Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
план-конспект занятия (младшая группа)

Акимова Лидия Алексеевна

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.

А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Что бы добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков нужно развивать моторику рук у ребенка.

Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Один из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Интеграция областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Художественно – эстетическое развитие.

Цель: -  познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

- содействовать созданию атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, эмоционально-насыщенного общения и сотрудничества родителей и детей.

Познавательное развитие: 

-обогащать тактильный опыт детей: узнавать на ощупь предметы и материалы.

Речевое развитие: 

- развитие речи детей посредством пальчиковых игр

Художественно – эстетическое развитие:

-развивать творческие способности детей.

Физическое развитие:

-обогащать двигательно-игровой опыт детей.

Предварительная работа: 

-изготовление картотеки на тему: «пальчиковая гимнастика для раннего возраста»

- консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

-пальчиковая гимнастика «Замок»; «Капуста» ; «Очки»

Материалы и оборудования: подносы с манкой, красная и белая фасоль, шнурки ( веревки), прищепки, заготовки из картона(солнце, ежик), макароны разных фракций с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, «сухой бассейн» с фасолью и мелкими игрушками.

Ход мастер – класса:

Организационная часть:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.

А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Что бы добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков нужно развивать моторику рук у ребенка.

Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Один из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми.

Повторяйте за мной.

Основная часть:

«Замок»

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (
ребром ладони, пальчики вместе - рубим капустку)
Мы капусту солим, солим, 
(пальчики щепоткой посыпают капустку)
Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад)
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем)
Хороша капуста!

 «Очки» 

Бабушка очки надела

И внучаток разглядела. (Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам м посмотреть в «очки»)

 - Тики-так, тики-так – Так ходики стучат. (Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и покачивать ими вправо-влево)

 - Туки-так, туки-так – Так колеса стучат. (Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения ладонями от себя, к себе, не отрывая их друг от друга) 

- Туки-ток, туки-ток – Так стучит молоток. (Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга)

- Вот такие небольшие стихи, сопровождаемые движениями пальцев рук, ладоней и кулачков помогают детям не только развить моторику, но и … (что?- вопрос к родителям). -Ну конечно, речь, память.

В эти игры мы играем с детьми в группе.

-Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которыми можно заниматься,  как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Игра «Разноцветная фасоль»

- Я предлагаю вам побыть Золушками и рассортировать фасоль по баночкам.

Для игры понадобится фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких.

 Фасоль красную кладем  в одну баночку, фасоль белую - в другую баночку.

Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление.
Игра «Рисование на манке» 

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему манную  крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дорожка, забор). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Предлагаю родителям поиграть в эту игру.

-А как вы думаете, чем эта игра может быть полезна для вашего ребенка?

-Какие игры еще можно придумать с манкой? (Ответы родителей)

1. Пересыпание из одной емкости в другую.

2. Насыпание крупы ложкой в сосуд.

Игра «Поиск клада»
Это очень полезно, так как во время таких «раскопок», ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис и тд.,

Родители с детьми ищут игрушки в крупе.

Бусы из макарон. Вот еще одна интересная игра. Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы. Предлагаю вам попробовать нанизать макароны. Поверьте, это для детей очень трудно сделать.

-Какие варианты игр можно еще придумать с макаронами и что они могут развить или чему могут научить вашего ребенка.

1.Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру.

2. Чередование узора.

3. Классификация макарон по форме или цвету и размеру.

Игра: «Продолжи ряд» (Из макарон)   Предложите ребенку продолжить логический ряд. Вы начинаете, например — ракушка – бантик – ракушка - бантик, а ребенок продолжает. По мере освоения ряды можно усложнять.

Упражнения с карандашами
Катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до ладони.

Катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочередно, правой и левой рукой.

Поочередно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочередно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

Упражнение «Шагаем в пробках»

А сейчас возьмите две пробки, которые лежат у вас на столе. Итак, две пробки от пластиковых бутылок кладем резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

Сопровождается стихотворением «Мишка косолапый» и др. Такая игра поможет нам в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.

Упражнение с бумагой

Смять обычный лист бумаги, разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. Способствует развитию мелкой моторики рук.

- Очень дети любят играть с прищепками. Сегодня я предлагаю и вам поиграть с ними. Эта игра развивает не только моторику, но и творческое воображение.

Игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
Можно вырезать желтый круг из картона и прицепить к нему прищепки. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д.

Игра «Развесим бельё»

Взрослый натягивает шнурок, а ребенок вешает на него прищепки.

-Еще хорошо развивает мелкую моторику игра «Шнуровка» Она также развивает мелкую моторику рук, память, мышление.

- Выкладывать различные узоры из пуговиц, бусинок, нанизывать их на леску. 

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (карандаши, орехи, мячики, сыпучий материал (манка, горох, фасоль, бигуди, пуговицы) и без предметов (поглаживание, пощипывание, постукивание, похлопывание, растирание, разминание)

Заключительная часть: 

- Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры, обязательно проговаривая все ваши действия. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком. 

Еще я хочу сказать, что если дома вы будете устраивать вот такие тренировки по 15 минут в день, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

 Я очень надеюсь, что мастер-класс был для Вас полезным и занимательным, Вы приобрели много новых знаний! Спасибо большое за встречу, доброжелательное отношение и до новых встреч!

Воспитатель вручает каждой маме буклет.

Литература:

1.Горбушкина, С. Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / С. Б. Горбушкина // Дошкольная педагогика – 2007 - №7 – с.33-39.

2. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.

3. Зверева, О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ, 2009. - №4. - С. 74-83.

4. Ермакова, С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»- Издательство: «Рипол Классик» 2007. — С. 255.
5. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2—3 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 144 с. — (Ранний возраст).

6.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23 ноября 2009года № 655 // Справочно-правовая система Консультант Плюс

7. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. —




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ».

Цель: Познакомить  родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Снаткина Татьяна Евгеньевна. Цель: Познак...

Семинар – практикум для родителей Первой младшей группы на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителейПервой младшей группы  на тему:«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителейна тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителейна тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленны...