Мастер – класс для педагогов «Как разрабатывается проект в ДОО»
методическая разработка

Шарова Олеся Викторовна

Сегодня обучать и воспитывать детей так, как мы учили вчера, не получается. Современная реальность такова, что только одного педагогического мастерства недостаточно, чтобы подготовить дошкольников к успешной жизни завтра. Вывод очевиден: нам нужны технологии обучения, которые бы соответствовали требованиям современного общества. В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать вам эффективные методические приемы реализации педагогической технологии «метод проектов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kak_razrabatyvaetsya_proekt.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 110»

Мастер – класс для педагогов

«Как разрабатывается проект в ДОО»

Подготовила: воспитатель ВКК

Шарова Олеся Викторовна

г. Оренбург, 2025

Цель мастер - класса: формирование мотивации педагогов к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями, коллективом педагогов.

Задачи:

1. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой при помощи технологии «Стикербук».

2. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

3. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.

Форма проведения мастер- класса:

Лекция с элементами презентации, практическая работа педагогов.

Участники: педагоги ДОО.

Оборудование: телевизор, компьютер, альбом формата А4, наборы фломастеров, стикеров

Сегодня обучать и воспитывать детей так, как мы учили вчера, не получается. Современная реальность такова, что только одного педагогического мастерства недостаточно, чтобы подготовить дошкольников к успешной жизни завтра. Вывод очевиден: нам нужны технологии обучения, которые бы соответствовали требованиям современного общества. В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать вам эффективные методические приемы реализации педагогической технологии «метод проектов». Реформирование современного российского дошкольного образования сегодня провозглашает идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как «этап подготовки к будущей жизни» — к школе. «Только отношение к детству, как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства».

Одним из перспективных, актуальных и эффективных методов, развития ключевых компетентностей личности дошкольника, является: метод проектной деятельности. Его актуальность подтверждается авторитетным мнением отечественных и зарубежных ученых. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Что такое метод проектов?

Мы каждый раз сталкиваемся с тем, что нам необходимо составить или разработать программу, пособие, сценарий и т. д. А начинаем мы это с плана, в результате работы над которым мы получаем что-то новое-продукт, это и является проектом, т. е. проект - это то, чего пока нет.

           Метод проектов -это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проект (от латинского) – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся замысел, план.

Идея метода проекта: вовлечь каждого воспитанника в активный творческий процесс.

Основной целью внедрения проектирования в образовательный процесс ДОУ стало развитие познавательных, творческих навыков воспитанников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи метода проектов:

1. Развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление

2. Развивать исследовательские навыки, умение анализировать

3.  Развивать коммуникативные навыки и нравственные качества

Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребёнок еще не может самостоятельно найти противоречие, сформулировать проблему, определить цель (замысел) именно поэтому в ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители, что объединяет всех участников воспитательно-образовательного процесса. Вместе со взрослыми (педагогами, родителями) ребенок познает мир, учится жить в нем. Однако спецификой использования метода проектов в ДОУ проявляется в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Типы проектов:

Младший возраст- ролево- игровой, творческий.

Средний возраст- иследовательско- творческий.

Старший возраст- информационно- практический.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

по тематике

-игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи;

- творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника;

- исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок;

 - информационные - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.)

по составу участников

- индивидуальные – 1 человек;

- групповые – 2 -9 человек;

- фронтальные – вся группа

по срокам реализации

- краткосрочными – 1-2 недели;

- средней продолжительности – 1-3 месяца;

- долгосрочными – может длиться и весь учебный год

Метод проектов включает в себя несколько этапов, эту структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это пять «П»:

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Создается портфолио (папка) в которой собираются все наработанные материалы, в том числе черновики, дневные планы, фотографии, рисунки, макеты, отчеты и др. Храниться в группе где педагог и дети могут возвращаться к этому проекту и прожить заново.

Перед тем, как начать работу, необходимо определить основное направление - это построение взаимодействия на основе трёхвекторного подхода по внедрению технологии проектирования в образовательный процесс ДОУ, основанный на тесном взаимодействии с педагогическим коллективом, родителями и уже в дальнейшем с воспитанниками.    

Этапы проектной деятельности

На первом этапе (аналитико – проектировочный) создается  ситуация, в ходе которой ребенок должен быть мотивирован на решение задач и самостоятельно прийти к формулировке проблемы и цели проекта, после чего определяется продукт проекта.

На втором этапе  (подготовительный) разрабатывается совместный план действий по достижению цели. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, происходит распределение ролей.

Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.

На третьем этапе (внедренческий - основной) работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Воспитатель направляет и контролирует осуществление проекта.

На четвёртом этапе (оценочно-рефлексивный - заключительный) работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта: тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет (презентация проекта, продукта)

Практическая часть - игра «Стикербук»

Прошу вас разделиться на 3 команды, на столах для вас приготовлены ручки и блок бумаги для заметок-«стикеры» (участники рассаживаются в 3 команды)

Я предлагаю вам составить «конструктор проекта» с помощью заполнения вот такого стикербука (показываю пустой стикербук формата А)

А начнем мы с 1 этапа создания проекта: Аналитико-проектировочный.

  1.  Задание. С чего начать работу над проектом?

В течение 2 минут нужно написать на стикер по 1 слову. Обсудите в команде, что вы будете писать. По истечении времени мы определим правильный ответ (участники совещаются, пишут на стикерах ответы, приклеивают их на 1 страницу стикербука, затем проверяем правильный ответ)

Правильный ответ:

Основные компоненты:

  1. Проблема - это противоречие между существующей ситуацией и представлением об идеальной ситуации, которое надо решить.
  2. Цель проекта - это то, к чему вы стремитесь.
  3. Задачи проекта - это то, что вы должны сделать, чтобы достичь цели.
  4. Стратегии и методы проекта.

Стратегия – это основные направления деятельности по осуществлению проекта.

Методы – это различного рода мероприятия, способствующие решению поставленных задач и достижению цели. Они вытекают из поставленных задач.

Есть дополнения от 2 и 3 команды? (желающие участники имеют возможность дополнить ответ)

Теперь играет 2 команда, передайте им, пожалуйста стикербук, продолжаем его заполнять. Следующий этап создания проекта-подготовительный

 Задание 2: Какие мероприятия запланировать в рамках проекта с учётом трёхвекторного взаимодействия педагог-родитель-воспитанник?

Вам даётся 2 минуты на обдумывание.

(участники совещаются, пишут на постиках ответ на вопрос одним словом, приклеивают на 2  страницу стикербука, затем проверяем правильный ответ)

Правильный ответ:

Работа с педагогами: планирование содержания образовательного процесса, разработка сценариев мероприятий, методические приёмы совместной деятельности педагог –семья –дети, создание инновационных пособий и т.д.

Работа с родителями: опрос, предложения по совместной работе, идеи, планы, консультации по реализации проекта с родительским коллективом, стенгазета, буклеты, интерактивные плакаты, отзывы и т.д.

Работа с детьми: проведение интегрированных занятий, создание интерактивных игр, показ сказок, театрализованных представлений, просмотр мультфильмов по теме и т.д.

Есть дополнения от 1 и 3 команды? (желающие участники имеют возможность дополнить ответ)

Теперь участвует в игре 3 команда, передайте им, пожалуйста стикербук, продолжаем его заполнять. Следующий этап создания проекта-внедренческий

 Задание 3: Назовите виды презентаций проектов.

Вам  даётся 2 минуты на обдумываение.

(участники совещаются, пишут на постиках ответ на вопрос одним словом, приклеивают на 3 страницу стикербука, затем проверяем правильный ответ)

Правильный ответ:

Деловая игра, демонстрация видеофильмов, игра с залом, инсценировка событий, научный доклад, пресс-конференция, спектакль, ролевая игра, реклама, путешествие, иллюстрация фактов и событий, экскурсия, научная конференция, телепередача и т. д.

Есть дополнения от 1 и 2 команды? (желающие участники имеют возможность дополнить ответ). А сейчас играем все вместе. Играем на скорость, по принципу-кто последний назовет правильный ответ, та команда и выиграла.

 Задание 4: Назовите формы продуктов проектной деятельности.

Правильный ответ: веб-сайт, компьютерная игра, презентация, виртуальная энциклопедия, видеоклип, буклет, журнал, плакат, макет, газета, серия иллюстраций, сказка, рукописная книга, праздник, игра, пакет рекомендаций, доклад, вывод по результатам эксперимента, бизнес-план, путеводитель, карта, атлас, справочник, конструктор, фото деятельности, выставка, видеофильмы, зарисовки, коллекция, костюм, оформление кабинета

Молодцы! Наша игра закончена! Давайте поаплодируем друг другу!

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял своё достойное место в системе дошкольного образования.

Через проектный метод я стараюсь помочь детям раскрывать свой творческий потенциал. Ключ во всей этой «истории» лежит в удовольствии и позитиве, которые получают дети во время образовательной деятельности с применением данной технологии. Помните, что благодаря позитивным эмоциям можно достичь самых высоких результатов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...