Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
проект

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_wecompress.com_.docx847.89 КБ
Файл dnevnik_nablyudeniya.docx339.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Радуга»

Познавательно-исследовательский проект

«Огород на подоконнике»

Разновозрастная  группа «Солнышко»

https://sun9-19.userapi.com/impg/VRHSGoTdvOWd1zwZrujXtftILOvuvQR28FNOGw/29VzVFJEoNk.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=a5201f21785ee860a0739c6ca7eb0d39&type=album

Исилькуль,2023

Введение

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Тип проекта

• Исследовательский, творческий

• Групповой, с привлечением родителей

• Краткосрочный

Участники проекта

Дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта  (17.04. – 25.05.2023 г.)

Актуальность проекта

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

•Учить активно взаимодействовать - педагог, дети и родители.

Этапы проекта

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Предполагаемый результат проекта

• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениямиПознакомятся с условиями их содержания.

• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

• Дети научаться вести наблюдения.

• Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Формы реализации проекта

1.Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

2.Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

• определение темы;

• выявить цели и определить задачи;

• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, картинки репчатого лука, помидор, цветы; семена для посадки);

• беседы с детьми «Что такое «Огород на окне»«Какие растения можно вырастить на подоконнике»«Какую пользу приносят растения».

• подготовка семян.

2. Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей:

• рассматривание и сравнение семян (помидор, перец, цветы);

посадка: лук,укроп –коллективно; перец -индивидуально;

посев: цветочных семян;

исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- отбор хороших семян от плохих;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление;

- оформление огорода на окне;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- рассада всходов;

- отражение результата в художественно - творческой деятельности;

- чтение детской литературы про овощи;

- отгадывание загадок про овощи; - пальчиковые игры; - подвижные игры;

- дидактические игры«Что сначала, а что потом?»«Собери из частей целое»«Дать описание предмету» и др.

Работа с родителями

беседы с родителями«О полезных свойствах свежих овощей»;

• подборка литературы про овощи.

Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.

3. Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- анализ полученных результатов;

- презентация проекта «Огород на окне».

Работа с родителями

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами; привлечение детей к сбору фруктов и овощей с мая по август.

Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

Работа с детьми

1. «Земля – какая она».

Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)«Семена растений отличаются друг от друга»

2. Посадка овощных культур.

3. Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»

1. «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

2. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

3. Д/И «Что растет на огороде»

Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры.

. 1. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»

2. П/и «Огуречик»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

3. Д/И ««Собери из частей целое»

Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.

. 1. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты"

Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.

2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

3. Д/И «Вершки и корешки»

Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям»

1.Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. 2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 3. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»

Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.

1. Д/И «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

3. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

1. Д/И «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

2. Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

3. Раскрашивание овощей «Овощи и фрукты – полезные продукты».

 1. Игра м/п «Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

2.Заучивание: А. Прокофьева «Огород»

3. Аппликация «Лук»

1. Д/И «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. 2. Пальчиковая игра «Варим мы компот».

3. Сюжетно-ролевая игра «Приготовим

щи для кукол»

Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.

 

Заучивание стихотворения С. Михалков «ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох.

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох.

И суп овощной оказался не плох!

 Загадки

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук) Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печёнки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из.

(Картошки)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Дидактическая игра 

«Что растёт в огороде

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Используется метод беседы.

Материал.

Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,

природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.

-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?

-Какие не любишь, почему?

-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?

-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?

-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.

-Какой водой и как нужно поливать овощи?

-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку?

-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко.

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос«Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схему

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз —

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

П/и «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать

наиболее активным детям.

П/И «ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД».

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

– Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

П/И «МОРКОВКА»

Красный нос в землю врос,

Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.

А над ним зеленый хвост.

Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.

Нам зеленый хвост не нужен,

Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».

Нужен только красный нос.

П/И «КАПУСТА»

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что еще за куст? Изобразить  куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть .

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я – капуста!

Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно -

Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста.

П/И «КАРТОШКА»

И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами)

На грядке куст.

Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст»,

Под кустом – картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.

П/И «Овощи»

У Лариски — (По очереди разгибают пальчики из

Две редиски. кулачка, начиная с большого, на одной

У Алешки — или обеих руках.)

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Ожидаемые результаты:

По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.

2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.

3. В группе был создан огород на окне.

4. Дети вели наблюдения за растениями на окне.

5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.

6. Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Выводы:

На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Литература и интернет источники:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2011

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001

3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

6. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

7. «Формирование целостной картины мира» под ред. О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой, М. 2015 г.

8. Т. А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.

Приложение

https://sun9-79.userapi.com/impg/KltUNsrsWaTJ50c8ePjuvu3ED2kdMKYCy1OQnA/LTvJh-rWOC8.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=26d148c47c78ff94c96572d4d904f496&type=album https://sun9-48.userapi.com/impg/kukrEPomUfgX3BFKPwD4JOw4Dju-qGtpakg9Cw/uVej1P3W7LM.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=19fa231ca261a506429bd27784ae345f&type=album

https://sun9-61.userapi.com/impg/3Iiik4n26st2ZUyTt1riG8lZ78XFqC25ZlubxQ/s6EhDVxsGA0.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=88f674ba2ca3c5ecc703d893b8efd3c5&type=album https://sun9-41.userapi.com/impg/BKQ-ONotUgLoGj0MJvpTnhe0LoWyY1uWuRKeLw/k6uDS97lxtU.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=25728a2ec6f78676a04bec4c7e6a696f&type=album

https://sun9-40.userapi.com/impg/cG8L4vJoaS9uavXSsnppkVao9DZZ0LJtmjtddw/LotboDavPAs.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=12af987b902bf784868c7d75f3e267b1&type=album https://sun9-33.userapi.com/impg/n89JB-Q_ZT1N6zn785VETQRxzbpU24UVMxzIew/snGnVZZYWfQ.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=9cfebb718493355d080ddbc8293119d7&type=album https://sun9-72.userapi.com/impg/yqr9WDh-XFWMHQ4Z54h2SuOs9LgWF8Q1zzl09Q/mKbJP3E6bMI.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=b65cf25af874d565001137618ef3d089&type=album

https://sun9-10.userapi.com/impg/V60wYVoaFRvpTJCDV3mK1gCur_1PK1rb8__rew/_yGx5fH4dgA.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=eaca69c346b937b4d0e7dc0a466cad55&type=album https://sun9-36.userapi.com/impg/ykPzN0vX6fhDBSmZVoG8WoNVjoINSMoTsQrdyg/15SPzgjIgik.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=246b355110a5e38e57861fc94a2974e5&type=album https://sun9-74.userapi.com/impg/ARE3bY4ph9iCag8TneM-lPU8QvIsb8sjM_tj2g/TCdDRYdMU90.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=22b6bfe265950c9960a8c0b749d0026e&type=album

https://sun9-40.userapi.com/impg/4LE_iM49lQOgL5diRNONy4h6mkHzt9Fz4TR1Ag/bKikzGoj4Cc.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=1d372b8c3898208d85284942ac2b21f0&type=album

https://sun9-7.userapi.com/impg/K_AZ1ma89Y02lsMn7QlFQXszvNiF1588D03bkA/Es1Isl330KY.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=40b0930ed22fb5fcf7fe6fc4259888b5&type=album

https://sun9-46.userapi.com/impg/JBkkwjl7cKhPWWKL1Qfk0z6pP_NdjO9bKRRqxA/l4FVFTdvjic.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=48b92b901fae721c936f8ea6b5c6e259&type=album

https://sun9-28.userapi.com/impg/tKYKdG_fyxPOEJQLxxuCvuJZ_C5cWPqE7Fwv2Q/SgUxW1KYPMM.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=22efbaefddf12ca3ccea6530308b18d8&type=album 

https://sun9-61.userapi.com/impg/dCFfu0BNveLtirIrI7mKVJOlh_KIaY2Rc95dgQ/7TZQxwBJKbo.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=38a292638172f0b024678a8f9cd8671d&type=album



Предварительный просмотр:

Стихи про Лук. Сборник детских стихов про Лук

                     Наблюдение за ростом лука

1-й день

5-й день

10-й день

15-й день

20-й день

25-й день

30-й день

35-й день

Рассказ про укроп для детей, 1-2 класс

                        Наблюдение за ростом Перец картинка для детей - 57 фото

                                          болгарского перца

1-й день

5-й день

10-й день

15-й день

20-й день

25-й день

30-й день

35-й день

Рассказ про укроп для детей, 1-2 класс

         Наблюдение за ростом укропаРассказ про укроп для детей, 1-2 класс

1-й день

5-й день

10-й день

15-й день

20-й день

25-й день

30-й день

35-й день

Рассказ про укроп для детей, 1-2 класс

                 Наблюдение за ростом астра картинки для детей: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

                                                  цветов (астры)

1-й день

5-й день

10-й день

15-й день

20-й день

25-й день

30-й день

35-й день

Рассказ про укроп для детей, 1-2 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"

Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"  для детей 1 младшей группы...

Познавательно – исследовательская деятельность Тема: Огород на подоконнике

Детям очень интересно знать о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Для этого в нашей группе мы расположили мини-огород на подоконнике.Выращивание растений в помещениях полезно...

Краткосрочный познавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»

Краткосрочныйпознавательно - исследовательский проект «Чудо – огород на подоконнике»...

Познавательно исследовательский проект « КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ?»

ГБОУ Школа № 1475 (дошкольное отделение № 1289)Познавательно  исследовательский проект« КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ?»В средней группе  № 11 [[{"type":"media","view_mode":"media...

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Экологический проект «Огород - сад на подоконнике» в 1 младшей группе

Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность....

Краткосрочный проект «огород «Луковичка» на подоконнике»

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать....