Деятельность творческой группы «Наставник» как эффективная модель организации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
материал
Молодой педагог как никто другой нуждается в необходимости получить поддержку профессионалов на рабочем месте с целью минимизации тревожности, поддержания адекватной самооценки, профилактики конфликтных ситуаций в общении с администрацией, родителями, воспитанниками. В МАДОУ ДС №4 «Сказка» сложилась система работы с педагогическими кадрами, основная ценность которой заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только поступившего на работу практико-ориентированными, динамичными и мобильными в использовании.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.92 КБ | |
| 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность творческой группы «Наставник» как
эффективная модель организации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
Ковальчук Ю.К., педагог-психолог
В современных условиях развития дошкольного образования к профессиональной деятельности педагогов предъявляются высокие требования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на изменение профессиональной позиции педагога в сфере совершенствования профессионального опыта. Актуальность работы с молодыми и малоопытными педагогами обусловлена и государственным заказом: стратегическими показателями национального проекта «Образования», задачами, обозначенными президентом РФ В.В. Путиным в год педагога и наставника.
Молодой педагог как никто другой нуждается в необходимости получить поддержку профессионалов на рабочем месте с целью минимизации тревожности, поддержания адекватной самооценки, профилактики конфликтных ситуаций в общении с администрацией, родителями, воспитанниками. В МАДОУ ДС №4 «Сказка» сложилась система работы с педагогическими кадрами, основная ценность которой заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только поступившего на работу практико-ориентированными, динамичными и мобильными в использовании.
Данная система предусматривает планомерную индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений через:
- Анализ результатов образовательной деятельности, изучения уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей и затруднений;
- Организацию семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер – классов, открытых занятий с целью совершенствование методики и оптимизации их проведения.
Анализ кадрового потенциала ДОУ показывает, что из 76 педагогов 10 педагогов (13%) – молодые педагоги со стажем работы от 0 до 3 лет, без квалификационной категории – 19 человек (25%), 6 педагогов (8%) – прошли переподготовку и выполняют обязанности по новой должности. Анкетирование педагогов выявило потребность в новых формах организации процесса передачи опыта в системе «наставник» - «наставляемый», соответствующих потребностям времени и его задачам. С целью психолого-педагогической поддержки данных категорий педагогов в ДОУ разработана программа «Наставник», предполагающая организацию мероприятий, содействующих повышению качества образования всех участников образовательного процесса. На основании положения «О творческих группах» в ДОУ на протяжении двух лет функционирует творческая группа «Наставник» - добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в сотрудничестве и взаимопомощи. В состав творческой группы включены опытные педагоги первой и высшей квалификационной категорией и стажем работы более 20 лет – 23 человека (30%).
Цель творческой группы - создание условий, способствующих непрерывному повышению квалификации педагогов, формированию имиджа и инновационного развития ДОУ через реализацию идеи социально-педагогического партнерства
Задачи творческой группы:
- Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
- Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
- Мотивировать к повышению квалификационного уровня.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
Реализация плана творческой группы будет способствовать:
- Познанию молодыми педагогами своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
- Качественным изменениям во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями) с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Росту профессиональной и методической компетенции наставников и наставляемых, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
- Созданию банка учебно-методических и технологических материалов для распространения педагогического опыта.
- Повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.
Принципы организации работы творческой группы:
- Принцип мотивации и добровольности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип системности.
- Принцип сбалансированности, позитивной направленности обратной связи.
- Принцип конкурентности.
- Принцип направленности на поведение, безоценочность.
- Принцип своевременности.
- Принцип активности.
В начале учебного года на организационном совещании творческой группы обсуждаются цели, задачи, принципы, формы работы с молодыми и малоопытными педагогами, обозначаются пути создания условий для овладения педагогами ДОУ основными компетенциями в организации различных видов деятельности по направлениям, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Педагоги - наставники разрабатывают типовые индивидуальные планы развития наставляемых в разрезе форм наставничества.
Заседания творческой группы проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раз в месяц, на заседаниях ведется протокол, который оформляется секретарем.
В 2022-2023 учебном году творческая группа «Наставник» функционировала на основании нормативных локальных актов: приказа «Об организации наставничества» от 30.08.2022 №451, приказа «О творческих группах» от 30.08.2022 года №435, положения о наставничестве.
Приоритетные направления работы творческой группы
- Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании образовательного процесса.
- Формирование навыка ведения педагогической документации.
- Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.
- Развитие профессиональной компетенции.
- Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.
Для достижения поставленной цели творческой группы применяются следующие технологии:
- технология проектирования – проектируются ожидаемые результаты и способы их достижения;
- диагностика – выявление факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности наставляемого;
- анализ информации и коррекция деятельности педагогов;
Участники творческой группы во взаимодействии с наставляемыми вправе выбрать для реализации ту модель наставничества, которая по их мнению будет наиболее эффективной:
- Традиционная модель наставничества (или наставничество «один на один», разновидность – ситуативное наставничество);
- Скоростное наставничество — это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами.
- Флэш-наставничество.
Формы работы творческой группы:
- Анкетирование, собеседования, наблюдение наставляемых с целью выявления профессиональных затруднений и анализа профессиональной готовности молодого педагога по критериям:
- Педагогическое образование;
- Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- Наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- Ожидаемый результат педагогической деятельности;
- Выявление особенностей личности педагога.
- Индивидуальные формы работы: индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов, индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, личный пример наставника.
- Мастер – классы проведенные опытными педагогами помогли молодым специалистам глубже познакомиться с практической стороной образовательной деятельности. За два года проведен ряд мастер-классов на темы:
- Мастер - класс для молодых педагогов «Театрализованные игры»
- Мастер – класс «Организация сюжетно-ролевой игры»
- Мастер – класс «Организация работы с родителями воспитанников: формы работы, организация родительских собраний»
- Мастер – класс «Организация работы с родителями воспитанников: формы работы, организация родительских собраний»
- Мастер - класс для молодых педагогов «Здоровьесеберегающие технологии»
- Педагогические чтения проводились с целью оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- Педагогическая гостиная, посвященная 135-летию А.С.Макаренко
- Педагогические чтения, посвященные 105-летию В.Сухомлинского
- Педагогические рекомендации в рамках семинаров-практикумов, тренингов
- Рекомендации «Оформление проектов, программ, методических разработок»
- Семинар – практикум «Применение квест – технологии в образовательном процессе».
- Тренинг «Эмоциональное выгорание педагога»
- Тренинг «Проблемные педагогические ситуации и их решение»
- Творчество педагоги смогли проявить в
- Фотовыставка «Веселые мгновения в работе воспитателя»
- Презентация детского исследовательского проекта «Кто такой воспитатель?»
- Подготовка материалов для участия в конкурсе «Векторы наставничества: от идеи к реализации»
- Фотоколлаж «Мотиваторы: педагог и ребенок, наставники и педагоги»
- Психологическая игра «Доброе слово о воспитателе»
Реализация данных мероприятий способствовала созданию благоприятных условий для профессионального роста и наставников и наставляемых, повышению мотивации к оказанию взаимопомощи и взаимоподдержки, координации действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ.
Считаем, что работа творческой группы помогла молодым педагогам пройти все этапы становления молодого педагога (адаптацию, стабилизацию, преобразование). Каждый молодой педагог проявил себя активным членом коллектива, приняв участие в работе творческих группах, конкурсах различного уровня. Педагоги продемонстрировали профессиональные умения в ходе проведения открытых показов занятий, режимных моментов, игровой деятельности. 85% педагогов представили опыт по теме самообразования на педагогических совещаниях. 50% молодых педагогов в конкурсе проектов «Моя педагогическая находка».
В конце учебного года члены творческой группы проводят анализ результатов работы молодого педагога с детьми; оцениваю динамику профессионального роста молодого педагога; определяют рейтинг молодого педагога среди коллег; осуществляют самоанализ своей деятельности за прошедший год; планируют перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами.
Творческая группа согласовывает свою деятельность с заместителем заведующего МАДОУ по воспитательной и методической работе, отчитывается о результатах своей деятельности перед педагогическим сообществом.
Таким образом, работа творческой группы «Наставник» способствует успешной адаптации начинающего педагога в учреждении, активизации его практических, индивидуальных, самостоятельных навыков и повышению профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии и не только отдельно взятого педагога, но и педагогического коллектива в целом. Мероприятия творческой группы позволили молодым специалистам проанализировать свои профессиональные компетенции, отметить слабые и сильные стороны, найти пути для их усовершенствования.
Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Поэтому, что в перспективе мы планируем работать над повышением уровня профессионального мастерства педагогов – наставников, шире использовать имеющиеся модели наставничества, например, краткосрочное или целеполагающее наставничество с педагогами, отработавшими в ОО более 3-х лет, но имеющие профессиональные дефициты. В перспективе также развитие системы супервизии и тьюторства в наставничестве.
.
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Институт развития образования»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮГРЫ
Программа вебинара (семинара)
30 ноября 2023 года
14:00-16:30 (2,5 часа)
Подключиться по ссылке:
https://iro86.ktalk.ru/7570607
пин-код для подключения: 2267
Модераторы:
АКЕНТЬЕВА Ирина Юрьевна, начальник проектного управления АУ «Институт развития образования», Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, федеральный модератор.
