Формы и методы работы со сказками
статья (старшая группа)

Зарянова Ольга Николаевна

Формы и методы работы со сказками

"Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными,

читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были умнее,

читайте им ещё больше сказок“.

Альберт Эйнштейн.

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Сказка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Фольклорная сказка - это эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов, повествовательного вида.

Литературная сказка - это также эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно - поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. В его предположениях, в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка - это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению, великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе ребёнка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства.

Однако, только читать сказки, рассказывать и сочинять новые, особенно длительное время, будет, наверное, не так интересно. Сказочный мир даёт множество возможностей для того, чтобы сделать этот процесс более увлекательным, зрелищным и интересным. Для полного осознания сюжета, раскрытия характеров героев, понимания смысла произведения, в современной педагогике предлагаются следующие формы работы со сказками:

- анализ сказок;

- решение сказочных задач;

- групповое рассказывание сказок;

- рисование сказки;

- постановка сказки.

Родители и педагоги, читая детям сказки, создают в бессознательном запас жизненной прочности, символический "Банк жизненных ситуаций". Если сказки не анализировать, то многие её смыслы и уроки так и останутся неосознанными.

Как же нам провести анализ сказки? С какой стороны подойти к этому вопросу?

Итак, после знакомства с сюжетом сказки, обычно детям задают вопрос: "О чём эта сказка?". И ребята начинают поочерёдно вспоминать события, произошедшие с героями. Далее, все вместе, ищем ответ на важный вопрос: " На примере героев, чему важному хочет научить нас эта сказка?". И тут каждый из ребят должен догадаться - чему именно. Стоит задуматься и над вопросами: "Хорошо ли закончилась история для героя(ев) сказки?", "Что было бы, если... (один из героев не совершал этого поступка или поступил бы по-другому)?". И ещё один интересный, на мой взгляд, вопрос: " А как бы ты поступил на месте того или иного героя этой сказки?".

Самое важное для нас, педагогов, это создать ситуацию, в которой ребёнок может задуматься над смыслом прочитанного и неоднозначностью событий в сказке. Ведь даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Именно в этот момент ребёнок познаёт философию жизни: нет однозначных событий. Безусловно, не каждый из ребят одномоментно поймёт в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок. И тут нам, взрослым, нужно прийти детям на помощь и напомнить им "схожие" моменты из их личного опыта, что некоторые обидчики помогают нам задуматься, что конкретно у нас не получается, что мы не умеем или плохо делаем, или не с тем дружим, или... Так сказочный урок переходит в реальную жизнь и направляет ребёнка по пути осознания происходящих с ним событий. В дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у ребёнка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям: "Ты не находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас и тем, о чем нас учила сказка? Подумай, пожалуйста..."

Опираясь на вышеуказанные вопросы со стороны педагога к детям, мы можем увидеть пример того, как "работает" принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

Анализируя сказки, мы рассматриваем скрытые жизненные уроки. Однако можно специально создавать сказочные задачи для тренировки мышления и воображения, сбора идей для разрешения проблем. Решение сказочных задач " открытого" типа служит следующим важным целям: развитие творческого мышления и воображения. Наверное, без творческого подхода и мышления жизнь была бы гораздо затруднительней...

Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы ребёнок смог спроецировать, перенести на неё свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи - простимулировать процесс "генерации идей" для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть происходящее с разных сторон, найти как можно больше рациональных решений. Пример: " Как вы думаете, почему Царевна Несмеяна ни разу в жизни не улыбнулась и не засмеялась? ". Или вопрос может быть таким: " А что можно сделать, чтобы Царевна улыбнулась или рассмеялась? ". Отвечая на этот вопрос, ребята не только тренируют своё мышление, также развивают воображение и обмениваются идеями для решения этой сказочной проблемы. И собирая идеи, высказанные другими ребятами, дети пополняют свой " Банк жизненных ситуаций ".

Важно, чтобы сказочная задача, предлагаемая ребёнку, отвечала следующим требованиям:

1. Задачу задаёт какое-либо сказочное существо (Фея, Волшебник...) в которого перевоплощается педагог.

2. Сказочные задачи служат испытаниями. (Пример: Надпись на камне: "Направо пойдешь - коня потеряешь. Налево пойдешь - сам погибнешь. Прямо пойдешь - ничего не найдешь").

3. Ситуация не должна иметь «правильного» ответа, который известен только взрослому – педагогу.

4. Образы, герои и события задачи должны заинтриговать ребёнка, быть ему близкими.

5. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно проследить причинно-следственные связи и подобрать решение данной ситуации.

Стоит отметить, что решение сказочных «проблем» очень запоминается детям и вызывает у них неподдельный интерес, да и сам процесс придумывания сказочных задач очень увлекателен. Процесс группового решения и обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребёнка: ведь чем больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более адаптированным к жизни он будет.

итания каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazki.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы со сказками

"Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными,

читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были умнее,

читайте им ещё больше сказок“.

Альберт Эйнштейн.

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Сказка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Фольклорная сказка - это эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов, повествовательного вида.

Литературная сказка - это также эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно - поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. В его предположениях, в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка - это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению, великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе ребёнка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства.

Однако, только читать сказки, рассказывать и сочинять новые, особенно длительное время, будет, наверное, не так интересно. Сказочный мир даёт множество возможностей для того, чтобы сделать этот процесс более увлекательным, зрелищным и интересным. Для полного осознания сюжета, раскрытия характеров героев, понимания смысла произведения, в современной педагогике предлагаются следующие формы работы со сказками:

- анализ сказок;

- решение сказочных задач;

- групповое рассказывание сказок;

- рисование сказки;

- постановка сказки.

Родители и педагоги, читая детям сказки, создают в бессознательном запас жизненной прочности, символический "Банк жизненных ситуаций". Если сказки не анализировать, то многие её смыслы и уроки так и останутся неосознанными.

Как же нам провести анализ сказки? С какой стороны подойти к этому вопросу?

Итак, после знакомства с сюжетом сказки, обычно детям задают вопрос: "О чём эта сказка?". И ребята начинают поочерёдно вспоминать события, произошедшие с героями. Далее, все вместе, ищем ответ на важный вопрос: " На примере героев, чему важному хочет научить нас эта сказка?". И тут каждый из ребят должен догадаться - чему именно. Стоит задуматься и над вопросами: "Хорошо ли закончилась история для героя(ев) сказки?", "Что было бы, если... (один из героев не совершал этого поступка или поступил бы по-другому)?". И ещё один интересный, на мой взгляд, вопрос: " А как бы ты поступил на месте того или иного героя этой сказки?".

Самое важное для нас, педагогов, это создать ситуацию, в которой ребёнок может задуматься над смыслом прочитанного и неоднозначностью событий в сказке. Ведь даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Именно в этот момент ребёнок познаёт философию жизни: нет однозначных событий. Безусловно, не каждый из ребят одномоментно поймёт в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок. И тут нам, взрослым, нужно прийти детям на помощь и напомнить им "схожие" моменты из их личного опыта, что некоторые обидчики помогают нам задуматься, что конкретно у нас не получается, что мы не умеем или плохо делаем, или не с тем дружим, или... Так сказочный урок переходит в реальную жизнь и направляет ребёнка по пути осознания происходящих с ним событий. В дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у ребёнка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям: "Ты не находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас и тем, о чем нас учила сказка? Подумай, пожалуйста..."

Опираясь на вышеуказанные вопросы со стороны педагога к детям, мы можем увидеть пример того, как "работает" принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

Анализируя сказки, мы рассматриваем скрытые жизненные уроки. Однако можно специально создавать сказочные задачи для тренировки мышления и воображения, сбора идей для разрешения проблем. Решение сказочных задач " открытого" типа служит следующим важным целям: развитие творческого мышления и воображения. Наверное, без творческого подхода и мышления жизнь была бы гораздо затруднительней...

Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы ребёнок смог спроецировать, перенести на неё свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи - простимулировать процесс "генерации идей" для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть происходящее с разных сторон, найти как можно больше рациональных решений. Пример: " Как вы думаете, почему Царевна Несмеяна ни разу в жизни не улыбнулась и не засмеялась? ". Или вопрос может быть таким: " А что можно сделать, чтобы Царевна улыбнулась или рассмеялась? ". Отвечая на этот вопрос, ребята не только тренируют своё мышление, также развивают воображение и обмениваются идеями для решения этой сказочной проблемы. И собирая идеи, высказанные другими ребятами, дети пополняют свой " Банк жизненных ситуаций ".

Важно, чтобы сказочная задача, предлагаемая ребёнку, отвечала следующим требованиям:

1. Задачу задаёт какое-либо сказочное существо (Фея, Волшебник...) в которого перевоплощается педагог.

2. Сказочные задачи служат испытаниями. (Пример: Надпись на камне: "Направо пойдешь - коня потеряешь. Налево пойдешь - сам погибнешь. Прямо пойдешь - ничего не найдешь").

3. Ситуация не должна иметь «правильного» ответа, который известен только взрослому – педагогу.

4. Образы, герои и события задачи должны заинтриговать ребёнка, быть ему близкими.

5. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно проследить причинно-следственные связи и подобрать решение данной ситуации.

Стоит отметить, что решение сказочных «проблем» очень запоминается детям и вызывает у них неподдельный интерес, да и сам процесс придумывания сказочных задач очень увлекателен. Процесс группового решения и обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребёнка: ведь чем больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более адаптированным к жизни он будет.

итания каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"

Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...

Формы и методы работы со сказкой

информация для педагогов на тему: "Формы и методы работы со сказкой"...

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: "Путешествие в сказку "Репка".

Цель занятия:Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии.Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;-систематизировать знания детей о г...

формы и методы работы со сказками

формы и методы работы со сказками...

Формы и методы работы со сказками

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Сказка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведен...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками"Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными,читайте им сказки.Если вы хотите, чтобы они были умнее,читайте им ещё больше сказок“.Альберт Эйнштейн.Сказка &m...