Консультации для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Возрастные особенности детей и специфика их поведения на дороге

Детская ложь

Компьютер: ЗА и ПРОТИВ

Пойте детям перед сном

Советы родителям гиперактивного ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.


План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.



Предварительный просмотр:

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ: Ребѐнок 5-6 лет стремится

познать себя

и

другого человека как

представителя общества, постепенно начинает

осознавать связи и зависимости в социальном

поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6

лет дошкольники совершают положительный

нравственный выбор (преимущественно в

воображаемом плане). Чаще начинают

употреблять и более точный словарь для

обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т.

е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им

взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца

малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это

становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил

поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только

оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие

его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм

(дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в

этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с

друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребѐнка о себе; оценки и

мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и

устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют

успешностью того или иного ребѐнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его

положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерѐтся» и т. п.). Общение

детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними

произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга,

эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребѐнка формируется система первичной половой идентичности по

существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств,

эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора

сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как

красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за

другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это

связано

с

ростом осознанности

и

произвольности поведения, преодолением

эгоцентрической позиции (ребѐнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает

занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать

действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В

случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнѐрам свои

действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми


 

этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения

проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение

обязанностей у детей чаще всего возникает ещѐ по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок

хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге,

катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может

пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое

препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно

формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость

(способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и

силовые качества (способность применения ребѐнком небольших усилий на протяжении

достаточно длительного времени).

Ловкость

и

развитие мелкой моторики проявляются

в

более высокой степени

самостоятельности ребѐнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в

помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со

шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом

представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности,

стремлению

задавать

вопросы

и

экспериментировать.

Представления

об основных

свойствах

предметов углубляются: ребѐнок хорошо знает

основные цвета и имеет представления об

оттенках (например, может показать два оттенка

одного цвета: светло-красный и тѐмно-красный);

может рассказать, чем отличаются геометрические

фигуры друг от друга; сопоставить между собой

по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от

самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку

геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры;

ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещѐ не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях

недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми

связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не

очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым.

Ребѐнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаѐтся взрослым

(отобрать несколько фигур определѐнной формы и цвета, найти на картинке изображения

предметов и заштриховать их определѐнным образом).

Объѐм памяти изменяется не существенно. Улучшается еѐ устойчивость. При этом для

запоминания дети уже могут использовать несложные приѐмы и средства (в качестве

подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).


 

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет

ребѐнку решать более сложные задачи с использованием обобщѐнных наглядных средств

(схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех

случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом

пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить

без практических проб, ребѐнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребѐнку видеть

перспективу событий, предвидеть близкие и отдалѐнные последствия собственных

действийи поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное

произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может

обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребѐнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной

выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен

регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать

стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие

слова, синонимы, антонимы, оттенки

значений

слов,

многозначные

слова. Словарь

детей

активно

пополняется существительными,

обозначающими названия профессий,

социальных учреждений (библиотека,

почта, универсам, спортивный клуб и т.

д.); глаголами, обозначающими трудовые

действия

людей

разных

профессий, прилагательными и наречиям

и, отражающими качество действий,

отношение людей к профессиональной

деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы,

из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые

существительные, существительные множественного числа в родительном падеже,

следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых

трѐхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила

речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и

повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение,

отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В

процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на

те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения,

различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.


 

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность

и

внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более

осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и

сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел

ведѐт

за

собой

изображение).

Развитие

мелкой

моторики

влияет

на

совершенствованиетехники изображения: дошкольники могут проводить узкие и

широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной

мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тѐмных и

новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка,

накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру,

заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина),

моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали

пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов,

расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать

круги

из

квадратов,

овалы

из

прямоугольников, преобразовывать одни

геометрические фигуры в другие: квадрат

-

в

несколько

треугольников,

прямоугольник - в полоски, квадраты и

маленькие прямоугольники; создавать из

нарезанных фигур изображения разных

предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по

заданным взрослым, но уже готовы к

самостоятельному творческому

условиям,

конструированию из разных материалов.

Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в

конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно

развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее

виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится

возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как

возраст овладения ребѐнком активным воображением, которое начинает приобретать

самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя еѐ. Образы

воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребѐнок

чѐтко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения -

создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это

проявляется в том, что прежде игры рождается еѐ замысел и сюжет.



Предварительный просмотр:

 

Возрастные особенности детей дошкольного

и младшего школьного возраста и специфика их поведения на дорогах

Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда

факторов, включая возрастные, психофизиологические, индивидуальные

особенности. Полноценное обучение детей знаниям, умениям и навыкам

безопасного поведения на дороге невозможно без учета этих особенностей.

1

.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора

окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на

высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих

транспортных средств ребенку не видно, что происходит на дороге, в то же

время он сам не виден из-за машин водителям. Поле зрения ребенка на 20 -

2

5% меньше, чем у взрослого, поэтому машины слева и справа остаются им

не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Поэтому

ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее

представление об окружающем пространстве.

2

.

Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому,

пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей

центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого

бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они

неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Разработано структурным подразделением «Детский городок по изучению правил дорожного

движения в городе Смоленске» МБУ ДО «ЦРДМ»


 

3

.

Дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые,

подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают

создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к

краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успе-

вает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию.

Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем

готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем

девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от

взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности. Часто в

ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение.

Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера,

физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации

поведения к условиям движения.

4

.

Реакция у ребенка, по сравнению с взрослыми, более

замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно

значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять

обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно

0

,8 – 1 сек. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии

на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует

со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от

стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно

лишь четверть секунды.

Разработано структурным подразделением «Детский городок по изучению правил дорожного

движения в городе Смоленске» МБУ ДО «ЦРДМ»


 

5

.

До 8 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить

источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают

внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося

автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а

из-за отсутствия у него постоянного внимания.

6

.

Внимание

у

детей

непроизвольное,

восприятие

непосредственно. Ребенка интересуют только то, что эмоционально

окрашено. Поэтому на дорогах его привлекают не те машины, которые несут

опасность, а яркие и привлекательные. Дети по-разному реагируют на

размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он

движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать

проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой

машины, приближающейся с большой скоростью.

Разработано структурным подразделением «Детский городок по изучению правил дорожного

движения в городе Смоленске» МБУ ДО «ЦРДМ»


 

7

.

Дети проецируют в реальный мир свои представления из

мира игрушек. К примеру, уверенность в том, что настоящие транспортные

средства могут в действительности останавливаться на месте также

мгновенно, как и игрушечные. Разделение игровых и реальных условий

происходит у ребенка постепенно.

8

.

Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Мозг

маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного

явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание,

ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать

приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже

укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся

машина.

Разработано структурным подразделением «Детский городок по изучению правил дорожного

движения в городе Смоленске» МБУ ДО «ЦРДМ»


 

9

.

На детей большое внимание оказывают эмоции. Радость,

удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь забывать об опасности,

которой они могут быть подвергнуты.

На поведение детей на дороге влияет даже различие темпераментов.

Это отчетливо проявляется в стиле перехода дороги.

Так, например, у ребенка-холерика с присущей ему «нетерпимостью»,

при продолжительной, с его точки зрения, задержке при переходе дороги, а

если еще на противоположной стороне стоит «нужный» автобус, трамвай или

кто-то из знакомых, нередко возникает специфическое состояние

эмоционального дискомфорта, поскольку такая задержка явно противоречит

его психофизической сути. Ребенок стремится прервать такую задержку даже

за счет увеличения риска. Он начинает лавировать между машинами или

перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.

Ребенок с меланхолическим типом темперамента, теряющийся в

сложных ситуациях, начинает переход в режиме психического напряжения.

А если учесть, что ему приходится в течение дня неоднократно пересекать

проезжую часть, то постепенно накапливаются чрезмерное психическое

напряжение, раздражение, утомление и, в конечном итоге, возникает чувство

страха.

Спокойные, флегматичные дети не будут делать резких движений при

переходе через дорогу, но из-за усталости их внимание может быть

отвлечено.

Следовательно, каждый родитель должен хорошо знать особенности

темперамента своего ребенка с тем, чтобы учесть их при обучении навыкам

безопасного поведения на дороге.

Разработано структурным подразделением «Детский городок по изучению правил дорожного

движения в городе Смоленске» МБУ ДО «ЦРДМ»


 

Специалисты отмечают, что целесообразно формировать у детей 4 вида

навыков:

Первый – «навык наблюдения». Ребенок должен научиться видеть

предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы описанные»

или «предметы, скрывающие опасность». Для этого ему надо многократно

показывать с тротуара эти предметы.

Пустынную улицу или улицу с нерегулярным движением и

неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как

улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят

на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или из-за

перекрестка неожиданно может появиться транспорт.

Второй - «навык сопротивления» волнению и спешке. Когда ребенок

спешит или взволнован, больше всего вероятности, что он забудет обо всем и

будет действовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в

бытовой среде!). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение

надо оставить на тротуаре. Этот навык надо тренировать у ребенка личным

примером.

Третий - навык «переключения на проезжую часть». Тротуар отделен

от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Он

разделяет два мира, в каждом из которых свои законы. В первом, ребенок

проводит львиную долю своего времени. Во втором, ребенок находится

ничтожное время. Надо учить ребенка замечать эту границу: замедлять

движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для

психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.

Четвертый - навык «переключения и самоконтроль». Ребенок в быту

привык двигаться автоматически, на основе привычек: - вижу - действую. На

проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Значит, на проезжей

части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки

не только глазами но и мыслями. Не отвлекаться 10-15 секунд, которые

требуются для перехода проезжей части.

Разработано структурным подразделением «Детский городок по изучению правил дорожного

движения в городе Смоленске» МБУ ДО «ЦРДМ»



Предварительный просмотр:

 

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ

О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской

ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для

подражания. Психологи отмечают, что дети-лжецы обычно растут в семьях,

где сами родители отличаются нечестностью.

Многие думают, что, зная все о ребенке и о его делах (в т. ч. личной

жизни) можно оградить ребенка от неприятностей. Конечно, каждый

родитель должен располагать определенной информацией, но еѐ объем

зависит от возраста ребенка, т. е. родители должны четко различать, что им

необходимо знать, а с чем они могут смириться как с проявлением

независимости ребенка. Родители могут составить перечень проблем, в курсе

которых им необходимо быть, например:

кто друзья ребенка, каково их поведение;

какие телепередачи смотрит ребенок;

как ребенок ведет себя в детском саду.

Сферы, в которые родители не вторгаются:

личная корреспонденция;

телефонные разговоры;

детская комната.

Еще один совет: создать отношения, полностью построенные на

доверии (такие отношения зарождаются с самого начала общения родителей

и детей, и, если родители постоянно будут демонстрировать ребенку полное

доверие, то ребенку незачем будет врать).

Если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом

доверия (единичная ложь все же простительна). Если ложь примет

хронический характер, ребенок пострадает от последствий утраты доверия.

Формула доверия для родителей:

«

В наших с тобой отношениях нет ничего важнее доверия. Если

ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся

мне об этом сказать. Можешь напомнить мне, что не надо сердиться.

Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду

просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».


 

Как надо вести себя родителям с маленьким лгунишкой

Понять возможную причину лжи и проанализировать ее.

Ответить на вопрос: малыш солгал безвинно или преднамеренно?

А если преднамеренно, то почему?

В чем виноваты Вы?

У Вас завышенные требования к ребенку или он Вам лишь только

подражает?

Не спровоцировали сами Вы обман соблазнами или вопросами-

ловушками?

Кто пострадал от лжи: Вы, Ваш ребенок или посторонний?

Не чувствует ли Ваш малыш себя отверженным в семье?

Не сравниваете ли Вы его с другими детьми в семье, высказывая

недовольство и вызывая ревность и соперничество?

Не занижаете ли вы его самооценку?

Не опекаете ли Вы излишне малыша?

Не копирует ли он Вас, являясь неожиданным свидетелям того, как

Вы «манипулируете» ложью, считая ее сущим пустяком?

Не вызываете ли Вы в нем враждебность своими наказаниями «за

дело» или с целью «профилактики»?

Как только Вам покажется, что Вы нашли возможную причину лжи,

старайтесь действовать и помогать ребенку.

Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо

наказывать его, скорее одобрите, чтоб он поверил в собственные силы: раз

мог сознаться, что сказал неправду, значит – честный и больше не обманет

никого.

Если ребенок не хочет сознаваться, не заставляйте его это делать, а

лучше расскажите ему сказку или придумайте историю о том, к чему

приводит ложь и сколько доставляет неприятностей.


 

Учите говорить его любую правду. Пусть он поймет: лучше, чтобы

была «невежливая» правда, чем «вежливая» ложь.

Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребенка.

Если ложь заслуживает наказания…

Бенжамен Спок писал: «Я не отстаиваю необходимость физических

наказаний, но, по-моему, отшлепать ребенка – это менее болезненно для

него, чем длительное, суровое осуждение». Что касается лжи, то

общепризнано: ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, лжет

чаще, чтобы избежать их.

Избегайте применять физическое наказание.

Отделяйте наказание за ложь (попытку скрыть поступок) от

наказания за проступок, скрываемый ложью.

Подчеркивайте, какое значение может иметь поступок ребенка для

окружающих.

Наказание должно быть соразмерно поступку.

Если после многократных поучений и наказаний ребенок продолжает

врать, в этом случае нужна консультация специалиста.

Не наказывайте ребенка, если он сам сознался во лжи, дал оценку

собственному поступку.



Предварительный просмотр:

 

Компьютер: «за» и «против»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем

компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня

притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым

другим занятием. Магия компьютерных игр охватила сейчас почти все юное

поколение во всем мире. Родителей чаще всего беспокоит влияние

компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в

лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного

в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть

компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло

отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное

чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают

облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного

времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития

(по развивающим программам), а также получения им заряда положительных

эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все

физиологические системы которого, в том числе и необходимые для

успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и

младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на

фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут

ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на

его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие

моменты.

Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего

качества, не экономьте на здоровье детей.

Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к

стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было

бликов.

Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель,

соответствующую его росту.

Для детей ростом 115 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см,

высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см. Расстояние

между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше).

Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном

головы, посадка устойчивая. Пространство между корпусом тела и краем

стола – не менее 5 см.

Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где

используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для

увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие

емкости с водой.


 

Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до

и после работы на компьютере.

Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают

его вредные излучения.

Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные

программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по

содержанию, так и по качеству оформления.

Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за

компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и

дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день,

причем 3 раза в неделю, через день.

После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и

общеукрепляющие упражнения.

Памятка для родителей в детском саду

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь.

Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим,

хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в

их предъявлении.

Будьте терпеливы.

Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со

взрослыми.

Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный

разговор» (комментируйте его действия).

Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре

называйте как можно больше предметов. Давйте простые и понятные

объяснения.

Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»

Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были

новые впечатления.

Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью:

играйте, лепите, рисуйте …

Поощряйте любопытство.

Не скупитесь на похвалу.

РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Советы родителям гиперактивного

ребенка

Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с

гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти

понятия.

Активный ребенок:

-

Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры

пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и

книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

-

-

Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее

исключение.

-

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но

спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

-

Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и

наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

-

Он находится в постоянном движении и просто не может себя

контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а

выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

-

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает

миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

-

Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У

него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные

аллергии не редкость.

-

Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты

и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка)

ведет себя одинаково активно.

-

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется,

кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки,

камни…


 

Основные причины гиперактивности

Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на

свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки,

родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов,

малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать

лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее

норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети,

входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и

впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность,

колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их

не поздно привести в норму после.

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков"

активности?

1

. Создать ему определенные условия жизни.

Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим

дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность

порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами -

очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете,

торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся

сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше

нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий

распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

2

. Воспользуйся такими советами:

-

Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать,

наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы

добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он

"неправильный" и не может угодить маме с папой.

-

Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача.

Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные

эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите

ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям,

животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет

людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию

наружу, научите его это делать.

-

В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления

чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя

допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила

поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и

ограничений следует свести к разумному минимуму.


 

-

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое

дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить

правильно распределять силы.

-

Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным

количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с

повышенным скоплением людей.

-

В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть

результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных

требований, которым он по своим природным способностям просто не может

соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям

стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

-

"Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать

причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную

потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать,

попрыгать.

-

Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на

психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод

родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий

класс школы, конфликт с учителем или родителями.

-

Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному

питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов.

Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо

придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого,

соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и

фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

-

Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта

для него - просто панацея.

-

Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим.

Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается,

следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после

удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к

предыдущему занятию и довести его до конца.

-

Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения

внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие

методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть:

арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

-

И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...