 3466) 26 – 38 – 98,

(8 – 3466) 44 – 81 – 27,          (8 – 3466) 44 – 80 – 61

Составители программы

Скороходова Л.А., воспитатель;

Иванова С.И., заместитель заведующего

Исполнители программы

Участники образовательного процесса  

Цель программы

Раскрытие творческих способностей обучающихся, через овладение техникой рисования на воде – эбру.

Задачи программы

  • -познакомить с историей возникновения и особенностями традиционного эбру;
  • -знакомство с различными художественными материалами в технике эбру;
  • -приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
  • -обучение созданию  картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии;

Срок реализации программы:

1 год

Ожидаемые конечные

результаты  

Научить  чувству композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;  чувство фактурности и объёмности. Развить творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

 Научить детей свободно выражать свой замысел, получать эстетическое удовольствие.

Показатели эффективности  

 Будет повышен уровень развития:

-  художественных  способностей старших дошкольников;

  - умения сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;

-  умения  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

Система контроля за выполнения программы

При реализации программы может проводиться индивидуальная оценка развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования; оптимизации работы с группой детей.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка  на выбор интересного занятия для самовыражения,  была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Мир красок» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная программа  составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы  дошкольного образования, а также с учётом психологических  аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной программе  направлены  на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса  и охватывает  различные  стороны воспитания и развития ребёнка

       Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, возникла заинтересованность возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе со школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Программа имеет
художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству эбру, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

 

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.


      Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

      Занятия эбру совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, художественное творчество эбру пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа и культуре народов мира.

       Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством в технике эбру появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Педагогические задачи – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, способствовать тому, чтобы процесс создания и сама работа вызывала чувство радости и удовлетворения.

Отличительные особенности и новизна программы.
      Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
     Программа ориентирована на преимущественном изучении техники рисования на воде – эбру. По мере освоения техники рисования эбру обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования эбру, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

      Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере.
Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов и др.

       Вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию  мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах, оформление выставок стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Использование техники эбру в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования красками на воде хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя красками на воде, не надо ждать, когда краски высохнут, не надо пользоваться ластиком.

      В процессе работы  у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание), данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук,          координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность),  умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.

      Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и  создают условия для расслабления.
Использование технологии эбру в ходе изобразительной деятельности способствует приобретению умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передавать пропорции изображения, владение оттенками цвета, гармоничное сочетание пятен, линий, цветов и оттенков. У детей развиваются внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

     Используя технику эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но эбру оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог. Как сказал кто-то из великих: «Счастье – это средство передвижения, а не пункт назначения» (Happinessis a meanoftravel, not a destination). Эбру – это возможность научиться чувствовать себя счастливым. Это психология самопознания – когда видишь, как краски и вода отвечают на твое внутреннее состояние. Это арт-терапия – когда несколько часов занятия эбру стирают следы недельного стресса.

В традиции эбру, идущей из Турции много философии. Символичность традиционных сюжетов делает их воспроизведение не просто упражнением в совершенствовании техники, а своеобразной медитацией на тему значения изображаемого объекта.

 
Цель программы – раскрытие творческих способностей обучающихся, через овладение техникой рисования на воде – эбру.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • познакомить с историей возникновения и особенностями традиционного эбру;
  • знакомство с различными художественными материалами в технике эбру;
  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
  • обучение созданию  картин на воде с учетом смешения красок.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (  оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  • формирование устойчивого интереса к художественной деятельности в технике эбру;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст обучающихся – 5-6 лет,  

Наполняемость учебной группы – 6  человек.

Формы и режим занятий.
Для реализации программы используются несколько
форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.  
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

 Комбинированное занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей

       В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения (приложение 1-3).

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.

      Основная часть - непосредственно работа красками на воде по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).
     Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.

Режим занятий
Занятия   групп проводятся 2
раза в неделю по 30 мин.   перерывом в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:

•        1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;
•        2-й – освоение основных приемов рисования.  

•        3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.
      В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми техникой рисования на воде. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.
К концу   обучения  будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  • контрасты форм;
  • свойства красок и графических материалов;
  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

Уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;

(у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества)

  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • трудолюбие;
  • самостоятельность;
  • уверенность в своих силах.

 

Способы проверки результатов.
     В процессе обучения  детей  по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

     Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  • через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно!

Основные принципы  программы

 

1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и т.п.

2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

          4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

         5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

        6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

 

Описание техники рисования

       Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

      Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.  Эбру — это древнее искусство рисования на воде. Где и когда зародилось искусство эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной эбру принято считать Турцию, хотя здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же эбру, по некоторым предположениям, в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно — эбру появилось на Востоке. Самая древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что это искусство появилось значительно раньше.   Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки, проволоки, шила, или расчески, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.

      Исторически существовало и существует несколько техник эбру.   Баттал эбру, Осветленное эбру, Эбру шаль Соловьиное гнездо, Эбру с надписью, Хатип эбру Фантазийное эбру.

Техника «Баттал эбру».

      Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя. (Одно из значений слова battal — «крупный, размашистый». И действительно, когда художник распыляет краску, движения получаются размашистые). На рисунках эбру, выполненных в этой технике, каким бы высоким ни был уровень мастерства и умений исполнителя, узор формируется исключительно «сам по себе». Некоторые считают такую «самопроизвольность» недостатком, но это характерная особенностьbattal ebru. Здесь художник — всего лишь одна из составляющих, наравне с водой и краской.

Техника «Осветленное эбру».

     Рисунок, выполненный в этой технике, выглядит так, как будто его наносили легкими штрихами. Этот вид эбру еще называют «осветленным», потому что цвета на рисунке получаются очень светлыми. Такой эффект достигается за счет того, что краску разводят большим количеством воды и добавляют больше желчи. Осветленные эбру в основном применяют в каллиграфии в качестве фона.

Техника «Эбру шаль».

      Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «эбру шаль».

Техника «Соловьиное гнездо».

     Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

 Техника «Эбру с надписью».

      Другое название — «вписанное эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства. Вначале делается сама картинка (как фон) в технике эбру, а затем с помощью трафарета наносится надпись.

 Техника «Хатип эбру».

       Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. По сути, эта техника была переходным этапом от абстрактных текстурк эбру с изображениями цветов. Состоит в том, что на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски так, чтобы центры каждой из них совпадали (как у концентрических окружностей). Затем с помощью шила придают этим кругам разнообразную форму, чтобы получился цветочный орнамент.

Техника «Фантазийное эбру».

     Фантазийное эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник. Краски иматериалы, используемые втехнике эбру.

      Технология традиционного эбру — это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. В качестве загустителя воды используется экстракт растения гевен (Astragalus membranaceus) из рода астрагал. Это многолетнее, травянистое, колючее растение произрастает в Южной и Юго-Восточной Анатолии. Из стебля этого растения при надрезе стекает сок — своеобразная молочнообразная жидкость. Вытекая из стебля, она постепенно застывает, высушивается и превращается в сухие хлопья. Этот продукт называется китре. Для получения нужного водного раствора для эбру китре нужно настаивать 2 недели. Но можно использовать готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки. Краски для эбру изготавливаются на основе трех основных составляющих: натурального пигмента, воды и бычьей желчи. Основным отличием от любых других красок является то, что они не растворяются в воде (растворе), прекрасно держат свою форму, не смешиваются между собой, однако легко поддаются воздействию художника для образования и сохранения определенных форм. Рисование эбру осуществляется непосредственно в специальной емкости — ванночке, поддоне прямоугольной формы. Размеры емкости для эбру разные.

      Основная задача кистей — вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы, но это не обязательно. Для выполнения самого рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Вместо шила вполне подходят спицы, иголки, проволочки, зубочистки и т. п. Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для создания фона. Сам процесс детей завораживает.   Смотреть, как капли краски растекаются по поверхности воды, как на один цвет ложится другой, одно удовольствие. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором. Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному.        

       По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство! Краски распыляются, капаются и разбрызгиваются по поверхности воды. Последовательность таких действий может быть любой ребенок. Ориентироваться можно только на свои ощущения. Эбру — это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. Чтобы перенести рисунок с поверхности воды на бумагу, нужно аккуратно, медленно и равномерно уложить лист на поверхность воды.      Любое резкое движение может испортить всю работу. Но иногда можно воспользоваться неожиданными эффектами, которые возникают в результате ошибок. Так же аккуратно и плавно лист бумаги отделяется от воды и кладется на стол рисунком вверх. Остается дождаться, когда краска высохнет, а потом рисунок можно вешать на стену.

       Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно! В наш стремительный век мы идем в ногу с техническим прогрессом, примеряем на себя новые достижения технической мысли, стараемся успеть, не отстать — это стало неизбежностью, неотъемлемой частью нас самих. Но, возможно, хоть иногда, стоит на миг остановиться и оглядеться. Быть может, самый важный прогресс нужно искать внутри себя — в личностном росте, в развитии собственного внутреннего духовного мира. Возможно, не материальный, а духовный прогресс личности должен стать истинной силой движения вперед. Такой внутренний импульс может дать учащимся эбру: глубоко живое искусство, процесс самопознания, игра на внутренних струнах, легкий ветерок и стремительный вихрь, смысл соединения всего живого на Земле при помощи воды.

Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.  

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами

Учебно – тематический план

Название раздела

Форма занятия

Всего часов

Теория

Практика

Техника Баттал эбру

1

Введение в предмет

Беседа

Знакомство с красками и инструментами для работы

Комплексное

1

0,5

0,5

2

Цвет в поэтических произведениях (рисование одним цветом – фон для картины)

Комплексное

1

1

3

Рисование  «Цветок»

Комплексное

1

1

4

Учимся рисовать «Веточка с листьями»

Комплексное

1

1

5

Вот она какая, осень  золотая

Комплексное

1

1

6

Тема: «Мое любимое дерево осенью»

Комплексное

1

1

7

 «Буря»

1

1

8

 «Веселые человечки»

1

1

9

«Первый снег»

1

1

Техника «Осветленное эбру»

7

«Снежинки»

Комплексное

4

0,5

3,5

8

 « Снежные горы»

Комплексное

9

 «Зимнее деревце»

Комплексное

9

«Насекомые»

Комплексное

Техника Баттал эбру

10

«Зимний лес»

Комплексное

5

0,5

4,5

11

«Зимние забавы»

Комплексное

12

«Зимняя метель»

Комплексное

13

«Зимние краски»

Комплексное

14

«Морозный узор»

Комплексное

Техника «Эбру шаль»

15

Открытка поздравительная «День защитника отечества»

Комплексное

3

0,5

2,5

16

«По замыслу»

Комплексное

17

«Пришла Весна, бегут ручьи»

Комплексное

Техника «Фантазийное эбру»

18

«Березка»

Комплексное

1

0,5

0,5

19

«Дождь и радуга»

Комплексное

1

1

20

«Первые подснежники»

Комплексное

1

1

21

Звездное небо. «День космонавтики»

Комплексное

1

1

22

«Перелетные птицы»

Комплексное

1

1

23

«Улыбка весны»

Комплексное

1

1

24

Салют. « День победы»

Комплексное

1

1

Техника «Соловьиное гнездо»

25

Весенние цветы «Одуванчики»

Комплексное

4

0,5

3,5

26

Красивый пейзаж. Тема «Весна»

Комплексное

27

Тема: «Бабочки»

Комплексное

28

Тема: «Цветная поляна»

Комплексное

Техника Баттал эбру

29

Тема: «Рисование – экспериментирование»

Комплексное

1

0,5

0,5

30

Тема: «Цветы луговые»

Комплексное

1

1

31

Сюжетная картина «Нарядные бабочки»

Комплексное

1

1

32

Тема: «Радуга – радуга»

Комплексное

1

1

                                                                                                     

                                                                                                Всего: 36 часов, 72 занятия

Календарный график

месяц

неделя

тема

№ занятия

сен

тябрь

Введение в предмет

Беседа

Знакомство с красками и инструментами для работы

Занятие № 1-2

Цвет в поэтических произведениях (рисование одним цветом – фон для картины)

Занятие № 3-4

Рисование  «Цветок»

Занятие № 5-6

Учимся рисовать «Веточка с листьями»

Занятие № 7-8

Вот она какая, осень  золотая

Занятие № 9-10

 октябрь

Тема: «Мое любимое дерево осенью»

Занятие № 11-12

 «Буря»

Занятие № 13-14

 «Веселые человечки»

Занятие № 15-16

«Первый снег»

Занятие № 17-18

«Снежинки»

Занятие № 19-20

ноябрь

 « Снежные горы»

Занятие № 21-22

 «Зимнее деревце»

Занятие № 23-24

«Елочка нарядная»

Занятие № 25-26

«Зимний лес»

Занятие № 27-28

декабрь

«Зимние забавы»

Занятие № 29-30

«Зимняя метель»

Занятие № 31-32

«Зимние краски»

Занятие № 33-34

«Морозный узор»

Занятие № 35-36

январь

Открытка поздравительная «День защитника отечества»

Занятие № 37-38

«По замыслу»

Занятие № 39-40

«Пришла Весна, бегут ручьи»

Занятие № 41-42

февраль

«Березка»

Занятие № 43-44

«Дождь и радуга»

Занятие № 45-46

«Первые подснежники»

Занятие № 47-48

Звездное небо. «День космонавтики»

Занятие № 49-50

март

«Перелетные птицы»

Занятие № 51-52

«Улыбка весны»

Занятие № 53-54

Салют. « День победы»

Занятие № 55-56

Весенние цветы «Одуванчики»

Занятие № 57-58

апрель

Красивый пейзаж. Тема «Весна»

Занятие №59-60

Тема: «Бабочки»

Занятие №  61-62

Тема: «Цветная поляна»

Занятие №63-64

Тема: «Рисование – экспериментирование»

Занятие № 65-66

Тема: «Цветы луговые»

Занятие № 67-68

май

Сюжетная картина «Нарядные бабочки»

Занятие № 69-70

Тема: «Радуга – радуга»

Занятие № 71-72

Программно – методическое обеспечение

пп

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

1

«Мир красок»

Программа  ДПОУ проведения занятий  по   развитию художественных  способностей у детей  

 Методическое пособие

И.А. Лыкова «Веселые ладошки»

Перспективное планирование

 

Тема занятия

Техника Баттал эбру

1-2 занятие

Тема: Введение в предмет

Беседа        

Знакомство с красками и инструментами для работы

Цель: Знакомство с различными художественными материалами в технике эбру. Обучение технике эбру. Познакомить детей с техникой рисования на воде. Познакомить с историей возникновения и особенностями традиционного эбру.

3-4   занятие

Тема: Цвет в поэтических произведениях (рисование одним цветом – фон для картины)

Цель: Создать  для детей ситуацию  рисования  новым способом – Эбру  (масляными красками на воде с загустителем), обучить  способу работы  рисования на воде, учить терпению и выдержке при работе с жидкими красками, наборе  краски из пипетки  «капельками». Воспитывать, самостоятельность, аккуратность.

5-6 занятие

Тема: Рисование  «Цветок»

Цель: Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие, упорство в достижении цели.

7-8 занятие

Тема: Учимся рисовать «Веточка с листьями»

Цель: Учить азам  композиции (статика, движение). Воспитывать уверенность в своих силах.

