игра, как ведущий вид деятельности дошкольника
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Васильева Наталия Викторовна

В данной статье раскрывается роль игры в воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_vedushchiy_vid_deyatelnosti.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как ведущий вид деятельности.

Известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это эмоциональная деятельность, она обучает, развивает,  воспитывает, развлекает и дает отдых. Игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Усвоение знаний при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на разностороннее развитие детей: формирование познавательной активности, социально-коммуникативных навыков, речевого и физического развития. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. Игра, без использования методов принуждения является лучшим способом добиться развития творческих способностей детей. Игра занимает значительную часть в жизни ребенка. А.С. Макаренко, известнейший в нашей стране педагог, говорил, что «игра для ребенка имеет тоже значение в жизни, что для взрослого имеет деятельность, работа, служба». Она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В процессе игровой деятельности дети овладевают новыми навыками, знаниями и умениями, формируются морально-волевые качества, раскрываются многие происходящие в ребенке процессы, его жизненные ситуации, а главное только в игре осваиваются правила человеческого общения. Игра помогает ребенку научиться правильно, относиться к другим людям в реальной жизни. В игре развивается мотивационно- потребностная  сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных  непосредственных желаний, к мотивам осознанным. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Для ребенка игра не просто забава, а труд, в котором он преодолевает себя. Игра – это сама жизнь, это огромный мир.

 Существуют разные виды  игр, характерных для детского возраста. Дидактические, подвижные,  народные,  игры театрализации ( хороводные, игры-имитации, импровизации, драматизации, режиссерские), сюжетно – ролевые, творческие,  интеллектуальные,  игры – путешествия,  игры – эксперименты, самостоятельные игры.  Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ – в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга. При  организации игровой деятельности следует соблюдать ряд принципов: учет возраста и опыта детей, доступность содержания игры, сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей, ориентация на обеспечение культурной практики детей в игре, сохранение положительного эмоционального настроя, адекватное соблюдения темпа и времени проведения игры, постепенного усложнения игр. В раннем возрасте преобладает предметно – манипулятивная  деятельность. Ребенок овладевает действиями с предметами. По мере роста ребенка, меняются и его игры: при условии полноценного общения с взрослыми и наличии разнообразных впечатлений от окружающего мира, возникает игра с сюжетом. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры-  игры с правилами, имеющие готовое содержание. Это специально созданные игры с определенной дидактической задачей, скрытой от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Здесь сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Этот вид игр является одной из методических разновидностей обучения. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играя. В играх с правилами дети учатся четкому выполнению определенных правил, что способствует развитию произвольного поведения.

 Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются как натуральные предметы, так и картинки. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные: разрезные картинки, лото, домино и словесные.

Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и  активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь взрослых. Сюжетно – ролевые игры представляют собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей и творческого отражения ребенком действительности. Дети используют разнообразные игровые предметы, замещающие  действительные предметы деятельности взрослых, вносят много собственных выдумок. Благодаря таким действиям у детей развивается воображение. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью с взрослыми, жизнью, которая захватывает его целиком. Ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов.  Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними

Игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.  

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе. В ходе игры воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении игр этого вида. Гуляя с детьми в парке, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это способствует развитию наблюдательности и воображения.

Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации  знаний, умений и навыков. К ним относятся: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?»«Поле чудес» и др.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их нужно ориентироваться на знания детей. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в игре сюжету, должен быстро сообразить, как поступить в сложившейся ситуации. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им - ребенок учится играя.

Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс  воспитания должен носить специально организованный характер. Только тогда можно достичь хороших результатов.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

         Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1.  Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей дошкольного возраста.

2.   Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3.    Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

4.    Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

5.    Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Современная система воспитания и образования направлена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок — автор и исполнитель, и практически всегда творец, испытывающий чувство удовольствия, которое освобождает его от дисгармонии. Важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

Игровая деятельность, по словам Д.Б. Эльконина «не только впитывает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает им более сознательный и обобщенный характер. Через игру мир социальных отношений, значительно более сложных, чем те, которые доступны ребенку в его неигровой деятельности, вносится в жизнь ребенка и поднимает ее на значительно более высокий уровень».

 Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"

В презентации рассказано о классификации, видах игр изначении их в жизни ребенка....

ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВДля успешного обучения детей дошкольного возраста плаванию,  целесообразно готовить и проводить спорт...

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

В детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра....

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

В соответствие с ФГОС  к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах р...

Статья: "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.

Материал может быть использован в качестве консультации для рожителей....