Педагогический всеобуч "Почему ребёнок становится несговорчивым, а порой и трудным ребёнком"
консультация (младшая группа)

Кирсанова Пелагея Ивановна

В жизни ребёнка по мере его развития неоднократно возникают периоды строптивости – своеобразные водоразделы, рубежи, ограничивающие один возрастной этап развития от другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebyonok_stanovitsya_nesgovorchivym.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Почему ребёнок становится несговорчивым,

а порой и трудным ребёнком»

В жизни ребёнка по мере его развития неоднократно возникают периоды строптивости – своеобразные водоразделы, рубежи, ограничивающие один возрастной этап развития от другого.

Психическое развитие детей происходит неравномерно. В нём наблюдаются периоды относительно медленных, постепенных изменений, когда ребёнок на протяжении длительного времени сохраняет одни и те же основные черты психического облика, и периоды гораздо более резких, скачкообразных изменений, связанных с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психических черт, делающих ребёнка буквально неузнаваемым для окружающих. Эти скачкообразные переходы называют кризисами развития.

Кризисом одного года завершается младенчество и открывается ранний возраст, кризис трёх лет знаменует собой переход от раннего к дошкольному детству, кризис семи лет обозначает вступление ребёнка в школьные годы.

Оказалось, что развитие детей в это время не только не останавливается или замедляется, напротив, течёт чрезвычайно бурно и стремительно. Строптивость и непослушание детей в этих фазах знаменуют собой перестройку личности и вызваны некоторой психической нестабильностью. В эти переломные моменты ломаются стереотипы в отношениях с окружающими. Ребёнок начинает по-новому осмысливать действительность и своё место в ней. Для него это трудная жизненная пора. За короткий срок он меняется в основных чертах своей личности. Прежние отношения перестают устраивать его, и малыш настойчиво добивается новых отношений. Поиск новой жизненной позиции непрост, так как часто ребёнок встречает непонимание со стороны окружающих, сталкивается с их сопротивлением, а то и активным подавлением своих устремлений. Результат подобных столкновений – несговорчивость.

В разные периоды жизни она выглядит по-разному в поведении ребёнка. В один год возникает в ответ на подавление активности, любознательности. Малыш требует понравившийся ему предмет, не понимая порой, что запрет вполне обоснован. В семь лет, строптивость, по мнению большинства ученых, вызывается искусственным сдерживанием детей в игровой системе   отношений – дело в том, что ребёнок уже перерос её, активно стремится к другой социально более зрелой и существенной (в частности, к систематическому получению знаний). Кризис этот, как правило, преодолевается поступлением в школу – тем самым удовлетворяется новая потребность и новые жизненные ориентации. Подростковые конфликты вызываются чаще всего ущемлением « чувства взрослости»  и проявляются обычно в виде непослушания, порой грубого и злостного.

Но всегда ли так бывает? При определённых условиях, и в первую очередь тогда, когда взрослые терпеливо и с пониманием относятся к ребёнку, строптивость в отношениях либо вовсе не возникает, либо легко преодолевается. И взрослый должен стремиться к таким отношениям, так как обострённый перелом в развитии небезразличен для детской психики: дестабилизируется  и осложняется формирование новых личностных свойств, задерживается развитие, формируются негативные следы в характере.

Конфликтность в поведении на этапе перехода от одного возраста к другому вполне преодолима. Чтобы избегнуть её, необходимо знать, что реально происходит с ребёнком в это время, в каком направлении он развивается, как строить свои взаимоотношения с ним, чтобы сохранить и преумножить то полезное, что возникает в его личности.

Рассмотрим это на примере переходного периода от раннего возраста к дошкольному детству. Этот перелом в личности ребёнка – в психологии он известен как кризис трёх лет – считается наряду с подростковым одним из наиболее важных этапов. От того, как будет складываться развитие малыша в этот период, зависит и его будущее.

Трудности переходного периода возникают ещё в раннем детстве. Дело в том, что накопленные умения, знания, соединяясь, образуют новое построение личности, обеспечивают готовность к принятию новых жизненных задач. С этого момента и наступает перелом в личности ребенка, обусловливающий нестабильный характер его поведения, некоторую повышенную чувствительность к воздействиям взрослых и несговорчивость. Наиболее типичный – период от двух с половиной лет до двух лет десяти месяцев. До этого момента малыш практически всегда послушен воле взрослого, охотно подражает ему во всём и только активно развивающаяся любознательность толкает его к нарушению родительских запретов.

Педагогам хорошо известен «педантизм» двухлеток, суть которого – выполнение заученных подражательных действий только в той последовательности, как их исполняют взрослые. Нарушение этой последовательности или выпадение одного из звеньев в деятельности вызывают растерянность, а то и бурный протест.

В середине третьего года у большинства детей появляется первый признак начинающегося перелома в личности – негативизм. Ребёнок внезапно перестаёт делать то, о чём его просят, и именно потому, что просьба исходит из взрослого. (Стремление противоречить, делать обратное тому, что ему говорят, и есть негативизм.) Предлагают погулять – отказывается, дают кашу – требует кисель; сыр упорно называет маслом, а просьбу мамы выполняет « с точностью до наоборот».

Негативизм отражает очень прогрессивные тенденции в развитии – начавшуюся психическую эмансипацию от взрослого, попытку выделить своё «я», у ребёнка возникают собственные желания и намерения, которые он пытается противопоставить исходящим от окружающих. Делается, правда, всё неумело, но это естественно, ведь возможности ещё не велики. Вот и выглядят они поначалу как абсурдное противоборство словам и просьбам взрослого. Ребёнку говорят «да», он отвечает «нет». Споры, как правило, взрослым не дают желаемого результата; негативизм не только не исчезает, напротив, укореняется ещё глубже. Один выход – весёлая и увлекательная ролевая игра. Вот тогда негативизм уйдет из сферы взаимоотношений ребёнка и взрослого.

Постепенно, как бы отражаясь от желания взрослого, собственные желания и намерения ребёнка становятся всё более отчетливыми и ясными для него. Теперь он не просто заявляет о них, но и пытается самостоятельно реализовать их, отказываясь одновременно от тех просьб и предложений, которые идут вразрез с его планами, мешают исполнению увлёкшего дела.

Многие взрослые болезненно реагируют на подобные действия детей, усматривая в них непослушание. Попытки сломить сопротивление выявляют поразительно стойкое нежелание подчиниться воле старшего. Упорство первых рождает у вторых всё более разнообразные средства защиты своих желаний. В этом случае необходимо одно: правильно отнестись к происходящему. Малыша не стоит упрекать в злонамеренности. Он просто на практике утверждает своё «я».

Негативизм и самостоятельность – это уже свидетельство переходного возраста. Затем к этим симптомам присоединяются другие. Все вместе они образуют своеобразный поведенческий комплекс, названный М. И. Лисиной «гордостью за достижение». Его смысл состоит в том, что ребёнок начинает особенно чутко относиться к своим делам и поступкам, особенно остро переживать свои успешные и неуспешные действия, оценивать себя самого через призму результативности в практических делах.

Конфликты нужно и можно предотвращать, проявив терпение и уважение к новым устремлениям растущего человека.

Любовь к малышу, такое естественное и необходимое для него проявление, может стать плохим средством воспитания, когда она избыточна и направлена только на ублажение, когда лишает ребёнка возможности не только самостоятельно обслуживать себя, но и думать и чувствовать. Для многих родителей их малыш как бы вовсе не растёт, а только прибавляет в годах и размере одежды. И в год, и в два, и в три они нежно и заботливо убирают с пути ребёнка малейшие препятствия, исполняют по первому требованию любое его желание, не дают ему возможности проявить себя в деле, пугаются самых элементарных проявлений независимости. Предназначаемая ласка, нежная забота предполагают: ребёнок благодарно последует примеру. Однако, к удивлению, постоянно возрастает агрессивность, непослушание и откровенная неблагодарность.

В три года избалованность (в отличие от конфликтности) в ответ на изменившееся поведение взрослого уже не снимается. Более того, обнаруживается глубокое укоренение в характере ребёнка, т.е. это уже привычная черта поведения, проявляющаяся не избирательно, а в отношении ко всем окружающим людям.

Непослушание и строптивость в три года вызывается также безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребёнка, а порой и сознательным отношением, где ему отводится роль бессловесного существа. В этом случае конфликт со стороны ребёнка – это попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действие, пусть негативное, но лично к нему обращенное.

Итак, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с детьми, необходимые точные представления о сформированности тех или иных черт личности и в соответствии с ними способы воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Трудный ребёнок"

Цель консультации:помочь родителям наладить взаимоотношения с ребёнком,разобраться в причинах детского непослушания.Непослушных детей,а тем более детей,"отбившихся от рук",принято обвинять.В них ищут ...

Трудный ребёнок.

Консультация для родителей. Делая ставку на общение, вы станете счастливчиками, для которых детство ребёнка пройдёт без ярлыка "трудный"....

Причины нарушений в поведении ребёнка, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым

Непослушание (как возможность привлечь к себе внимание). Внимание необходимо для эмоционального благополучия....

Консультация для родителей "Ваш ребёнок становится взрослее"

Консультация для родителей.«Ваш ребёнок становится взрослее».Ребёнка интересует всё окружающее, он не перестаёт задавать вопросы. Уважительно относитесь к его любознательности, отвечайте ему вниманием...

Консультация на тему: "Трудно ребёнку быть одному"

Отец, мать, ребенок…  В наше время семья в таком составе не редкость. В связи с этим существует проблема воспитания единственного ребенка в семье. Проблема эта волнует не только родителей, но и п...

Консультация для родителей: "Трудный ребёнок"

Изучение "трудных" детей  предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются оши...