Консультация для педагогов по педагогическому проектированию и проектно – исследовательской деятельности
методическая разработка

Гамолка Светлана Юрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_proektnoy_deyatelnosti.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Иланский детский сад № 50»

Консультация для педагогов

 по педагогическому проектированию 

и проектно – исследовательской деятельности

                        (способы разработки проектов)

                                                                                                       Составитель: старший воспитатель

 С.Ю. Гамолка

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.  

Возможность использования метода проектной деятельности в работе с  дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод(процесс) изучения чего-либо

Главная цель исследовательского обучения — формирование у  ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога. 

Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.  Проектная деятельность – это одна из наиболее интересных интерактивных технологий в образовании и в то же время сложных с точки зрения организации.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.

Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:

- стремление к исследованию, познанию на основе ощущений;

- стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых;

- интерес к той информации, которую можно применять практически;

- стремление к разнообразию видов деятельности.

Принципиальное отличие исследования от проектирования:

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее  

Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе. В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?» Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер. 

Проектно -  исследовательская деятельность дошкольников  - это  получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос.   В связи с вышесказанным, обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.

Исследовательский проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого “наматывается” клубок проблемных ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них. Неиссякаемый источник исследования для дошкольника – наблюдения за природой, окружающей действительностью.

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность ребенка и взрослого по решения актуальных теоретических и практических задач. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Результатами исследования могут быть рецепты, продукты деятельности детей, памятки, имеющие практическую значимость. Это может быть рассказ ребенка, детский рисунок. Вместе с взрослым ребенок может изготовить макет, сделать фото, приготовить из овощей и фруктов какое – либо блюдо, пригласив друзей и родителей на чаепитие.

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие:

1. Определение темы

2. Определение целей

3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:

- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;

- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.

4. Выполнение проекта - практическая часть.

5. Подведение итогов.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог дожжен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием.

Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять. Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным. Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий. Существуют разные способы разработки проектов.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитательзадает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Модель на примере проекта «Ягоды»

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнать об этом?

Ягоды бывают разного цвета.

Из ягод варят варенье.

Ягоды есть съедобные и ядовитые.

Какая ягода самая большая?

Что можно приготовить из ягод?

Где растут ягоды?

Как можно быстро собрать ягоды?

Спросить у мамы или бабушки.

Посмотреть по телевизору или в интернете.

Прочитать научные книги.

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

     

Советы воспитателю по работе над проектом:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т.п.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном

образовательном учреждении  заключается  в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Примерные темы исследовательскихпроектов:

-младшая группа:

Азбука добра
Апельсин и его особенности
Безопасная жизнь
В гостях у сказки
В детский сад с улыбкой
В здоровом теле - здоровый дух
В поисках солнышка
Вода и её свойства
Вода нужна всем
Волшебная радуга
Детский сад – мой второй дом
Детский сад - моя большая семья
Дикие животные
Домашние животные
Дружба крепкая
Жили-были профессии
Загадочный остров
Зайка в гости к нам пришел
Зеленый подоконник
История возникновения снеговика
Капелька
Кладовая развлечений
Книжка-малышка
Кто живет в лесу
Мой домашний любимец
Мой любимый сказочный герой
Морские обитатели
Мы маленькие волшебники
Мы природу бережем - наш красивый общий дом
Мыльные пузыри
На подмогу в огород
Обитатели болота
Однажды хозяйка с базара пришла
Одуванчик - лучик солнца
Песок и его свойства
Почему весной сосулька плачет?
Почему птицы поют?
Почему распускаются почки
Почему трава зеленая?
Почему тучка плачет
Птицы зимой
Путешествие в мир сказок
Путешествие на остров Дружбы
Разноцветная неделя
Семья - это счастье
Синьор Помидор
Сказки всегда с нами
Скоро, скоро Новый год!
Снег и лёд - в чём отличия?
Тонет - не тонет
Трава банан
У лукоморья
Умный светофор
Хлеб всему голова
Чистюля
Что такое ветер?
Что такое снег?
Что такое хорошо и что такое плохо
Я и моя семья
Ягода арбуз

-средняя группа:

Вежливые слова
Волшебная страна - подводное царство
Город маленьких пешеходов
Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь!
Дружба начинается с улыбки
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Зачем ежу яблоко?
Какие дома у разных животных?
Комнатные растения
Космические путешественники
Красный, желтый, зеленый
Крокодиловы слезы
Кролики
Кто же в гнёздышке живёт?
Кто живет у нас в лесу?
Кто под бугорком живёт?
Кто строит дом на реке?
Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Кто такие птицы?
Кто такой слон?
Кто ты, собака?
Любим спортом заниматься
Мой сад
Мой храбрый поступок
Мой цветник
Мы любим театр
Мы правнуки твои, Победа!
Награда в нашем доме
Наш дом. Наш двор.
Одуванчик — маленькое солнышко
От семечка до ягодки
Письмо моей бабушки внуку
Портрет земляники
Почему в яблоке не прорастают семена?
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему у елки колкие иголки?
Праздники нашей семьи
Путешествие в страну дорожных знаков
Путешествие в царство Нептуна
Путешествие косточки
Путешествие по сказкам
Растения детского сада
Россия - Родина моя
Русская берёзка
Семейные реликвии
Семейные традиции
Спортивная жизнь моей семьи
Традиции моей семьи
Удивительный мир аквариума
Фиалка для мамы
Цветы бывают разные
Что мы знаем о древесной коре?
Что мы знаем о лимоне?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Чудесное лукошко
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко

-старшая и подготовительная группы:

Байкал - жемчужина Сибири
Быть здоровыми хотим
Волшебница - водица
Волшебное превращение глины
Волшебный мир К.И. Чуковского
Волшебство на грядке
Вся правда об акулах
Выращиваем фасоль
Да здравствует мыло душистое
Деревья - наши друзья
Домашние питомцы
Дружбой нужно дорожить
Друзья планеты Земля
Елочка-красавица
Животные жарких стран
Загадки космоса
Загадочный космос
Здоровые зубы - красивая улыбка
Здравствуй, лето!
Здравствуй, театр!
Зеленая аптека
Зелёная планета
Зимующие птицы - наши друзья
Игрушки из русской избушки
Искусство создания книги
История новогодней игрушки
К далеким мирам
Как краски на палитре появились
Как появился телефон
Как спасти нашу реку?
Как хлеб на стол пришел
Какую воду мы пьём
Картошка - хлебу подспорье
Книжный дом
Кукла-неваляшка
Лук - наш добрый друг
Люди и дельфины
Люди и кошки.
Маленькие открытия в моей большой семье
Мамонты — древние и могучие
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир зебр
Мир кактусов
Мир китов
Мир лошадей
Мир растений на подоконнике
Мир собак
Мир цветов
Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой кот
Мой край
Мой любимый цветок
Мой пудель
Мой родной город
Молоко и молочные продукты
Моя малая родина
Моя семья, мой детский сад
Мультфильм своими руками
Мы любим чистоту


Мыльная пена
Наш дом
Наше здоровье - в наших руках
Неделя здоровья
Огонь - опасная страна
Осеннее дерево
Основы безопасности и жизнедеятельности дома и на улице
Первый цветок - подснежник
По морям, по волнам
По сказкам А.С. Пушкина
Покормите птиц зимой
Полезные вершки и корешки
Полиэтилен в городе мастеров
Посмотрите, одуванчик!
Потерянный мир динозавров
Почему вымерли динозавры?
Почему извергаются вулканы?
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему морская вода соленая?
Почему появляются водопады?
Почему растет растение
Почему у елки колкие иголки?
Правила безопасности
Про вершки и корешки
Прогулка в лес
Путешествие вокруг света
Путешествие на Северный полюс
Пушкин и музыка
Ребенок имеет право
Рождественская елочка
Роль растения в жизни человека
Россия моя мастеровая
Спортивные игры с мячом
Таинственный комос
У ханты в тайге
Удивительный мир космоса
Удивительный мир рыб
Фотографии - истории без слов
Хлеб всему голова
Хочу быть на папу похожим!
Чем пахнут ремесла
Что мы знаем о подсолнухах?
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Что я знаю о себе
Чудесные превращения, или Что такое сыр?
Широкая масленица
Экологическая тропа
Я - человек
Я в мире людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

педагогический совет "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ"

Конспект проведения педагогического совета в ДОУ...

Педагогический совет на тему «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический совет по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей,  повышения их методического уровеня,  способствования их творческому поиску....

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА : «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»

формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности....