Консультация для воспитателей: «Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых»
консультация
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- Словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом, знакомит с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Читая детям художественную литературу, педагог развивает любовь к труду. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием. Полезно читать детям и авторскую художественную литературу, например, в произведении «Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?»С.Михалкова, показан процесс труда, в рассказах «Как печатали нашу книгу»С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А.Ивича и др.
- Наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) самые действенные способы ознакомления с трудом взрослых. Они обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.
-Наблюдение: Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых, так как оно обеспечивает наглядность и ясность впечатлений. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известно новыми знаниями, закрепляя старое.
-Экскурсия: Экскурсия — один из видов занятий по приобщению детей к труду взрослых. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых, подчеркнуть особенности профессии. Преимущества экскурсий занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть непосредственно труд взрослых. Например- экскурсия в прачечную, медицинский кабинет, библиотеку, музей, магазин, аптеку, парикмахерскую, на почту.
-Приглашение гостя: Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Пожарная машина на территории детского сада и знакомство с настоящими пожарными произведут на детей неизгладимое впечатление.
- Практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
- Игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Знакомство с трудом взрослых может проходить в виде:
1) Дидактической игры;
- игры с предметами: игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами».
- настольно-печатные игры: настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.
- словесные игры: словесные игры, например «Четвертый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы.
2) Режиссерской игры: Режиссерские игры – разновидность сюжетно-ролевой игры, в ходе которой ребенок организует деятельность извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя действия.
3) Сюжетно-ролевой игры: сюжетно-ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Во второй младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом. Построение дома, работа строителей, перевоз пассажиров и грузов, водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, подбирать необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника) совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей. Дети вводят в игру новые атрибуты, технику, инструменты.
Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Содержание психолого-педагогической работы:
В группе раннего возраста необходимо вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать некоторые трудовые действия, прививать трудолюбие.
Младшая группа - Рассказывать о понятных детям профессиях (воспитатель, младший воспитатель, медсестра, музыкальный руководитель, повар, дворник, шофер, продавец, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, побуждать оказывать им посильную помощь.
Средняя группа - Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и сельской местности (с опорой на опыт детей). Формировать интерес к профессиям родителей. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда. В среднем дошкольном возрасте перед воспитателем, в первую очередь, стоит задача по формированию у детей привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений и систематическом вовлечении в труд всех детей.
Старшая группа - Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи; людей творческих профессий: художник, писатель, композитор, актер, артист; о важности и значимости результатов труда. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
Подготовительная группа - Продолжать расширять представления о людях разных профессий, так же связанных со спецификой родного города (пилот, космонавт, капитан, матрос, риелтор, менеджер, программист, визажист, дизайнер, эколог, спортсмен, адвокат, и т. д); о значении их труда для общества. В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становиться обобщение всех полученных знаний с помощью различных видов деятельности. У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания:
1. об отдельных трудовых процессах и их результатах;
2. о процессах, входящих в тот или иной вид труда.
Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:
(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
Полученные знания детьми дошкольного возраста о труде взрослых, позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам. Наиболее целесообразным и в то же время эффективным, на мой взгляд, является форма не простого наблюдения за трудом взрослого, а активного взаимодействия с профессионалом своего дела.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 122
Консультация для воспитателей:
«Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых»
Подготовила: воспитатель Носова И.Н.
г. Оренбург, 2025 г.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- Словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом, знакомит с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Читая детям художественную литературу, педагог развивает любовь к труду. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием. Полезно читать детям и авторскую художественную литературу, например, в произведении «Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?»С.Михалкова, показан процесс труда, в рассказах «Как печатали нашу книгу»С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А.Ивича и др.
- Наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) самые действенные способы ознакомления с трудом взрослых. Они обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.
-Наблюдение: Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых, так как оно обеспечивает наглядность и ясность впечатлений. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известно новыми знаниями, закрепляя старое.
-Экскурсия: Экскурсия — один из видов занятий по приобщению детей к труду взрослых. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых, подчеркнуть особенности профессии. Преимущества экскурсий занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть непосредственно труд взрослых. Например- экскурсия в прачечную, медицинский кабинет, библиотеку, музей, магазин, аптеку, парикмахерскую, на почту.
-Приглашение гостя: Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Пожарная машина на территории детского сада и знакомство с настоящими пожарными произведут на детей неизгладимое впечатление.
- Практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
- Игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Знакомство с трудом взрослых может проходить в виде:
1) Дидактической игры;
- игры с предметами: игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами».
- настольно-печатные игры: настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.
- словесные игры: словесные игры, например «Четвертый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы.
2) Режиссерской игры: Режиссерские игры – разновидность сюжетно-ролевой игры, в ходе которой ребенок организует деятельность извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя действия.
3) Сюжетно-ролевой игры: сюжетно-ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Во второй младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом. Построение дома, работа строителей, перевоз пассажиров и грузов, водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, подбирать необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника) совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей. Дети вводят в игру новые атрибуты, технику, инструменты.
Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Содержание психолого-педагогической работы:
В группе раннего возраста необходимо вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать некоторые трудовые действия, прививать трудолюбие.
Младшая группа - Рассказывать о понятных детям профессиях (воспитатель, младший воспитатель, медсестра, музыкальный руководитель, повар, дворник, шофер, продавец, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, побуждать оказывать им посильную помощь.
Средняя группа - Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и сельской местности (с опорой на опыт детей). Формировать интерес к профессиям родителей. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда. В среднем дошкольном возрасте перед воспитателем, в первую очередь, стоит задача по формированию у детей привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений и систематическом вовлечении в труд всех детей.
Старшая группа - Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи; людей творческих профессий: художник, писатель, композитор, актер, артист; о важности и значимости результатов труда. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
Подготовительная группа - Продолжать расширять представления о людях разных профессий, так же связанных со спецификой родного города (пилот, космонавт, капитан, матрос, риелтор, менеджер, программист, визажист, дизайнер, эколог, спортсмен, адвокат, и т. д); о значении их труда для общества. В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становиться обобщение всех полученных знаний с помощью различных видов деятельности. У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания:
1. об отдельных трудовых процессах и их результатах;
2. о процессах, входящих в тот или иной вид труда.
Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями:
(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
Полученные знания детьми дошкольного возраста о труде взрослых, позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам. Наиболее целесообразным и в то же время эффективным, на мой взгляд, является форма не простого наблюдения за трудом взрослого, а активного взаимодействия с профессионалом своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей представлений о труде взрослых.
Формирование у детей представлений о труде взрослых.Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ...

«Формирование у детей представлений о труде взрослых в старшем дошкольном возрасте»
На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике нравственного воспитания детей в труде как важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности.Целью нр...

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у детей представления о труде взрослых в детском саду»
Сюжетно-ролевая игра...

Закрепление у детей представлений о труде взрослых. Работники торговли.
Рассматривание иллюстраций. Работники магазина.Цель: закрепление знаний о работниках торговли (продавец, кассир)...

Консультация для педагогов "Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых"
Консультация для педагогов...

Консультация «Формирование у детей представлений о труде и профессиях»
Консультация «Формирование у детей представлений о труде и профессиях»...


