Мастер-класс для воспитателей "Мини-музей Русской избы"
материал

Седых Татьяна Павловна

Показать педагогам преимущества условий музея при проведении занятий по патриотическому воспитанию детей. Помочь увидеть, как обстановка музея, средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, вводит детей в мир народного быта, где ребёнок может максимально само реализоваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс для воспитателй 23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для воспитателей

«Мини-музей русской избы»

Цель которой: Показать педагогам преимущества условий музея при проведении занятий по патриотическому воспитанию детей. Помочь увидеть, как обстановка музея, средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, вводит детей в мир народного быта, где ребёнок может максимально само реализоваться.

Ход мероприятия:

Музыкальный зал.

Воспитатель: Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о  проекте по духовно – нравственному воспитанию детей «Горенка – Светёлка» и о создании мини – музея русской избы в детском саду.

Воспитатель: Проект «Горенка-Светелка» направлен на приобщение  дошкольников  к истокам русской народной культуры, позволяет подвести их к пониманию взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, комплексно, системно, интегративно в тесном сотрудничестве с семьёй решать задачи нравственного развития дошкольников

Цель проекта: формирование у дошкольников 5-7 (8) лет духовно-нравственных чувств через приобщение их к истокам русской народной культуры, популяризация культурных ценностей и традиций русского народа. К проекту прилагается примерный перспективный план по  приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшей  и подготовительной группы. В перспективе разработать планы для детей 2 младшей и средней группы.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, что такое мини - музей.

Что такое мини-музей.

В условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому и создаются мини-музеи. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых  он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Такой музей может располагаться в любом свободном месте. Если в краеведческом музее ничего нельзя трогать руками, то в мини-музее разрешается трогать, играть, обыгрывать, рассматривать. Предметы, которые находятся в мини-музее можно применять и на занятиях.

Важная часть музея: участие родителей в накоплении. На протяжении длительного времени в группе создавались и создаются мини – музеи. Темы были разными, начиная от пуговиц, ложек и заканчивая военной атрибутикой,  ёлочными игрушками.

Почему решили создать мини-музей Русской избы (из которого плавно вытек проект). Дети, которые живут в городе, да наверно уже и в современных селах, никогда не сталкивались с жизнью, трудом и  бытом людей в деревне и селе. Предметы старины постепенно уходят в прошлое, и показать детям, как выглядел тот или иной предмет мы можем только на картинке. И  музеев с историей народной культуры очень мало, да и потрогать предметы старины нет возможности. «Горенка-Светелка» - это часть русской избы, которая, как машина времени поможет детям, да и взрослым, переместиться в прошлое. Поможет почувствовать себя жителем деревни, членом крестьянской семьи, которая живет в русской избе, познакомит с жизнью и бытом этой семьи.

Воспитатель:  И так дорогие педагоги, сегодня я предлагаю побывать в мини – музее русского быта.

Педагогов встречает хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяйка: Давным – давно на Руси люди строили себе жилище из бревен. Такие дома называли – избами.

Хозяйка: А вы знаете, как люди приветствовали друг друга в старину? Говорили: «3драве буде».

– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

Хозяйка: Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие, будьте как дома! Гость на порог — хозяину радость.

Хозяйка: Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Сядем рядком, да поговорим ладком!

Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая. Да красивая какая!

Хозяйка: Обратите внимание шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук.)

Хозяйка: Правильно, это сундук! В сундуках хранили вещи (одежду, постельное белье, полотенца).

Хозяйка: Самое главное место в избе - «красный угол». «Красный угол» - самое почетное место в доме. Его убирали вышитыми полотенцами. Само название угла «красный» означает «красивый». Раньше все красивое называли красным (красная девица, красный молодец). Здесь на специальной полке стоят иконы, хранятся богословские книги, лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Когда гость заходил в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам. Образа – это иконы. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Потом гость здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. А в обычные дни во главе стола, во главе семьи сидел хозяин.

Хозяйка: Как назывался этот угол? (показать)  Почему его так называли?

Хозяйка: А вот, что было сердцем избы, узнаете отгадав загадку? 

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает».

Хозяйка: Правильно это печь. Печь считали сердцем дома! 

Хозяйка: А для чего нужна была печь?

Печка - наша поилица и кормилица, телосогревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света.

Хозяйка: В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Печь   кормила   семью,   обогревала   дом,   на   ней   спали младшие детки и старики, сушили одежду. Даже мылись и лечились. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом,  начинает растапливать печку. Вот и я с утра печь затопила, но чтобы наша печка быстрее нагрелась, и стало тепло, давайте мы ей поможем (звучит звук костра)

Физкультминутка:

(Педагоги встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)

Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)

Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)

Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)

Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)

Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)

Хозяйка: Давайте вспомним,  в каких русских народных сказках встречается печка? (ответы) 

Хозяйка: Отгадайте загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит... (чугунок).

Хозяйка: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, т.к. сделан  из чугуна,   который   мог выдержать любой огонь и никогда  не бился. В нём варили щи и кашу. Еда, приготовленная   в   чугунке   в   русской   печи,  была   очень   вкусная (рассматривание чугунка). 

Хозяйка: Следующая загадка:

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт… (ухват)

Хозяйка: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяйка: Затем чугунок с пищей ставили на стол, и все кушали приготовленную еду. На столе, рядом с хозяином стояла солонка с солью. На Руси соль была дорогим продуктом, и пищу солили непосредственно перед приёмом. Если приходил не прошенный гость, соли ему не давали. Да же поговорка такая есть «Не солоно хлебавши», т.е. ел без соли.

Хозяйка: Отгадайте следующую загадку:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется… (ложка).

Хозяйка: На Руси ложки начали делать очень-очень давно. Изготавливали ложки из разных пород деревьев: яблони, липы, рябины. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Дети в старину использовали ложки для игры, заворачивали ложку в лоскуток, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельную.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей  ложкой. Даже поговорку сложили  «Запасливый гость без ложки не ходит».

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку, так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

Ложками не только суп и кашу ели, а ещё и шалунов усмиряли. Когда кто-то из детей толкаться за столом начнёт, разговаривать с набитым ртом или раньше отца в чугунок за едой полезет, тогда возьмёт отец да своей ложкой прямо озорнику по лбу тихонько стукнет. Чтоб неповадно ему было за столом шалить.

 

Хозяйка: Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди.  

Хозяйка: А игра наша называется «Игра с лентой».

(Все выстраиваются в круг)

(Под русскую народную музыку мальчик идѐт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу.

Дети идут хороводом и поют:

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать. (дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

 

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Хозяйка: Вот на такой весёлой нотке мы закончим нашу с вами  встречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей.«Поиграем в русские народные подвижные игры»

Задача мастер-класса: познакомить родителей с русскими народными играми в их начальной интерпретации, вызвать желание играть с детьми дома в русские народные игры....

Мастер – класс для родителей. «Театр по русским народным сказкам своими руками»

Программные задачи:- Познакомить родителей с правилами изготовления кукол на ложке.- Способствовать развитию творчества, фантазии родителей, эстетического вкуса, театральных способностей.- Привлекать ...

Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11179363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"480"}}]]МАСТЕР – КЛАСС  по изготовлению  «ДОМОВОГО».ЗАДАЧИ:1...

Мастер класс для родителей «Поиграем в русские народные подвижные игры»

- Познакомить родителей с русскими народными играми в их начальной интерпретации. - Вызвать желание играть с детьми дома в русские народные игры. ...

Мастер-класс экскурсии в мини музей " Русская изба" "Весёлые ложки"

Представление опыта работы в мини-музеи «Русская изба» по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста в продуктивной и театрализованной деятельности....

Мастер-класс для педагогов по изготовлению русской избы

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов раз...

Мастер класс на тему: «Народные промыслы. Русские мастера».

Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей....