Публикации
проект (младшая группа)

Гусева Анита Георгиевна

Материал будет полезен и родителям и воспитателям при работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Гусева Анита Георгиевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №11

«Колокольчик» г. Горно-Алтайска»

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это

дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно, поэтому игра является самым интересным для детей младшего возраста.

Детский фольклор даёт возможность родителю, педагогу уже на ранних этапах развития ребёнка приобщить его к народному слову, сформировать внутреннюю готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

К сожалению, число дошкольников с разнообразными нарушениями речи в настоящее время постоянно растет. Это объясняет важность постоянного проведения эффективных исследований и поиску новых подходов к процессу ранней диагностики и возможной коррекции речевого развития. Использование фольклора создаёт уникальные условия для развития речи детей. Народный вид искусства понятен восприятию ребенка, что объясняется простотой и доступностью форм и образов. Я считаю, что  фольклор — яркий и довольно выразительный способ, он отличается от прочих особым эмоциональным зарядом, так нужным для работы с дошкольниками с ТНР. Именно поэтому активное использование возможностей народного творчества, стимулирует создание и развитие воображения, и соответственно, речи.

Фольклор является мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми ТНР. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации речевой деятельности ребенка с ТНР, повышает эффективность логопедической работы. Язык народных произведений , образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звуко произношением лучшим вариантом совместной деятельности.

Песенки, народные стишки, потешки, а также прибаутки, отлично развлекают и в то же время развивают дошкольника, создавая бодрое и веселое настроение. Сказки помогают развитию психики, создают положительные эмоции для правильного восприятия всего окружающего пространства и отражения его в детской речи. Простота и складность фольклора замечательно помогают элементарными коррекционными методами решать самые сложнейшие задачи для преодоления тяжелого нарушения речи. [2, с. 98].

Фольклор – замечательное средство для правильного и всестороннего развития речи у ребёнка дошкольного возраста с ТНР.

                               Список литературы

  1. Нищева Н.В Проект примерной адаптированной программы коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР с 3-7 лет.
  2. Лопатина Л.В Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников


Предварительный просмотр:

Наименование проекта

«Разноцветные пуговицы»

Адресация проекта

Вторая группа раннего возраста

Участники проекта

Дети второй группы раннего возраста, родители, воспитатели.

Цель проекта

Создание массажного коврика, в ходе совместной деятельности детей и родителей, через исследовательско -творческую деятельность из разноцветных пуговиц.

Задачи проекта

Задачи для детей:

Развитие стремления к поисково - исследовательной деятельности. Обогащение сенсорного опыта детей.

Развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук.

Задачи для педагогов:

Организовать проектную деятельность между детьми и родителями. Познакомить детей с историей пуговицы ее видами, расширять знания детей.

Сроки реализации

Краткосрочный: 1 неделя

Вид проекта

Исследовательско-творческий

Продукт

Массажный коврик

Особенности проекта

Актуальность:

Главной составляющей Полноценного развития детей младшего дошкольного возраста является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувствительный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е от того на сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.

Проблема:

У детей недостаточно развиты сенсорные эталоны.

Ресурсы:

Информационные:

Интернет, периодическая печать, учебная литература.

Материально-технические:

Компьютер, принтер.

Финансовые:550 рублей

Итоги проекта

Дети научились использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами. Умеют классифицировать пуговицы по различным признакам.

Паспорт педагогического проекта

Подготовительный этап

1.Определение темы проекта

2.Формулировка цели и задач проекта.

3.Информирование родителей о запланированном совместном проекте.

4.Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта.

5. Составление плана мероприятий по теме проекта.

5.Подборка дидактического материала по теме проекта.

6.Разработка конспекта занятий.


Основной этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Рассматривание пуговиц под лупой.
- «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов, из которых изготовлена пуговица

Раскладывание пуговиц по величине.

Раскладывание пуговиц по цвету.

Помощь в изготовлении продукта «Массажный коврик»

Создание необходимых условий для изготовления массажного коврика.

Заключительный этап

1.В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное закрепление знаний сенсорного восприятия через разноцветные пуговицы.

2.У детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию

      Предполагаемый результат достигнут. У детей появился интерес к предметам окружающего мира. Дети научились использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами. Умеют классифицировать пуговицы по различным признакам.

План работы

Понедельник

1.Беседа: «Откуда появилась пуговица»

2.Д.И. «На что похожа пуговица» (форма)

3.Презинтация: История возникновения пуговицы.

4.Консультация для родителей:

Вторник

1.Чтение рассказа: Г.П. Шалаева Потерянная пуговица.

2.Д.И. Разложи по цвету. (цвет)

3.Рисуем пуговицу

Среда

1.Чтение загадок о пуговицах.

2.Д.И. Подбери к одежде

3.Чтение сказки: Маленькая голубая пуговица.

Четверг

1.Чтение стихов о пуговицах.

2.Д.И. Составь картинку (разрезные картинки)

Пятница

1.Чтение пословиц о пуговицах.

2.Чтение сказки пуговица и рубашка.

3.Выставка рисунков.

4.Коврик для профилактики плоскостопья.

5.Презентация проекта.


Приложение 1

Загадки

Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

Если она убежит от одежды, 
То на спокойствие нету надежды.

Мелкие кружочки,

В дырочку нырнули,

Словно на замочки-

Куртку застегнули.

Очень нужная вещица –

Всем на свете пригодится

Для костюма и для юбки,

Для пальто и полушубка.

Ловко в петельку ныряет,

Что открыто закрывает.

Пришивают ее к платью,

И к рубахе, и к пальто.

Без нее твоей одежде

Будет очень нелегко.


Приложение 2

Конспект занятия «История пуговицы»

«История пуговицы»

Конспект занятия.

Цель: Познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру. Совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц.

Материал: Пуговицы разного размера и вида (с «ушком», с 2-мя, 4-мя отверстиями)

Ход занятия.

Воспитатель:

Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

(Дети отгадывают загадку.)

Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы. Расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их.)

Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Почему они такие разные, не похожие друг на друга? (Ответы детей)

Какие ещё виды застёжек вы знаете? (Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.)

Откуда же пришла к нам пуговица?

В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса.

Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону .

Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжелые шерстяные.

Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

На Руси делали пуговицы - «кляпыши»: палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик.

Самые маленькие «кляпыши» были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо.

Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать».

В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.

Перед вами современные пуговицы. Из чего они сделаны?

Дети рассматривают пуговицы из металла, дерева, пластмассы, кости, стекла, перламутра. Если ребёнок затрудняется назвать материал, из которого сделана пуговица, воспитатель помогает.

Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой, размером, разным количеством отверстий.) . Из пуговиц еще можно сделать бусы. Давайте и мы попробуем?

А закройте глаза и разложите пуговицы по размеру: Большие в одну сторону маленькие в другую сторону,. (дети сортируют пуговицы) Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разложили пуговицы. По окончании работы воспитатель хвалит детей, предлагает им дома тоже выложить какой -нибудь рисунок из пуговиц.


Приложение 3


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...