Консультация для родителей
консультация

Кумачева Дарья Александровна

                              ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

 

 В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра. Детство - это особый период, когда ребёнок может «дорастать». Сейчас оно удлиняется и заканчивается чуть ли не в 22 года, потому что деятельность становится многообразнее и труднее, а учиться нужно дольше. Детство появилось в истории человечества не сразу. И в XX веке ещё оставались редкие страны и регионы, где дети вообще не играли. В 50-е годы этнографы обнаружили племена, которые вели «доисторический» образ жизни, в Уганде, Австралии и Центральной Америке. Оказалось, что дети в них не играют, потому что разница между ребёнком и взрослым и типом их деятельности очень небольшая. Годовалый ребёнок, как только его спустили с рук, начинает делать ровно то же самое, что делает любой другой член племени: ходит и добывает себе еду и воду.                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_rebenka.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

 В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра. Детство - это особый период, когда ребёнок может «дорастать». Сейчас оно удлиняется и заканчивается чуть ли не в 22 года, потому что деятельность становится многообразнее и труднее, а учиться нужно дольше. Детство появилось в истории человечества не сразу. И в XX веке ещё оставались редкие страны и регионы, где дети вообще не играли. В 50-е годы этнографы обнаружили племена, которые вели «доисторический» образ жизни, в Уганде, Австралии и Центральной Америке. Оказалось, что дети в них не играют, потому что разница между ребёнком и взрослым и типом их деятельности очень небольшая. Годовалый ребёнок, как только его спустили с рук, начинает делать ровно то же самое, что делает любой другой член племени: ходит и добывает себе еду и воду. А периода, когда ребёнок играет, там просто нет. Есть разные теории о том, зачем детям нужно играть. Самая популярная: они делают это для того, чтобы освоить какие-то навыки, которые помогут им по жизни. Отечественная теория говорит, что в игре ребёнок осознаёт некоторые функции своей психики, которые ему недоступны без неё. Например, игра с правилами - лучший способ сформировать у ребёнка произвольность. Также в это время у него развивается воображение и мышление. Для дошкольника игра - гораздо более важное занятие, чем домашнее задание на «подготовишках». Именно с помощью игр ребёнок развивается так, как ему и положено по возрасту: формирует навыки, которые потом помогут ему учиться. Игры в жизни ребёнка должно быть не просто много: она должна усложняться и постепенно переходить в другой вид деятельности. Если в младшем школьном возрасте ребёнок наигрался, дальше ему будет интересно учиться, то есть ставить себе задачу, придумывать способ решения и таким образом развиваться. В каждом возрасте заложены свои задачи развития. Одна из многих целей дошкольного возраста - превращение образного мышления в абстрактно-логическое. Нужно, чтобы это происходило безопасно, эффективно и с удовольствием для ребёнка и окружающих. Если вы посадите его за парту в пять лет, то, скорее всего, разрушите этот процесс. Это можно сравнить с гусеницей, которой пришивают крылья от бабочки: она, может, и взлетит, но ненадолго и невысоко, потому что ещё не готова и ей ещё неинтересно. 2 Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и познание жизни взрослых, и самооздоровление, и коррекция детскородительских отношений. В современном обществе существует множество видов деятельности, соперничающих с детской игрой и даже вытесняющих ее, – это компьютер, телевизор и раннее обучение. Сейчас все чаще встречаются дети, которые практически не играют с другими детьми. В связи с этим возникают вопросы: В чем смысл детской игры? Существуют ли возрастные нормы детской игры? В каких случаях родителям следует беспокоиться? Во что играть с ребенком и как? – Давайте разберемся вместе.

Для ребёнка любого возраста игра – это главное действие. Это наиболее доступный способ познания окружающего мира. Именно так дети получают новые эмоции, учатся контролировать себя, начинают понимать принципы и законы мироздания. Давайте разберемся, каково значение, смысл, детской игры? Игра развивает мотивы и потребности ребенка – в игре происходит формирование стремления действовать, развитие нравственности в человеческих отношениях (честность, терпение, инициатива, взаимопонимание, взаимопомощь…). В игре у ребенка формируется желание взрослеть – выполнять (пока еще только в игре) общественно значимую деятельность: лечить, учить, строить, воспитывать детей, совершать подвиги и т.д.. В игре развивается управление своим поведением: подчинение своих действий роли, понимание необходимости правил, создание правил, понимание прав и обязанностей играющих, развитие воли. В игре происходит преодоление эгоцентризма – развитие умения встать на позицию другого невозможно без игровых партнеров. В игре происходит развитие умственных действий: обобщение действий, развитие логики действий, предварительный замысел, планирование, контроль, развитие произвольной речи, развитие внимания, памяти, воображения. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе, потому что главный секрет школьных успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости. Игра для ребенка – своеобразная школа жизни.

Первая игра с главным партнером, мамой, начинается уже в первые месяцы после рождения малыша – испытывая большую потребность в ее доброжелательном внимании и, главное, понимании своих сигналов, он замечательно включается в игру «ку-ку» и всем своим существом показывает радость от такого взаимодействия.

