ПАМЯТКА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ: Как разрешать конфликтные ситуации
методическая разработка

Бурмистрова Елена Александровна

Конфликтные ситуации – неотъемлемая часть жизни любого человека, и детский сад не становится исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их, однако, когда речь идет о детях, это не всегда возможно. Правильно выстроив поведение при возникновении неприятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между детьми, воспитанниками и педагогами, воспитателями и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burmistrova_elena_pdd-120_pamyatka_1.docx453.64 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для руководителя:

Как разрешать конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации –неотъемлемая часть жизни любого человека, и детский сад не становится исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их, однако, когда речь идет о детях, это не всегда возможно. Правильно выстроив поведение при возникновении неприятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между детьми, воспитанниками и педагогами, воспитателями и родителями.

Причины возникновения конфликтов

Несовпадение интересов – разные взгляды на воспитание, обучение или организацию работы приводят к разногласиям;

Недостаточная коммуникация –неясное понимание ожиданий и инструкций провоцирует непонимание и конфликты);

Личностные особенности – разные темпераменты, характеры и жизненные ценности влияют на межличностное взаимодействие);

Нарушение правил и норм – несоблюдение установленных правил и процедур вызывает недовольство и протест.

Этапы разрешения конфликта

1. Определение проблемы.

Четко сформулируйте суть конфликта, выявите его причины и участников.

2. Сбор информации.

Получите всестороннюю информацию от всех сторон, вовлеченных в конфликт.

3. Выработка решений.

Предложите несколько вариантов решения, учитывающих интересы всех сторон.

4. Выбор решения.

Совместно с участниками конфликта выберите наиболее приемлемый вариант.

Стратегии разрешения конфликтов

1. Компромисс.

Найдите решение, частично удовлетворяющее интересы каждой стороны.

2. Сотрудничество.

Совместно разработайте решение, полностью учитывающее интересы всех участников.

3. Избегание.

Временно отложите обсуждение проблемы, если она не критична и может разрешиться сама собой.

4. Приспособление:

Уступите интересам другой стороны, если это не противоречит вашим принципам.

Разрешение конфликтов между сотрудниками

1. Активное слушание.

Внимательно выслушайте обе стороны, дайте им возможность высказаться.

2. Поддержка конструктивного диалога

Поощряйте открытое и уважительное общение.

3. Разграничение ролей и обязанностей

Четко определите зону ответственности каждого сотрудника.

4. Развитие командного духа

Организуйте совместные мероприятия, направленные на сплочение коллектива.

Разрешение конфликтов между воспитателями и родителями

1. Установление партнерских отношений

Поддерживайте постоянную связь с родителями, информируйте их о жизни ребенка в саду.

2. Проведение родительских собраний

Обсуждайте важные вопросы воспитания и обучения, учитывайте мнение родителей.

3. Индивидуальные консультации

Предоставляйте родителям возможность получить ответы на интересующие их вопросы.

4. Конфиденциальность:

Соблюдайте конфиденциальность информации о ребенке и его семье.

Разрешение конфликтов между детьми

1. Наблюдение за детьми.

Будьте внимательны к поведению детей, вовремя замечайте признаки конфликта.

2. Обучение навыкам общения.

Учите детей выражать свои чувства словами, слушать друг друга и искать компромиссы.

3. Предотвращение буллинга.

Создавайте атмосферу нетерпимости к агрессии и насилию.

4. Восстановление отношений.

Помогайте детям помириться после конфликта.

Техники эффективной коммуникации

1. Я-сообщения

Выражайте свои чувства и потребности, не обвиняя другого человека («Я чувствую себя расстроенным, когда…»).

2. Активное слушание

Внимательно слушайте собеседника, задавайте уточняющие вопросы, перефразируйте его слова.

3. Эмпатия

Постарайтесь понять чувства и переживания другого человека.

4. Невербальная коммуникация

Следите за своей позой, выражением лица и тоном голоса.

Работа с агрессивным поведением

1. Сохраняйте спокойствие

Не поддавайтесь на провокации, говорите спокойным и уверенным тоном.

2. Установите границы

Четко дайте понять, что агрессивное поведение недопустимо.

3. Предложите альтернативные способы выражения эмоций

Помогите человеку выплеснуть гнев конструктивным способом (например, заняться физическими упражнениями).

4. Обратитесь за помощью к специалисту

Если агрессивное поведение становится систематическим, обратитесь к психологу.

Юридические аспекты

1. Знание законодательства

Будьте в курсе трудового законодательства и других нормативных актов, регулирующих деятельность ДОУ.

2. Соблюдение прав участников конфликта

Уважайте права всех участников конфликта, обеспечивайте соблюдение законности и справедливости.

3. Консультация с юристом

В сложных ситуациях обращайтесь за консультацией к юристу.

4. Документальное оформление

Правильно оформляйте все документы, связанные с разрешением конфликта.

Распространенные ошибки при разрешении конфликтов

1. Игнорирование конфликта

Не надейтесь, что конфликт разрешится сам собой.

2. Принятие чьей-либо стороны

Старайтесь сохранять нейтралитет, не поддавайтесь эмоциям.

3. Затягивание процесса

Не откладывайте разрешение конфликта, это может привести к его обострению.

4. Недостаточное внимание к потребностям участников

Учитывайте интересы всех сторон, вовлеченных в конфликт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Воспитание в том и заключается,  что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть , свои убеждения младшему поколению.Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше в...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование умения разрешать конфликтные ситуации в самостоятельной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

В работе редставлен опыт работы по работе со старшими дошкольниками на умение разрешать конфликтные ситуации....

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Памятка для родителей "Конфликтные ситуации. Способы выхода из конфликтных ситуаций»

Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?...

Как лучше понять своего ребенка и себя? Как разрешить конфликтные ситуации?

Мудрыми родителями не рождаются. Этому можно научиться!!!Каждая семья особенная, и универсального способа быть родителем не существует. Но естьь принципы, соблюдая которые, можно вырастить ребенка сам...