МАЗУРОВА Елена Георгиевна, ведущий эксперт проектного управления АУ «Институт развития образования», кандидат философских наук, доцент, Отличник народного просвещения Российской Федерации, Заслуженный работник образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
14.00-14.05 | Открытие вебинара (семинара) | АКЕНТЬЕВА Ирина Юрьевна, начальник проектного управления АУ «Институт развития образования» |
14.05-14.12 | Конкурс моделей наставничества образовательных организаций Югры: от сложившейся практики к развитию | МАЗУРОВА Елена Георгиевна, ведущий эксперт проектного управления АУ «Институт развития образования» |
14.13-14.20 | Модель организации наставничества в муниципальных образовательных организациях через муниципальные проекты | ТРОПИНА Галина Евгеньевна, директор муниципального казенного учреждения «Центр материально-технического и методического обеспечения», Советский район |
14.21-14.28 | Практика наставничества «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА» в системе профессионального образования | САЗОНОВА Наталья Александровна, начальник управления по учебно-методической работе бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», г Ханты-Мансийск |
14.29-14.36 | Персонализированная программа наставничества как условие профессионального роста молодых преподавателей | ШЕВЧЕНКО Анна Андреевна, преподаватель автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганский политехнический колледж», г. Нефтеюганск |
14.37-14.44 | Основные аспекты реализации инновационных моделей системы наставничества в учреждении дополнительного образования | Пашкевич Александр Васильевич, методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Перспектива», г Ханты-Мансийск |
14.45-14.52 | Практика наставничества в учреждении дополнительного образования детей | ПОПОВА Татьяна Сергеевна, методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Нижневартовска «Центр детского творчества», |
14.53- 15.00 | Клуб профессионального роста «Наставник для всех» | ПОЛЯКОВА Эльмира Альбертовна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного οбщеοбрaзοвaтельного учреждения средняя οбщеοбрaзοвaтельнaя школа № 44, г. Сургут |
15.01- 15.08 | Модель наставничества «Четыре грани интеллекта» | САДЮКОВА Наталья Сергеевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей им. Г.Ф. Атякшева», г. Югорск |
15.09- 15.16 | Флеш-наставничество в работе с молодыми специалистами | БЕКРЕЕВА Инна Леонидовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, БУДКИНА Кристина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича, г. Сургут |
15.16- 15.26 | Перерыв | |
15.26- 15.33 | Модель наставничества педагогических работников «КУБ (компетентный учитель будущего)» | МАШТАКОВА Виктория Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия», г. Югорск |
15.34- 15.41 | Реверсивное наставничество как средство развития функциональной грамотности педагогов | ИСАЧЕНКО Наталья Валентиновна, директор, РАЙЗИНК Елена Владимировна, заместитель директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский» |
15.42- 15.49 | Условия эффективного взаимодействия молодых педагогов и наставников при реализации модели наставничества в общеобразовательной организации | ЕРОФЕЕВА Лариса Владимировна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Нефтеюганск |
15.50- 15.57 | Информационная открытость образовательного учреждения в рамках внедрения целевой модели наставничества | АЛЕКСЕЕВА Татьяна Ивановна, учитель-дефектолог, ХАДАЕВА Елена Вениаминовна, учитель-дефектолог казенного общеобразовательного учреждения «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2», г. Нижневартовск |
15.58- 16.05 | Особенности реализации многофункциональной модели наставничества «Супервизия» | МИХАЙЛОВА Ирина Алексеевна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка», г. Урай |
16.06- 16.13 | Клуб наставничества «Педагог - наставник, наставляемый, новатор» в системе целевой модели наставничества | МЕЩЕНЕНКОВА Ирина Николаевна, учитель - логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №31 «Медвежонок», г. Нижневартовск |
16.14- 16.21 | Программа наставничества: «Педагогический дуэт: молодой педагог + наставник» | ГЕРАСЬКИНА Оксана Алексеевна, заместитель заведующего по воспитательной работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11 «Радуга», г. Ханты-Мансийск |
16.22- 16.29 | Деятельность творческой группы «Наставник» как эффективная модель организации наставничества в дошкольном образовательном учреждении | КОВАЛЬЧУК Юлия Константиновна, педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовск детский сад №4 «Сказка» |
16.29 | Закрытие вебинара | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...

«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении.
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении....

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении...
Организация наставничества в дошкольной образовательной организации
В статье раскрывается понятие "наставничество", что в себя оно включает, цели и задачи наставника....

Авторская статья. Организация наставничества в дошкольной образовательной организации
Организация наставничества в дошкольной образовательной организации...

"Деятельностный подход при организации образовательной деятельности с воспитанниками и взаимодействию с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Доклад на тему: "Деятельностный подход при организации образовательной деятельности с воспитанниками и взаимодействию с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения"...