Многие народные игры поддерживают еще одну важную для ребенка данного возраста потребность – потребность в тактильном контакте и именно поэтому следует не забывать про «ладушки», «сорока-ворона» и другие игры такого типа. Во втором полугодии первого года жизни в общении со взрослым появляется потребность в совместной деятельности – и в игру добавляется важный элемент – ребенок, который к этому моменту научился некоторым манипуляциям, начинает копировать движения взрослого и повторять за ним – вступая в то самое, так необходимое ему сейчас сотрудничество. Важно знать, что годовалые дети, в силу своего развития, не будут играть вместе, а будут играть рядом. У ребенка до 2-х лет преобладают предметно-манипулятивные игры – ребенок еще не играет, а пока что манипулирует предметами, подражая взрослым. Организовывать простейшие действия ребенка с игрушками нужно уже с полутора лет. Начинать можно с «одушевления» куклы-пупса, показывая, где у куклы ручки, глазки и т.п., соотнося эти же действия с вашим ребенком. Затем действия усложняются. К 2 годам ребенок уже может кормить кукол с ложки, поить из кружки, катать на машине и в коляске, укладывать спать и т.д. Затем появляется так называемая режиссерская игра, в которой предметы, используемые ребенком, наделяются игровым смыслом. Двухлетки также не стремятся к совместной игре, однако, их начинают привлекать яркие и интересные предметы в руках другого ребенка – и тогда, в зависимости от нравов малышей, иногда это может выглядеть как взаимодействие (или большая битва). Ближе к трем годам дети все больше и больше начинают понимать себя как отдельную личность и стараются в игре не следовать за взрослым, а подражать ему. То есть это будет означать, что практически все, что вы делаете в повседневной жизни, будет перенесено в мир домашней игры. Возраст от 3 до 6-7 лет – время расцвета сюжетно-ролевой игры. Благодаря игре ребенок осваивает взрослый мир социальных отношений, жизненных ситуаций и профессиональных занятий. Личный опыт малышей еще не слишком велик и поэтому в данного возрасте (3-4 года) они чаще всего обращаются к взрослому за поддержкой или партнерством. Взрослый служит источником познания, а игра – объяснением связей и причин, существующих в реальном мире.

Но, имея потребность и в ощущении своего могущества, он с радостью играет в игры, где право принимать решения лежит на нем, а взрослый – всего лишь выполняет полученные команды.

В 5-6 лет у ребенка формируется потребность в уважительном отношении к нему взрослого, в сопереживании и взаимопонимании и в этот момент мы уже можем начинать играть в игры с правилами, давая ребенку как возможность честной победы, так и принятие его чувств, и проживание их, если он проиграл. В этом возрасте ребенку просто необходимо иметь товарищей по игре, чтобы учиться строить отношения с ними. Такие игры могут быть как подвижные, так и настольные. Можно поиграть в прятки, простые салочки, игры с мячом; в лото или домино с картинками. А также не забывайте лепить, конструировать, рисовать. После 5-ти лет – преобладает режиссерская игра, появляется игра-фантазирование. Ребенок, выступая, как сценарист и режиссер этого мира, разыгрывает целые военные баталии, передвигая фигурки, имитируя звуки орудий, комментируя происходящее.

Также дети любят играть и в игрыряженье. Девочки, например, «превращаясь» в принцесс, примеряют мамины бусы, прилаживают шлейф из покрывала. Для разнообразия сюжетов игровой деятельности можно поиграть с ребенком в «придумку», где взрослый и ребенок поочередно создают какой-либо новый сказочный сюжет. Никакие программы раннего развития не дадут вашим детям такого фундамента жизни, как такая простая и такая сложная штука – игра. В младшем школьном возрасте (7-12 лет) – преобладает учебная деятельность. Игра уже выступает как средство общения со сверстниками. Для младшего школьника меняются игровой репертуар и задача игры, но игра не уходит из жизни.

Игра имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младшего школьника, а также вырабатывает различные аспекты познавательной активности, социальные способности, произвольность деятельности. Конечно, репертуар игр и форм игровой деятельности для младшего школьника специфичен по сравнению с дошкольником или подростком. Для младшего школьника более характерны игры, возникающие по инициативе ребенка (самодеятельные игры), игры, возникающие по инициативе взрослого (дидактические игры, развивающие игры, интеллектуальные игры), подвижные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, более старших детей, так и по инициативе собственно 5 детей младшего школьного возраста. Важное значение для младших школьников занимают игры с правилами.

В социально-коммуникативном отношении для современных младших школьников характерны различные формы разворачивания игры: индивидуально (например, определенные виды компьютерных игр); в паре (например, шахматы, шашки, домино, морской бой, крестики-нолики и др.); в группе (например, режиссерские, ролевые, игры с правилами); в команде против другой команды (чаще спортивные и различные подвижные игры). У старших подростков (12-15 лет) на первый план выходит избирательное интимно-доверительное общение, дружба и отношения со сверстниками. То, как будет выстраивать подросток отношения, зависит от его уверенности, понимания себя и других, умения справляться с трудностями. Создается впечатление, что современные подростки, если и играют, то только в компьютерные игры. Это, однако, далеко не так. Несмотря всю взрослость подростков у детей все равно сохраняется потребность в играх. Однако это уже не сюжетно-ролевые, игры с предметами или подвижные игры. В подростковом возрасте проявляется потребность в деловых и групповых играх, нацеленных на самоутверждение в обществе, развитие коммуникативных навыков. Кроме того, практически все игры подростков имеют юмористическую окраску и стремление к розыгрышу не только участников игры, но и окружающих. Игры – важный элемент формирования навыков общения и взаимодействия в обществе у детей. Особенно это касается подростков, ведь в момент становления личности очень важно понять и осознать жизненные цели, приоритеты и свой личный статус. Подвижные, веселые, психологические, интеллектуальные и коммуникативные игры помогут оторвать подростка от интернета и телевизора, открыв для него не менее интересный реальный мир, подготовят его психологически к необычным ситуациям и событиям. Полученный в детстве опыт общения в играх каждый перенесет потом во взрослую игру – в «Жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...