Экологическое развитие старшего поколения зависит от нас
статья

Акифьева Марина Валентиновна

В статье говорится об экологическом воспитании дошкольников, а также о современных экоинновациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akifeva.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ НАС»

Акифьева Марина Валентиновна, воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад №141

 г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье говорится об экологическом воспитании дошкольников, а также о современных экоинновациях.

Ключевые слова: дошкольник, экологическое воспитание, экоинновации.

"ECOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION DEPENDS ON US»

Akif`eva Marina Valentinovna,

tutor highest qualification category

MBDOU Detskiy sad №141

Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region.

Annotation. The article deals with ecological education of preschool children, as well as with modern eco-innovations.

Key words: preschooler, environmental education, eco-innovation.

Что важнее для дошкольников: умственное, физическое или экологическое развитие? Быть умным и сильным – это очень важно. Но не менее важно, на что человек будет направлять свои возможности. Современный  экологический кризис ставит на одно из важнейших мест вопросы воспитания у людей экологической культуры.

Мы считаем планету Земля своим домом, а порой забываем потушить костёр, не заботясь о последствиях; не стесняемся мыть машину на пляже, где купаются дети; лихо выбрасываем мусорные пакеты из окон машины… Поэтому нельзя не говорить  об экологической ответственности общества перед будущими поколениями. Общество – это каждый из нас и мы все вместе.

В современной науке появляется понятие экоинноваций: в первую группу попадают такие экоинновации, как технологии  борьбы с загрязнением, в том числе водоочистные технологии; к второй группе экоинноваций относятся: меры по предотвращению загрязнения окружающей среды; третья группа экоинноваций включает в себя: новые или экологически улучшенные продукты, например, ЭКОдома и здания; «зеленые» финансовые продукты; услуги в сфере экологии: утилизация твердых и опасных отходов и сточных вод;

К четвертой группе специалисты относят альтернативные методы производства и привычки потребления, которые являются более экологически безопасными, чем существующие системы.

Какую деятельность по экологическому воспитанию организуем  мы: родители, педагоги? Самое главное  - близкие взрослые должны сформировать первичные представления в области экологии о том: «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».  С  самого рождения ребёнок , с нашей помощью, должен получать впечатления, знания,  направленные на познание и восприятие окружающего мира.

С этой целью силами педагогов и родителей создана на всей территории ДОУ экологическая тропа с множеством объектов, которые позволяют познавать природу  родного края, формируя в миниатюре целостную картину окружающего мира. Возможность наблюдать за объектами в разное время года ( « Зона леса с фигурками зверей – летом, заснеженный лес с фигурками зверей, не впадающих в спячку) создаёт формирование естественно-научных представлений о природе. Акция с родителями «Поможем зимующим птицам» создала интерес к пополнению кормушек всю затянувшуюся зиму. Поляна посиделок дарила впечатления и от показа экологических сказок о  трудной жизни заговоривших растений и животных; и об экологическом конкурсе костюмов из бросового материала, которому родители (на радость детям!) дали вторую жизнь.

Проектная деятельность является инновационной для проявления детьми, педагогами и родителями инициативы и творчества, для привлечения внимания к существующим экологическим проблемам. Результатами таких экопроектов стали макеты « Мы за чистый город», фотоальбомы «Любимые уголки родного города», «Пейзажи родных мест» , сборник опытов по очистке воды и др.

         А сколько впечатлений получают дети от слушания пения птиц в берёзовой и рябиновой роще?! А какие нравственные качества формирует коллективный труд по наведению порядка на любимом участке, огороде, цветнике?! Ведь именно дружба, взаимопомощь, умение выслушать, уступить, поделиться, понять другого человека формируют общую культуру человека, повышая уровень его экокультуры.

Дошкольный уровень образования признан важным первым уровнем, с которого начинается познание окружающего мира. Поэтому, родители и педагоги в ответе за формирование экологически культурной личности. Активное использование деятельностного подхода в работе с дошкольниками поможет познать и полюбить планету Земля, сформировать желание беречь и заботиться о своём большом доме, снизить необходимость научных экоинноваций.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». «Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». М., 1997 г.

2    Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками», ж.//Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7 с. 18.

3.  Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г.

4.  Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995г.

5.  Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», ж// Дошкольное воспитание, 1998 г. № 2, с. 13.

6.   Попова Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы культурно-экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. -1998 г. Педагогика - 2002 г. , № 7.

Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и Природа», М., 1996 г.

7.  Рыжова Н.А. «О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации», ж// Дошкольное воспитание, 2001 г. № 6 с. 18.

8. Рыжова Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9 с. 40.

9. Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая гостиная "Мусор - все зависит от нас"

Мероприятие для родителей на экологическую тему....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...

презентация опыта "Экологическое воспитание дошкольников - залог всестороннего развития подрастающего поколения"

В опыте представлены: цель, задачи, актуальность, новизна, результатаивность; определены методы и приемы. Показаны  опытническая деятельность, трудовая деятельность детей в природе, познавательна...

Экологическое развитие старших дошкольников.

Традиционные и инновационные технологии экологического образования дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему: "Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников"

Консультация на тему:«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников» То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я по...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) по экологическому развитию старшая группа (дети 5-6 лет) Тема: «Защитники Леса»

Мероприятие по экологическому развитию направлено на закрепление и систематизирование знаний детей о природе,об охране окружающей среды,о правилах поведения в лесу....