Формирование основ гендерной социализации у детей.
презентация

Сергатская Элла Феликсовна

В данном материале рассматривается актуальность гендерной социализации  у детей  и необходимые условия для  ее реализации в доо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_ns.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ гендерной социализации у детей. Сергатская Э.Ф.

Слайд 2

Воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В современном обществе в связи социальными изменениями разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Можно заметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам Таким образом, актуальной проблемой на данный момент становится воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом, то есть гендерное воспитание.

Слайд 3

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации, что необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Слайд 4

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Половая идентификация — процесс формирования самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу, и построение поведения в соответствии с полоролевыми образцами.

Слайд 5

. В развитии полоролевой идентичности дошкольников можно выделить два этапа. 1. Половая идентификация — это период от 2 до 5 лет, когда ребенок отчетливо понимает, мальчик он или девочка, соотносит окружающих людей с их полом, однако не до конца осознает, что означает быть мальчиком или девочкой, предполагая, что в зависимости от внешнего вида пол может меняться. 2. Гендерная социализация — формирование постоянства пола (от 5 до 7 лет). В этот период дети осознают устойчивость и неизменность пола и осуществляют однозначный прогноз развития, что девочки вырастают в женщин, а мальчики — в мужчин. Именно на этом этапе усиливается присвоение социальных, поведенческих качеств, ассоциирующихся с полом. Полоролевая идентичность у мальчиков начинает формироваться вокруг преобразующего мир, активного, деятельного начала, а для девочек основой иола становится привлекательное начало, внешность.

Слайд 6

Этапы полоролевого развития. Новорожденность. Настройка на определенный пол Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку. Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность.

Слайд 7

Образовательные задачи полового гендерного воспитания. воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей; воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям; развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями; развивать чуткость и эмпатию , умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

Слайд 8

Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников . Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях : 1. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек , особенностями их воспитания и обучения ; 2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе ; 3. Построение развивающей среды 4. Построение модели педпроцесса

Слайд 9

Какие же условия необходимы для полноценной гендерной социализации ребенка в детском саду? Предметно-развивающая среда. Одним из центральных условий гендерной социализации является формирование полифункциональной предметноразвивающей среды, окружающей мальчиков и девочек: определение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек; оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дошкольники. Предметно – пространственная среда предоставляет возможности для разнообразных видов активности ребенка (физической, игровой, умственной и. т. д.) и является основанием его самостоятельной деятельности с учётом пола дошкольника. Роль воспитателя заключается в том, чтобы познакомить мальчиков и девочек со всем спектром возможностей среды и сосредоточить их стремления на применение определенных её компонентов с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого дошкольника.

Слайд 10

Игровая деятельность . В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам)– у девочек .

Слайд 11

Игры для мальчиков. «Безопасная дорога», «Моряки», «Военные», «Строители», «Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Слайд 12

Игры для девочек. «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Ателье», «Семейная гостиная»- игровая зона со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Слайд 13

Игровые центры для совместных игр мальчиков и девочек. Медицинский центр, супермаркет, центр экспериментирования, центр ряженья, центр сенсорного развития, центр природы и труда.

Слайд 14

Гендерная социализация мальчиков и девочек вероятна только в совместной среде, где мальчики и девочки обладают возможностью общаться, играть, совместного при этом они могут и показать личные индивидуальные особенности, а так те качества, свойственные собственному гендеру . Совместные игры нужны как мальчикам, так и девочкам. Осуществляя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки обучаются быть собою. Игра является одним из существенных средств гендерной социализации детей, и в целом полоролевого развития. Она способствует приобщению дошкольника к самым многообразным областям жизни взрослых. Оснащение игровой среды в группе детского сада на основании полоролевой дифференциации - однио из значимых условий гендерной социализации дошкольников.

Слайд 15

Педагогически правильно организованная игра дошкольников содействует формированию интереса, эмоциональноположительного отношения к противоположному полу, будущей роли, овладению опытом мужского и женского поведения в семье и обществе, умениями взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также обнаруживает положительное воздействие на процесс общего развития личности ребенка, игровой деятельности в целом.

Слайд 16

Трудовая деятельность. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением силы, девочки- с аккуратностью. Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других.

Слайд 17

Познавательная деятельность. Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе. Игровые занятия, беседы распределены по трем блокам:«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.«Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.«Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами

Слайд 18

В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях .

Слайд 19

Чтение художественной литературы Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н. сказка « Крошечка-Хаврошечка », «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо », «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

Слайд 20

Чтение художественной литературы. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества и о мужественных поступках людей в мирное врем дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль.

Слайд 21

Продуктивная деятельность Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы .

Слайд 22

Музыкальная деятельность На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Слайд 23

Физическая деятельность. Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.) Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Слайд 24

Роль семьи в гендерном воспитании детей Мать: формирует гуманистические черты характера(сострадание, забота о близких), воспитывает глубокую привязанность, терпимость, действует лаской, добротой. Раскрывает красоту окружающего мира, дает готовые ответы на вопросы, Является образцом для поведения дочери. Отец: формирует целеустремленность, настойчивость, смелость. Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка. Отец-ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ гендерной социализации у детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических ха...

Фотоотчёт по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей в ДОУ. Учим детей звонить в службы экстренной помощи

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой....

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...