Доклад к педагогическому совету "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_trudovom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:
«Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»
Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование современных форм работы в трудовом воспитании дошкольников направлено на повышение эффективности детского труда, его результативности, на формирование осознанного отношения воспитанников к трудовой деятельности. Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?
Одним из современных инновационных методов обучения является - проект.
Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.
В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе, благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования (пример, проекты «Огород на окне»)
Технология исследовательской деятельности. Трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям увидеть, как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.
Пример применения технологии исследовательской деятельности в трудовом воспитании: говоря с детьми об осенних работах людей, рассматривается тема посева озимых. У детей проявился интерес: почему посев проводят осенью, ведь скоро наступит зима, будет холодно, посевы замерзнут. Решили проверить так ли это. Налили в три пластиковые бутылки воды и закопали в снег на разную глубину, через двое суток откапали бутылки. Сделали вывод о том, что глубоко под снегом вода не замерзла, значит, снег способен удерживать тепло. Выполняя эксперимент, дети формировали навыки откапывания, закапывания, умение правильно держать лопату, формировались выносливость, терпение, сила рук.
Для того чтобы отработать навык работы с лопатой поставили перед детьми проблемный вопрос: Каких полосок будет больше от узкой или широкой лопаты. Провели эксперимент, разделив участок на две равные части. Сделали вывод, что от широкой лопаты дорожек меньше, а от узкой больше. Дети, выполняя эксперимент, отрабатывали навык чистки снега.
Информационно - коммуникативная технология. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес, позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников; одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (людей разных профессий). Вариативность использования различных игр и упражнений, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением ИКТ - всё это позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания. Например, в дидактических играх с применением ИКТ по ознакомлению с трудом взрослых можно формировать представления детей о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей, ранней профориентации детей.
Игровая технология. В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились целесообразно организовать дидактические, сюжетно- ролевые игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать (игровые ситуации «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку»).
Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.
Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.
Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и другие; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др., из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.
Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т. д., чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Остановлюсь на формировании сюжета наиболее любимой ребятами игры в «больницу». Первое, что можно сделать, это познакомить их с книгой К. Чуковского «Айболит», обратить внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате, рассмотреть иллюстрации о том, как Айболит лечит зверюшек. Посетить кабинет мед. сестры в детском саду, посмотреть весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вату, коробочки со шприцами. В следующий раз непосредственно наблюдать за работой мед. сестры, объяснить ребятам, что врач заботится об их здоровье, делает прививки, чтобы никто не болел. Затем внести в игровую комнату халат с шапочкой, сумка врача, в которой лежали градусник, трубка для врача. Познакомить детей с этими атрибутами, объяснить детям их значение, показать, как нужно действовать, дать самим детям попробовать послушать кукол, мишек, поставить градусник, в другой раз непосредственно перейти к игре. В дальнейшем в игру вводятся новые медицинские атрибуты: шприц, банки. Постепенно усложняется сюжет. А когда у детей стало больше знаний о профессии и появился некоторый опыт проводится игра в «больницу». Сюжетно- ролевые игры оказывают большие возможности для воспитания у детей желания и умения трудиться.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). В методику руководства трудом педагогами используются различные ТРИЗовские методы: проблемные ситуации, мозговой штурм, приём эмпатии, составление сказок, придумывание загадок.
Благодаря использованию этих методов и приёмов достигается возможность получать практический результат, почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы, повышается вероятность решения творческих задач у детей.
Опыт работы с детьми показал, что одним из средств развития творческого познания в труде может стать использование алгоритма решения изобретательских задач при выходе из проблемных ситуаций.
Дети овладевают алгоритмом в два этапа.
• На первом этапе знакомство детей с каждым компонентом в отдельности, возможность увидеть наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, т. е. открывается перед детьми тайна двойного.
Например, тема «Мыло». Игра «Хорошо – плохо».
Мыло это хорошо, потому что вкусно пахнет, легко мылится, получаются мыльные пузыри, пена, чисто моет, отстирывает грязь, убивает микробы, чертит, рисует на ткани, на цветной бумаге.
Но мыло это и плохо, потому что скользкое, щиплет глаза, сушит кожу, долго смывать, прополаскивать, может вызвать аллергию.
И так на любом примере: вода, дерево, металл, любой трудовой инструмент (нож, гвоздь, молоток и т. д., бытовая техника (пылесос, утюг, микроволновая печь, электрический чайник и т. д.). Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте – значит научить его основам ТРИЗа.
• На втором этапе предлагаются детям проблемные ситуации, которые они решают с помощью алгоритма, т. е. находят решения, при которых можно получить оптимальный результат.
Вечером Мишка приходит в группу и сообщает, что завтра дети младшей группы хотят папе сделать подарок, но у них не во что налить клей и тряпочек нет.
– Можем мы дать свои тряпочки и чашечки для клея?
(Можем, но они грязные). Ситуация.
– Как помочь детям младшей группы?
Предложения детей: забрать домой грязные предметы – мамы помоют, постирают, а утром отдадим Мишке.
– Но мамы заняты домашней работой.
(Утром попросить няню помыть и постирать).
– Но и няне утром некогда, ей нужно пыль вытереть, завтраком нас накормить, посуду мыть.
И тут обязательно хоть один ребёнок да придёт к решению:
– А мы сами сейчас можем помыть. Постирать, а утром отдать всё Мишке.
Так решая проблемные ситуации, дети чувствуют собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.
Все перечисленные технологии в организации всех видов детской деятельности, в том числе и трудовой, применяются интегрировано и взаимосвязаны. Надо отметить, что развитие исследовательской деятельности без использования проектных технологий и ТРИЗ - технологии не может существовать.
В заключении, хочется отметить, как писал великий педагог В.А. Сухомлинский: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"
В данном докладе раскрываются основы технологий ОБЖ дошкольников...
Доклад на педагогическом совете Тема: «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»
Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование совр...
Презентация к педсовету "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"
Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач....
«Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»
Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование совр...
Доклад к педагогическому совету на тему : "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"
laquo;Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко....
Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»
Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование совр...
Доклад на педагогический совет «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»
Слайд 2 ВступлениеДля поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. ...