Памятка
материал (младшая группа)

Психолого- педагогические условия для развития речи детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka._ranniy_vozrast.docx235.2 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогические условия для развития речи детей раннего возраста.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/053f/0011434e-a400cdde/hello_html_m1c437879.jpg

На этапе раннего детства, в связи с конфигурацией ведущих мотивов общения и ведущей деятельности ребенка необходимо создавать условия, при которых у ребенка будет происходить формирование познавательной активности, которая направлена на исследование свойств объектов и их функциональности. В процессе взаимодействия с  ребенком необходимо знакомить малыша со структурой предметного действия, обогащать его сенсорный опыт, постепенно формируя у ребенка способности к замещению в процессе использования предметов. Одним из важных условий, обеспечивающих нормальное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических и психологических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании: родителей, бабушек, дедушек, воспитателей.

Развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Результат овладения связной речью зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст от 1 года до 3 лет требует наибольшего внимания в плане предоставления возможностей для полноценного психического развития ребенка.

Для развития речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза необходимо создание психолого-педагогические условия развития речи, к которым относятся: · общение родителей с ребенком в повседневной жизни (в процессе кормления, умывания, одевания, игр и т.д.); проведение специальных игр и упражнений, пусть элементарных, кратких по времени, но ежедневных; · чтение сказок, стихов, пение, рассматривание картинок , исключение из жизни ребенка стрессовых ситуаций. Нужно помнить, что даже незначительный стресс может стать причиной неправильного развития детской речи (и многих других негативных моментов в жизни ребенка); · общение ребенка со сверстниками в детском саду и дома (на прогулке, детской площадке и т.д.); · проведение родительских собраний с привлечение специалистов в области речевого развития (психологи, логопеды) для их ознакомления с основными условиями, методами и приемами развития речи детей; · выполнение родителями рекомендации логопеда, психолога в домашних условиях; · проведение специалистами логопедом и психологом индивидуальных консультаций с родителями и воспитателями.

Также следует отметить о методах формирования речевых умении у детей раннего возраста. Метод развития речи - это способ деятельности педагога и детей, который обеспечивает у последних формирование речевых навыков и умений. Общепринятой в методике является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Соответственно данной классификации, выделяют три группы  методов развития речи – наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы сопровождаются словом, когда в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны как со словом, так и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания. Наглядные методы используются в детском саду чаще.

Словесные методы в детском саду применяются реже. К ним относят чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К данным методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем проводят ежедневно, иногда даже 2 занятия в день. Причем одно и то же занятие может повторяться несколько раз в течение месяца с постепенным усложнением задач и материала. Число детей, участвующих в занятиях, может быть разным. Это зависит от вида занятия и от уровня речевых умений детей. Показы-инсценировки с игрушками, наблюдения на прогулке, экскурсии по группе, т.е. занятия, где дети в основном являются зрителями, где не требуется длительного сохранения неподвижной позы и большой сосредоточенности, проводятся с большим числом участников, практически целиком с каждой возрастной подгруппой. В любом случае в данном возрасте наряду с занятиями подгрупповыми как можно чаще должны проводиться индивидуальные занятия и игры Ребенок должен хорошо слышать слово, видеть предмет, по возможности его потрогать, активно действовать с предметом (покатать мяч, постучать брусочком, кубиком и т.д.). На этом принципе взаимосвязи сенсорного и речевого развития должны быть построены все занятия и игры по развитию речи детей.

Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения. Ничто не должно мешать детям слушать. Чтение детям книжек, также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.

Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Проводя работу с детьми, педагог должен знать, что на развитие речи большое внимание оказывает перемена условий жизни. При поступлении в детский сад речевая активность детей может снижаться. Особенно часто это бывает именно на 2-м году жизни. Для установления контакта воспитателю необходимо чаще общаться с ребенком, проводить индивидуальные занятия, использовать яркие игрушки, картинки. Очень важно поговорить с родителями, узнать, как говорит ребенок, каков его словарный запас, отвечает ли он на вопросы, выяснить интересы ребенка. Все это дает возможность целенаправленно руководить его речевым развитием на групповых занятиях, во время режимных моментов и в самостоятельных играх.

Общение ребенка со взрослым является непременным условием для его всестороннего развития. Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи.https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1034365/pub_5dc32bbfec575b00b1543ba9_5dc32d3ac05c7100ade07142/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

Памятка "Как воспитать у ребенка самостоятельность", Памятка «Как преодолеть страх перед школой»

Раздаточный материал на родительское собрание в подготовительной группе...