Педагогический проект "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
проект (средняя группа)

Шлыкова Наиля Зиннятовна

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №101 «Жар –птица»

Волжского района г. Саратова

410037, г. Саратов, ул. Муленкова А.П., д 3/1 т.: 79-53-59

Педагогический проект

«Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Саратов 2023 г.

Проект

«Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Содержание

Стр.

1.

Паспорт проекта

3

2.

Пояснительная записка

5

2.1.

Цель и задачи проекта

6

3.

Особенности реализации проекта

7

4.

Планирование деятельности

9

4.1.

Организационный этап

9

4.2.

Деятельностный этап

9

4.3.

Обобщающий этап

10

5.

Список использованных источников

11

6.

Приложения

12

Приложение 1.        

12

Приложение 2.

15

1. Паспорт проекта

Название и тип проекта

Проект

«Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Автор-разработчик

Воспитатель: Шлыкова Наиля Зиннятовна

Участники проекта

Воспитатели; родители; воспитанники ДОУ.

Сроки

Январь 2023 – Май 2023 гг.

Основания для разработки проекта

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

4. Программа развития ДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица».

5.Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица» Волжского района г. Саратова.

Цель проекта

Создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека.

Задачи проекта

1.Организовать работу на метеоплощадке для систематического наблюдения за погодой.

2. Познакомить с профессией метеоролога.

3.Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.

4.Познакомить с приборами – помощниками: ветровым рукавом, термометром, осадкомером, дождемером, солнечными часами, «ловцом облаков».

5.Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения

6. Воспитывать основы экологической культуры.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный этап

Цель: Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

II этап. Деятельностный этап

Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий.

III этап. Обобщающий этап

Цель: Анализ результатов проектной деятельности.

Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

- дошкольники расширят представления о погоде и ее значении в жизни человека, о профессии метеоролога;

- познакомятся с метеостанцией;

- дети научатся использовать специальные приборы для наблюдения за погодой, снимать показания с приборов;

- научатся фиксировать результаты наблюдений с помощью условных знаков и использовать результаты наблюдений для составления прогноза погоды;

- у воспитанников сформируются элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.

Для родителей:

- родители станут активными участниками образовательного процесса;

- установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.

С педагогами:

- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов.

Форма итогового мероприятия

Итоговое развлечение «Юный метеоролог»

Вручение медалей детям «Юные метеорологи»

Продукты проекта

Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, оборудование и материалы для организации занятий: приборы на метеостанции, метеостанция.

2. Пояснительная записка

       Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.  Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды, и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды.

     Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

2.1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека.

Задачи проекта для педагогов: организовать работу на метеоплощадке для систематического наблюдения за погодой.

Задачи проекта для детей:

  1. Познакомить с профессией метеоролога.
  2. Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.
  3. Познакомить с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, снегомером, солнечными часами, «ловцом облаков».
  4. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения
  5. Воспитывать основы экологической культуры.

3. Особенности реализации проекта

        Методологическим основанием для реализации проекта являются: Теория деятельности, в рамках которой воспитатель должен помнить, что ребёнок как личность развивается именно в деятельности. Только через собственную деятельность он  усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества. Поэтому необходимо выстраивать такое взаимодействие с воспитанниками, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются только при условии активных действий самих дошкольников.

3.1. Механизм оценки эффективности проекта

1. Анкетирование родителей.

2. Анализ реализации этапов проекта.        

3. Анализ продуктов проекта.

3.2. Применение педагогических технологий

В проекте используются:

1. Здоровьесберегающие технологии:

-дыхательная гимнастика (с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);

-артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, речедвигательные игры, коммуникативные игры);

- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).

2. Личностно-ориентированная технология:

Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка.

3. Игровые технологии:

В результате, игровые технологии позволяют:

- поддерживать самостоятельные игры детей;

- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.

4. Информационно-коммуникационные технологии: 

В проекте ИКТ используются для:

- подбора иллюстративного и дидактического материала;

- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;

-  для методического сопровождения проекта;

- для оформления документации, отчётов.

5. Развивающие технологии:

В рамках развивающих технологий применяются:

- игровые проблемные ситуации;

- проблемные и поисковые вопросы;

- карточки-схемы, творческие задания.

Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно: осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций.

4. Планирование деятельности

4.1. Организационный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта. Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.

Январь

2.

Изучение основных требований к организации метеостанции в ДОУ.

Январь

3.

Подбор диагностического материала для проведения

педагогической диагностики по выявлению знаний у детей о погоде, природных явлениях, измерительных приборах.

Январь

4.

Составление перспективного плана мероприятий проекта.

Январь

4.2.  Деятельностный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Экскурсия на метеоплощадку.

Беседа: «Знакомство с приборами» «Что такое погода?» «Времена года»

Январь

2.

Проведение совместного досуга с детьми и родителями «За окном зимушка - зима». Мастер – класс «Снеговик» в технике бумагопластика.

Январь

3.

Экскурсия - путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада. Презентация «Метеорологические приборы на метеостанции: линейка для измерения снежного покрова».

Февраль

4.

Мастер - класс для педагогов «Метеостанция в ДОУ как условие развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»

Март

5.

Опытно - экспериментальная деятельность - слежение за облаками по отсчету песочных часов.

Развлечение «Эколята в гостях у детей».

Март

6.

Презентация «Знакомство с народным календарем».

Март

7.

Консультация для педагогов «Значение экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Апрель

8.

Беседа «Тайны планеты Земля»

Апрель

9.

Конкурс экологических плакатов и  рисунков «Красота природы»

Апрель

10.

Наблюдения за изменениями в природе, ведения календаря погоды.

Май

4.3. Обобщающий этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Проведение познавательно - игрового развлечения «У природы нет плохой погоды»

Май

2.

Презентация проекта «Метеостанция в детском саду - играя, наблюдаем».

Май

3.

Презентация «Итоги проектной деятельности»

«Экологическое воспитание средствами познавательно – творческой активности детей дошкольного возраста»

Май

4.

Итоговое развлечение «Юный метеоролог» Вручение медалей детям «Юные метеорологи»

Май

5.

Фото отчет «Наша метеостанция».

Май

  1. Список использованных источников

  1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – с.76.
  2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
  4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
  5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб.: Детство – пресс, 2003.

6. Приложения

Приложение 1.

Наблюдения

  1. Наблюдение за небом и облаками «Ловец облаков»

Цель: Продолжать расширять знания о явлениях неживой природы, обратить внимание на сезонные изменения.

  1. Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять силу ветра и направление с помощью флюгерв. Дети самостоятельно дают характеристику ветру.

  1. Наблюдение за солнцем.

Цель: подвести детей к пониманию, что температура воздуха зависит от высоты стояния солнца. Познакомить детей с солнечными часами.

  1. Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: познакомить детей с прибором измерения температуры возуха – термометром, познакомить с календарем погоды, условными обозначениями.

  1. Солнечные часы.

Цель: учить определять время суток по солнечным часам на метеоплощадке.

  1. Определение погоды по растениям.

Цель: учить наблюдать за растениями – барометрами погоды, уметь предсказывать погоду по наблюдениям за ними и сравнивать показаниями приборов.

  1. Наблюдение за работой компаса.

Цель: учить детей определять стороны света с помощью компаса.

Беседы с использованием презентаций

  1. «Как вести себя в жару на участке»

Цель: учить детей без напоминания надевать головной убор, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреться.

  1. «Насекомые – польза или вред»

Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

  1. «Наш дом – природа»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, прдолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

  1. «Волшебница вода»

Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.

  1. «Загадки планеты Земля»

Цель: формировать представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.

  1. «Мы – юные метеорологи»

Цель: закрепить знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.

Подвижные и малоподвижные игры:

  1. «Компас»

Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, помогает запомнить стороны света, улучшает координацию.

  1. «Прогноз погоды»

Цель: формировать желание оберегать и охранять природу, представления о погодных изменениях в природе, закрепить знания детей о погодных явлениях в природе.

  1. «Ветер»

Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, развивает воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища.

  1. «Ветер – хорошо и плохо»

Цель: формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений и животных.

  1. «Южный ветер – северный ветер»

Цель: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.

  1. «Дождик»

Цель: развивать слуховое восприятие, способствовать развитию положительных эмоций, развивать речевые возможности детей, коммуникативные способности детей.

  1. «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его, развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

  1. «Что лишнее»

Цель: закрепить знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли, развивать слуховое внимание.

Дидактические игры:

  1. «Картина природы!

Цель: расширять знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов.

  1. «Путешествие капельки Капы»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

  1. «Птицы нашего края»

Цель: закреплять знания детей о птицах нашего края. Прививать любовь к животному миру.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица»

Волжского района г. Саратова

Конспект развлечения

для среднего дошкольного возраста

«Юные метеорологи»

Подготовила:

Шлыкова Н.З.

Саратов 2023

Материал для развлечения: Костюм «Маши» из мультика «Маша и медведь»; дневник наблюдений; шишка еловая; ведро с водой, медали «Юный метеоролог». Действие проходит на детской метеостанции!

Цель: В игровой форме познакомить детей с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.

Задачи: Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Закрепить представления детей об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, град, ветер, жара, холод, расширять кругозор детей. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и отгадайте:

Он прошёл, наполнил кадки, поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал.

Дети: Дождь

Воспитатель: Дует грозный и могучий,

Разгоняет злые тучи.

Деревца колышет, гнёт,

Воет, иногда поёт!

Он сильнее всех на свете.

Догадайтесь, это…

Дети: Ветер

Воспитатель: Ребята, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: О погоде.

К ребятам прибегает Маша (героиня из мультфильма «Маша и Медведь»), она встревожена.

Маша: Здравствуйте, ребята! Я услышала от сороки не очень хорошую новость. Она говорит, что сегодня будет сильный дождь и сильный ветер. Ой, ой, ой, что же делать? Я ведь промокну и могу заболеть, а у меня сегодня такие планы. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Я знаю, вы можете предсказывать погоду. Посмотрите по своим волшебным приборам, будет сегодня дождь или нет.

Воспитатель: Ребята, поможем Маше?

Дети: Дааа!

Воспитатель: У нас в детском саду есть метеоплощадка, и мы с вами учимся прогнозировать погоду. А скажите мне, ребята, для чего и для кого нужен этот прогноз?

Дети: Для нас, чтобы знать, как одеться в детский сад, нужно ли брать зонт с собой или нет. Для автомобилистов очень важен прогноз погоды и для лётчиков.

Воспитатель: А, как называются люди, которые прогнозируют погоду?

Дети: Метеорологи.

Воспитатель: Вот и мы с вами побудем сегодня юными метеорологами. Приступим к работе. Согласны? Какая сегодня погода? (возможные ответы ребят) (ясная – пасмурная, оттепель – холодная, морозная, сухая – влажная, ветреная – безветренная)

Воспитатель: Это мы предположили, что такая погода сегодня. Молодцы! Но нам нужен точный прогноз.

ЗАДАНИЕ 1.

Воспитатель: Назовите, какое сегодня число, месяц, день?

(А, например, Михаил отметит это в дневнике наблюдений)

ЗАДАНИЕ 2.

Воспитатель: Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха? 

Дети: Термометр.

Воспитатель: Посмотрим, сколько градусов показывает термометр? (сначала надо найти отметку 0С, а потом посчитать от нуля деления до красного столбика).

(Полина, отмечает температуру воздуха).

ЗАДАНИЕ 3.

Маша: А, что это за шишечка такая, зачем она вам нужна?

Воспитатель: А, вот с помощью гигрометра (сосновой шишки) мы можем определить влажность воздуха. Во влажную погоду шишка закрывается, а в сухую – раскрывается. Сегодня шишка подсказывает нам, что погода сухая.

Маша: Не верю. Как это простая шишка может предсказывать погоду?

Воспитатель: Не веришь, тогда давай проверим.

Опыт: Дети берут еловые шишки (так как они быстрее реагируют на влажность) и опускают в ведро с водой.

ЗАДАНИЕ 4.

Воспитатель: Что может повлиять на погоду в течение дня?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Есть ли сегодня ветер? Как определили? (посмотрим на ветряной рукав) (ветер сильный, ураганный, слабый, штиль)

Маша: Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем:

Физкультминутка «Одуванчик»

Желтое солнце на землю глядит,

(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Желтый цветочек за солнцем следит.

(Повороты влево-вправо)

Он растет на длинной ножке

(Руки вдоль туловища, потянуться на носочках)

С лепесточками, как рожки,

(Развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его бела, парашютиков полна.

(Соединить над головой округленные руки).

Воспитатель: Сейчас мы проверим показания других приборов.

ЗАДАНИЕ 5

Воспитатель: Ребята - это прибор называется барометр, он измеряет давление воздуха. Мы все знаем, что вокруг нас находится (воздух) и он давит на нас с разной силой. Если воздух давит сильно, мы говорим давление сильное, большое, а если воздух давит на нас со слабой силой, мы говорим давление слабое, маленькое. Оказывается, что если давление большое, то погода будет ясной, солнечной, а если маленькое или среднее – то погода будет с осадками, пасмурная.

Маша: А, что такое осадки?

Дети: Это снег, дождь, град, изморось, ледяная крупа…

Воспитатель: Почему эти явления мы называем осадки? (все они осаждаются на землю)

Маша: Ну, теперь поняла.

Воспитатель: А, с помощью чего можно узнать, сколько выпало осадков? (осадкомера).

Вместе с детьми рассматриваем содержимое ёмкости и определяем, сколько осадков выпало за день. Теперь, уважаемые метеорологи, обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды. Какая сегодня погода?

Дети: Сегодня 19 мая; четверг; небо ясное; температура 17 градусов тепла; ветер слабый, южный. Дождя в ближайшее время не прогнозируется.

Маша: У вас ребята, хорошо, весело, но мне пора, я сегодня планирую пойти в лес в гости к Мишке. Погода ведь сегодня отличная. Спасибо вам.

Воспитатель: До свидания, Маша!

Маша: До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Благодарю ребят за проделанную работу, за доброе дело, которое вы совершили для Маши и вручаю вам медали «Юный метеоролог». Вот и пригодились наши знания. Мы сделали доброе дело. Но нам ещё многому предстоит учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Повышение компетенции воспитателей в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста....