Рекомендации для воспитателя по развитию игровой деятельности
консультация

Горбунова Наталья Николаевна

Игра - важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. В игре ребенок развивается и познает мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности

 в младшей группе.

Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

 Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

 Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

 Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

 Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».

 Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

 Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).

 Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).

 Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

 Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

 Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

 Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности

в средней группе.

 Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

 Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

 Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

 Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

 Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

 Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге

 Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

 В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

 Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

 Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

 Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

 Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

 Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности

   с детьми старшего возраста (старшие, подготовительные группы).

Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

 Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

 Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.

 Воспитатель поощряет детскую инициативу.

 Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).

 Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

 Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

 Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

 Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

 Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

 Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

 Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

 Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

 Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

 Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

 Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Рекомендации  по  формированию  адекватной  самооценки  

у детей старшего  дошкольного возраста.

1.Давая  негативную  оценку  действиям  ребенка,  нельзя  говорить: «Ты  не  умеешь  строить,  рисовать…подметать».  В  этих  случаях  ребенок  не  может  сохранить  побуждение  к  данному  виду  деятельности,  утрачивает  уверенность  в  себе,  в  своих  силах,  способностях.

С  переживания  низкой  самооценки,  вызванной  отношением  взрослых,  начинается  невротическое  развитие  ребенка.

2.  Нельзя  позволять,  чтобы  негативная  оценка  деятельности  ребенка распространялась  на  его  личность,  то  есть  ребенка  надо  критиковать  за  его  поведение.  Оценка  личности  блокирует  развитие  ребенка  и  формирует  комплекс  неполноценности,  а  следовательно,  и  неадекватную  заниженную  самооценку  и  уровень  притязаний.

3.  Очень  важна  интонация,  эмоциональная  окраска  высказывания,  обращенного  к  ребенку.  Дети  реагируют  не  только  на  содержание,  но  и  на  эмоциональную  окраску,  в  которой  заключено  отношение  к  ребенку.

4.Недопустимо  сравнивать  ребенка  (его  дела  и  поступки)  с  кем-то  другим,  его  нельзя  никому  противопоставлять,  такие  сравнения  являются  с  одной  стороны,  психотравмирующими,  а  с  другой-формируют  негативизм,  эгоизм,  зависть.

5. Родители  должны  создавать  такую  систему  взаимоотношений  с  ребенком,  в  которой  он  будет  воспринимать  себя  только  благоприятно (как  норму).  Лишь  в  этом  случае  он  может  нормально  воспринимать  чужие  успехи,  без  снижения  самооценки.

6.Главная  функция  семьи  заключается  в  том,  чтобы  способность  социальной  адаптации  ребенка  исходила  из  его  возможностей.

7. В  отношениях  к  ребенку  недопустим  резкий  переход  от  только  положительных  оценок  к  резко  отрицательным,  от  наказующего  тона  к  ласковому  задабриванию.

Рекомендации для родителей агрессивных детей

При взаимодействии с агрессивным ребёнком:

принимайте ребёнка таким, какой он есть;

предъявляя к ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;

расширяйте кругозор ребёнка;

включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле;

игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

   Бороться с агрессивностью надо терпением – это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и воспитателей.

 Объяснением. Подскажите ребёнку, чем интересным он может заняться.

 Поощрением. Если вы хвалите ребёнка за хорошее поведение, это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.

Если ребёнок испытывает страхи:

принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;

развивайте в ребёнке положительные эмоции, почаще дарите ему своё время и внимание;

с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребёнка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;

заранее проиграйте с ребёнком ситуацию, вызывающую страх.

Развиваем эмоциональную сферу детей дошкольного возраста

Выготский Л. С. считал, что «эмоциональное развитие детей-одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы у детей

«Поздороваемся весело, грустно, со злостью… »

 Цель: научить с помощью мимики и жестов выражать определённые эмоции

 Дети, сидящие в кругу, передают игрушку друг другу, их задача поздороваться с детьми с радостью, с грустью, со злостью. В конце упражнения побеседовать с детьми. С какой эмоцией больше понравилось здороваться. Почему?

 (аналогичное упражнение «Попрощаемся весело, грустно, со злостью… »)

«Угадай»

 Цель: научить определять и распознавать различные эмоции

 Педагог зачитывает рассказ, сказку детям (необходимо учитывать возрастную группу). Например: по рассказу «Цветик – семицветик».

 Детям необходимо определить настроение героев рассказа в различных ситуациях и показать эмоции с помощью схем – пиктограмм (карточки с различными эмоциями)

«Передай эмоцию»

 Цель: развивать способности узнавать эмоциональные состояния по мимике, пантомимике

 Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза. Педагог-ведущий молча показывает участнику с открытыми глазами какую-либо эмоцию (радость, гнев, печаль, страх и т. д.) при помощи мимики и пантомимики.

 Первый игрок передает второму игроку увиденную эмоцию, как он ее понял и т. д. В конце игры всех участников опрашивают: какую - же эмоцию они показывали.

«Хорошо – похлопай, плохо – потопай»

 Цель: развивать социальные эмоции

 Педагог озвучивает детям ситуации, которые создают хорошее или плохое настроение. Если я скажу хорошую ситуацию, от которой поднимется настроение, вы должны похлопать в ладоши. Если плохую ситуацию, создающие плохое настроение — вы должны потопать ногами.

 Ситуации: «у меня день рожденья», «я болею», «меня поругали», «я подрался», «я не уступил место бабушке в транспорте», «я помог маме помыть посуду», «меня обидели», «я испугался собаки», «я самостоятельно заправил кровать», «мне купили большую игрушку», «я упала и поранила руку», «меня похвалила мама» и др.

«Рисуем эмоцию»

 Цель: развивать эмоциональную сферу, расширять представления об эмоциях и эмоциональных состояниях

 Детям необходимо с помощью различных цветов (можно применить пальчиковые краски) нарисовать весёлое солнышко, грустное солнышко, злое солнышко. Получившиеся рисунки можно подарить друг другу.

Похожие записи:

Дидактическое пособие «Капитошка» как одно из средств эмоционального развития младших дошкольников

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.

Игры, способствующие формированию коммуникативных умений

 у дошкольников

Игры, способствующие формированию коммуникативных умений у дошкольников.

 Важнейшая задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих.

 Идеальный вариант воспитания и образования для будущих школьников – это дошкольное учреждение. От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

 Приоритетным направлением в моей работе является формирование коммуникативных навыков у дошкольников. С первых дней пребывания в детском саду ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с детьми и воспитателем. Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.

 Коммуникативные игры формируют правильные взаимоотношения между детьми: умению играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, проявлять самостоятельность. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции в моей группе - дети привыкают встречать друг друга радостной улыбкой. Провожу такие игры с первых дней прихода детей в груп-пу. Они помогают мне сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит детей новыми впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

 ИГРА «МОЁ ИМЯ».

 Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

 Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Люба, Любочка, Жанна, Жанночка, Алеша.) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.

 После этого упражнения педагог повторяет, кого как будут теперь звать в группе (Люба или Жанночка и т. д.) .

 ИГРА «ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА»

 Цель: развивать умение согласовывать движения

 Участники игры становятся друг за другом. Первый — «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

 ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

 Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

 Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! » Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы - раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

 ИГРА «ВОЛНЫ»

 Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

 Дети садятся в круг, а воспитатель предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

 После такой тренировки воспитатель предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.

 ИГРА «ГНОМИКИ

 Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

 Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть) .

 Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание. Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание? »

 Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их сочувствие и желание помочь.

 ИГРА «МОЗАИКА В ПАРАХ»

 Цель: развивать умение согласовывать движения и умение договариваться.

 Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера. По завершении работы каждое произведение показывается всем остальным, и те пытаются догадаться, что изобразили авторы.

 ИГРА «ЦВЕТОЧНАЯ КЛУМБА».

 Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.

 В игре дети изображают растущие вместе цветы, которые здороваются друг с другом глазами, улыбками и слегка прикасаются друг к другу руками.

 ИГРА «РУКАВИЧКИ»

 Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

 Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать числу пар участников. Ка-ждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.

 ИГРА «РИСУЕМ ДОМИКИ»

 Цель: побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам.

 Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет.

 ИГРА "ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ"

 Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

 Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

 Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от фантазии воспитателя и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель игр - побуждать к заботливому и внимательному отношению к свер-стникам.

Игры на создание положительного, доброжелательного микроклимата

 в группе

«Доброта должна стать таким же важным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку» В. А. Сухомлинский

 Ребенок, приходя в человеческий мир, становиться непосредственным, активным участником в социуме, общаясь и взаимодействуя с окружающими людьми. Нарастающая напряженность в современном обществе, только усугубляет положение подрастающего поколения, которое сталкивается ежедневно с грубостью, равнодушием и агрессией, доминирующей в наше время. Дети иногда даже не воспринимают реально пример ненасильственного, гуманного поведения по отношению к окружающим, «не видят» или не находят путей выхода из «конфликтных и спорных ситуаций», а зачастую и не знают. Наблюдая за детьми, мы взрослые, часто становимся невольными свидетелями отсутствия у детей умения взаимодействовать друг с другом, договариваться, иди на уступку, т. е. избегать конфликтов. Поэтому необходимо учить детей разрешать спорные вопросы ненасильственными методами. В первую очередь необходимо учить быть терпимее, добрее друг к другу, а значит развивать такие чувства, как чуткость, заботливость, внимательность, искренность и т. д. Приобщая детей к миру человеческих ценностей, формируя базовую ступень личностной культуры, в первую очередь учим их быть добрыми.

 Что значит быть добрым? Задавая детям вопрос, мы в свою очередь хотим услышать от них, характеристику положительного нравственного качества человека.

 Доброте, как и любому качеству, присущему человеку нужно учить. Но чтобы научить детей быть добрыми, необходимо заглянуть во внутренний мир каждого ребенка, увидеть тонкие духовные нити, которые связывают его с окружающим миром. Только при условии, знания индивидуальных моральных качеств каждого ребенка, можно установить духовную нить, которая поможет сделать процесс формирования этнического представления о доброте и заботливости интересным и многогранным. В старшем дошкольном возрасте важно помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этнические представления. Очень сложно для понимания ребенка знакомство с абстрактными понятиями, так как их нельзя увидеть, потрогать руками, поэтому в своей работе организую, процесс так, чтобы дети сами «оживляли» эти понятия – обыгрывали ситуации, давали характеристику поступкам. Даю возможность ребёнку почувствовать, осознать, что хороший, добрый поступок – это небольшой вклад в мир доброты. С целью формирования положительных эмоциональных качеств, в группе введен цикл занятий по формированию положительных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной группы. Это - игровые приемы, разбор ситуаций и характеристика поступков, занятия, беседы, психологическая гимнастика, рефлексия, выставки рисунков и т. п. Тематика мероприятий разнообразна: «Утро добрых встреч», «Что значит быть добрым? », «Будем добрее», «Доброта поселиться в сердце твоем», «Будем совершать только добрые поступки», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Лавка хороших поступков», «Список добрых дел», «Копилка поступков», «Пирамида добра» и др.

 Ребёнок живёт в мире игры, она «естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой… » Но для того, что бы она носила воспитательную функцию, для этого необходимо создание необходимых условий, обстановки и конечно грамотного руководства со стороны воспитателя.

 В старше-подготовительной группе, нашего дошкольного учреждения стало традицией проведение игр-тренингов, направленных на формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп. Задачей которых, является создание положительного микроклимата в группе, формирование устойчивой ориентации на сверстника. Предлагаю некоторые их них:

 «Дарим своё тепло»

 Цель: воспитание внимательного и чуткого отношения к окружающим, развитие интереса к личности другого человека.

 Описание игры: дети встают в круг. Одному участнику предлагается положить правую руку в область сердца своего соседа. Задание для детей: почувствовать тепло исходящие от руки и передать следующему.

 «Кривое зеркало»

 Цель: развитие умения понимать эмоциональное состояние сверстников; повышение эмоционального настроя детей.

 Описание игры: ребёнок встаёт перед «воображаемым зеркалом». В «зеркале» другой ребёнок старается изобразить, повторить все движения своего двойника.

 «Путаница»

 Цель: способствовать сплочению коллектива, осознание своей значимости в общем деле, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

 Описание игры: дети встают в круг, соединяют руки в разных направлениях, чтобы получилась «путаница». Задание распутать «путаницу», не расцепляя рук.

 «Царевна Несмеяна»

 Задача: повышение интереса, развитие внимательности и чуткого отношения к эмоциональному состоянию сверстников.

 Описание игры: детям по желанию предлагается «рассмешить, поднять настроение» у другого участника игры в роли «Царевны Несмеяны».

 Литература:

1 Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп. /Сост. Т. Н. Икрянникова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе....

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе....

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формир...

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности

laquo;Игра в жизни дошкольника»Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, прио...