9-10 занятие.

Тема: Вот она какая, осень  золотая

Цель: Учить правильно, использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом. Воспитывать самостоятельность.

11-12занятие.

Тема: «Мое любимое дерево осенью»

Цель: Обучение созданию  картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии. Воспитание аккуратности.

13-14 занятие

 Тема: «Буря»

Цель: Формировать азы воздушной перспективы (дальше, ближе). Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия.

15-16 занятие

 Тема: «Веселые человечки»

Цель: Учить выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции. Воспитание аккуратности.

17-18. занятие

Тема: «Первый снег»

Цель: Учить смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки. Воспитывать умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.

Техника «Осветленное эбру»

19-20 занятие

Тема: «Снежинки»

Цель: Формировать умение работать в определённой гамме. Воспитывать терпение, самостоятельность, активность, инициативность.

21-22 занятие

 Тема: « Снежные горы»

Цель: Развивать познавательную  активность детей путем экспериментирования в изодеятельности. Воспитывать самоконтроль.

23-24 занятие.

 «Зимнее деревце»

Цель: Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать, самостоятельность, аккуратность.

25-26 занятие

Тема: «Елочка нарядная»

Цель: Учить правильно, использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом. Воспитывать умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место. Воспитывать уверенность в своих силах.

Техника Баттал эбру

27-28 занятие

Тема: «Зимний лес»

Цель: Формировать умение использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет). Воспитывать умение работать в группе.

29-30 занятие

Тема: «Зимние забавы»

Цель: Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения. Воспитывать терпение, самостоятельность, активность, инициативность.

31-32 занятие

Тема: «Зимняя метель»

Цель: Развивать умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивать контроль над собственными действиями. Воспитывать, самостоятельность, аккуратность.

33-34 занятие

Тема: «Зимние краски»

Цель: Формировать умение изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата.

35-36 занятие

Тема: «Морозный узор»

Цель: Содействовать развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия.

Воспитание аккуратности.

Техника «Эбру шаль»

37-38 занятие

Тема: Открытка поздравительная «День защитника отечества»

Цель: Развивать фантазию, воображение, мыслительную и речевую деятельность, слуховое и зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развитие мелкой моторики рук. Воспитывать терпение, самостоятельность, активность, инициативность.

39-40  занятие

Тема: «По замыслу»

Цель: Развивать стремление к художественному самовыражению и творчеству. Воспитание аккуратности.

41-42 занятие

Тема: «Пришла Весна, бегут ручьи»

Цель: Закрепить цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета). Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия.

Техника «Фантазийное эбру»

43-44 занятия

Тема: «Березка»

Цель: Закреплять знания о свойствах красок и графических материалов. Воспитывать умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.

45-46 занятия

Тема: «Дождь и радуга»

Цель: Совершенствовать  органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать. Воспитывать самостоятельность.

47-48 занятия

Тема:  «Первые подснежники»

Цель: Формировать умение работать в определённой гамме. Воспитывать умение работать в группе.

49-50 занятие

Тема: Звездное небо. «День космонавтики»

Цель: Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать самоконтроль.

51-52 занятие

Тема:  «Перелетные птицы»

Цель: Учить выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции. Воспитывать уверенность в своих силах.

53-54 занятие

Тема:  «Улыбка весны»

Цель: Учить смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки. Воспитывать трудолюбие. Воспитывать самоконтроль

55-56 занятие

Тема: Салют. « День победы»

Цель: Учить грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки. Воспитывать самоконтроль.

Техника «Соловьиное гнездо»

57-58 занятие

 Тема: Весенние цветы «Одуванчики»

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством. Воспитывать уверенность в своих силах.

59-60 занятие

Тема: Красивый пейзаж. Тема «Весна»

Цель: Учить правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом. Воспитывать умение  уступать.

61-62 занятие

Тема: «Бабочки»

Цель: Развитие умения передавать форму, строение  и его частей, правильные пропорции частей, используя текучесть воды и разные цвета и  оттенки красок.

63-64 занятие

Тема: «Цветная поляна»

Цель: Формировать умение соблюдать последовательность в работе (от общего к частному). Воспитывать умение  уступать.

Техника Баттал эбру

65-66 занятие

Тема: «Рисование – экспериментирование»

Цель: Развивать познавательную  активность детей путем экспериментирования в изодеятельности. Воспитывать  ответственность.

67-68 занятие

Тема: «Цветы луговые»

Цель: Учить правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом. Воспитывать самоконтроль.

69-70 занятие

Тема: Сюжетная картина «Нарядные бабочки»

Цель: Повысить личностную самооценку ребенка: дать ребенку  почувствовать себя режиссером, художником  и исполнителем волшебной сказки, воспитывать  чувство  радости, сопричастности к  уникальному и неповторимому творчеству.

70-72 занятие

Тема: «Радуга – радуга»

Цель: Формировать умение работать в определённой гамме.

Воспитывать умение радоваться своим успехам и успехам товарищей.

Материально- техническое  обеспечение программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

 

  • столы;
  • стулья;
  • мольберты;
  • магнитофон;
  • диски с музыкой (детский репертуар).

 

Требующие  материалы для рисования на воде

  • Краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду.
  • Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде.
  • Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки.
  • Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы.
  • Гребешок. Народные мастера изготавливают специальный инструмент, однако, можно воспользоваться и любым дешевым пластиковым гребешком для получения чешуек на рисунке.
  • Специальный загуститель для воды.

Кабинет по дополнительной образовательной платной услуге «Мир красок» оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей.  Одним из главных принципов построения данной среды для нас является - доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.

Педагогический мониторинг оценивания уровня усвоения программы.

 Оценка результативности программы проводится по методике

Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности   дошкольников».

Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

 

Анализ продуктов деятельности

 

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

 

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

 

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:

 

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.

 

2. Передача формы:

• форма передана точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

 

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• части предмета расположёны неверно.

 

4. Передача пропорции предмета в изображении:

 

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно.

 

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

 

а) расположение изображений на листе:

• по всему листу;

• на полосе листа;

• не продумана, носит случайный характер;

 

б) соотношение по величине разных изображений,

составляющих картину:

• соблюдается пропорциональность в изображении

разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана неверно.

 

6. Передача движения:

• движение передано достаточно четко;

• движение передано неопределенно, неумело;

• изображение статичное.

 

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.

 

7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

 

а) цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступления от реальной окраски;

• цвет предметов передан неверно;

 

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

 

Анализ процесса деятельности

 

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей):

 

а) характер линии:

• слитная;

• линия прерывистая;

• дрожащая (жесткая, грубая);

 

б) нажим:

•средний;

• сильный, энергичный (иногда бумагу);

• слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):

• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

 

     г) регуляция силы нажима:

• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;

• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

 

    2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

 

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

 

б) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

 

     в)       эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

 

З. Уровень самостоятельности:

 

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

 

4. Творчество:

 

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в)       стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

 

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

 

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

 

   Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

                                                                                                  Таблица № 1

  

Анализ детских работ 

 Имя ребенка

 

 

Самостоятельность в выборе изобразительных материалов

 

 

Создание новых комбинаций из основных элементов

 

 

Увлеченность и интерес к деятельности

 

 

Творческое применение различной техники изображения и материалов

 

 

Соответствие детской работы основным художественным требованиям

 

 

Оригинальность выполнения замысла

 

 

Список литературы:

 

1.   Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 

2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 

3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

4. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

7. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

 

 

 

 

          

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей 4 -5 лет «Цветные ладошки»

Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом,...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Волшебные ладошки»

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно ...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 3 до 4 лет)

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 4 до 5 лет)

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей  "Мир красок"...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией....

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией...