«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей
статья (старшая группа)

Баблуани Олеся Викторовна

 5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей

 5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.

    В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.  За год ребенок может вырасти на 7-10 см.  Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

   Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети начинают проявлять интерес к своему здоровью, получают от педагогов и родителей знания о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

   Возраст 5-6 лет, очень значим для ребенка, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем, т.к. 90% всех черт его личности закладывается именно в этот период развития.

   Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности. Особенно это заметно при проведении занятий в ДОУ, когда дети проявляют всяческий интерес к новым знаниям и умениям. Активно участвуют при подготовке к всевозможным утренникам и развлечениям с педагогами. Поэтому необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.

   Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.   До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими.  

   Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

   Чтобы помочь малышу правильно пройти этот этап, необходимо знать возрастные особенности старших дошкольников, характеристики данного возраста и сферы, благоприятные для развития. Не забывайте, что здоровье вашего ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому ему нужно именно помогать, а не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей.

     К 5 годам малыш уже имеет навыки, ориентируясь на которые, вы можете судить о нормальном его развитии, и организовывать соответствующую деятельность, развивающие игры и занятия.

Рассмотрим общие показатели развития старших дошкольников.

    Речевое развитие. Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах. Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его. Рифмует слова. Иногда для рифмы искажает слово (например, дед – красодед). Пользуется интонацией. Учит стихотворения, даже большие по размеру.

  Социальное и эмоциональное развитие. Частично умеет контролировать свои эмоции. Может манипулировать взрослыми через эмоции. Понимает, что если поплачет, ему дадут конфетку. Совет для родителей: не стоит в этом случае потакать ребенку.

Пытается самостоятельно справиться с трудностями в общении (например, если кто-то обидел или отнял игрушку). Использует ролевые игры и игрушки-заместители. Становится более выраженной половая идентификация: «Я мальчик. Мальчики сильные, а девочки красивые!». У мальчиков проявляется роль защитника (сражаться, драться, защищать маму), а у девочек – роль матери (забота об игрушках, игры в дочки-матери).

     Развитие мышления и познавательных навыков. Умеет считать до 10 или до 20. Знает название некоторых букв и проявляет интерес к их изучению на занятиях. Называет свое имя, фамилию, возраст и адрес. Знает цвета и различные формы предметов. Ориентируется в пространстве: назад, вперед, влево, вправо, дальше, ближе, выше, ниже. Может пользоваться гаджетами (звонить по телефону, включать мультики на телевизоре/планшете). Становится более самостоятельным в соблюдении личной гигиены. Умеет решать простые логические задачи. Знает названия окружающих предметов. Копирует или стремится скопировать поведение взрослого того же пола: «Я рыбачу, как папа!», «Крашу губы и причесываюсь, как мама!».

    Игровые навыки и навыки обихода. Играет с мячом (ловит, бросает). Может прыгать через препятствия. Лазает по турниковой лестнице. Заправляет постель. Вырезает ножницами. Стремится изображать объекты (дом, человек, солнце, машина). Проявляет интерес к спорту, танцам или музыке. Знает, что переходить дорогу или играть на дороге – опасно.

     Физическое развитие Активизируется процесс роста  Рост мальчиков в среднем составляет 106-116 см, а вес – от 16 до 20 кг. Рост девочек – от 102 до 112 см, вес – от 15 до 19 кг. Улучшается координация движений. Активно развиваются двигательные навыки, благодаря чему ребенок может уже совершать более сложные действия. Следует заметить, что процесс окостенения в этом возрасте еще не закончен, поэтому кости легко ломаются при падении.

   Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов, в старшей  группе  усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

   В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

   Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного раз-вития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.

    В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

Родители ДОЛЖНЫ быть примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Ребенок постепенно превращается во взрослого, ведь у него появляются собственные цели и заботы. Конечно, он еще очень мал, поэтому любое его достижение, к которому он приложил усилие, нельзя оставлять незамеченным, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда малыш так сильно зависит от внимания родителей и оценки. На той личностной основе, которая будет заложена в этот период, в дальнейшем выстроится уже взрослая личность. Во многом от родителей зависит то, кем вырастет ребенок и будет ли он счастлив.

Список используемой литературы:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Смысл, 2007. 528 с.

                 

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 72 с.

3.Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Академия, 2004. 456 с.

4.Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2009. 288 с.

5. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск.:1969. 239с.

      Интернет ресурс:

 https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/starshiy-doshkolnyy-vozrast

https://infourok.ru/vozrastnye-osobennosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-4110231.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/08/31/vozrastnye-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Это консультация для родителей про возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Возраст 5-6 лет  очень важен в развитии ребенка и его по праву считают базовым. В этом возрасте закладываются основные  качества личности, формируется половая идентификация и образ своего &l...

Как развить логико-математические способности у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для педагогов и родителей.

   Каждый день мы сталкиваемся со множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Основы логического мышления закладываются ещё в детстве. С помощ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей детей старшей группы "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...