Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»
консультация (младшая группа)

Гуреева Александра Андреевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_palchikovyh_igr_na_razvitie_rechi.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается  любым детским учреждением, как детским садом, так и школой в процессе проведения всех занятий или уроков. Но работы по развитию речи недостаточно, если не продолжать вести её и в домашних условиях.

         Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исепина, Л. В. Аптакова-Фимина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», - писал В. А. Сухомлинский.

        Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.

        Одним из эффективных методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – открытие нашей народной педагогики. За их кажущейся простотой скрывается огромная педагогическая воспитательная ценность. Народная педагогика издавна использовала пальчиковые игры в воспитании детей. Пальчиковые игры обладают развивающим, оздоравливающим воздействием. В пальчиковых играх, которые   известны всем: «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза - рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых: «Шу полетели, на головку сели».

        Пальчиковые игры как методическое средство хороши еще тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.

        Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширные представительства в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция схемы человеческого тела, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

        Исследователи указывают, что включение в любой урок или занятие  пальчиковых игр и упражнений вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.

        Пальчиковые игры должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо не интересной, либо утомительной. Поэтому пальчиковую гимнастику нужно проводить в медленном темпе, от одного до трёх раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками. Проводя пальчиковую игру, нужно следить за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если упражнения вызывают у детей сложность, то нужно помогать ребёнку, удерживать остальные пальчики от неправильных движений. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими.  Нельзя требовать от ребёнка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одну игру, постепенно переходим к другой. В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи. Каждое занятие имеет свое название и проводится в течение нескольких минут.

        Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней снижался, её можно модифицировать за счёт замены рифмованных историй, которые сопровождают игру с пальцами. В качестве стимула  дети могут вознаградить себя за старания  аплодисментами – важный эмоциональный момент.

        Пальчиковые игры помогают овладеть практическими навыками, облегчают развитие умения пользования карандашом, кистью, ножницами.

        В пальчиковых играх дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими  движениями под стихотворный текст.

        Таким образом, рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты. Чтобы достичь высокого уровня развития мелкой моторики у детей, а, следовательно, и речи в качестве методического средства могут быть использованы пальчиковые игры.  

Литература

  1. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб.: МиМ, 1998.- 192 с.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движения: Пособие для логопедов и родителей. - СПБ. Дельта, 1997.- 253 с. 
  3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 1999.
  4. Харитонова Л.Г., Суянеулова Л. А., Харченко Л. В. Пальцевая гимнастика рук с элементами самомассажа.- Омск, 1996.
  5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород: «Флокс», 1995.- 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры очень популярны, это замечательный способ найти контакт с любым ребенком, развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо. А также они влияют на развитие речи....

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"...

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Пальчики – очень важная часть тела. И не только потому, что с их помощью можно держать разные вещи или учиться считать. Именно от них зависит так называемая мелкая моторика – умение обраща...

Консультация для родителей. «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – ...

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это...