выступление на тему "Моя педагогическая находка"
статья (старшая группа)

Семенова Юлия Николаевна

Использование технологии «познавательно – исследовательская деятельность»

 на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

«Использование технологии

«познавательно – исследовательская деятельность»

 на музыкальных занятиях»

Уважаемые коллеги хочу поделиться своей педагогической находкой…

Современная педагогика предлагает много разнообразных образовательных технологий. К их числу относится здоровьесберагающая технология, технология проектной деятельности, ТРИЗ – технологии и многие другие, а также, технология исследования. Современная реальность диктует нам новые направления развития личностных качеств у ребенка. Таких как – нестандартный подход к решению проблемы, развитие эмоционального интеллекта, адаптивность. В связи с этим очень большое значение имеет интеграция в образовании. И мне захотелось внедрить в свои занятия что-то необычное и интересное для детей, и что-то новое для меня. Этой находкой стало использование физических опытов со звуком во время музыкального занятия.   Природная детская любознательность и пытливый ум, это благоприятная почва для закладывания интереса и активизации познавательной деятельности. Моя задача, как музыкального руководителя, не только научить ребенка петь и танцевать, но сформировать в нем росточки человека думающего и умеющего делать выводы, образовывать его. Дошкольное детство – это только первая ступенька в формировании личностных качеств ребенка, и мне важно в своей работе не упустить это время, когда, как писал Николай Некрасов, нужно сеять разумное, доброе, вечное!

Опыты, как форму познавательно – исследовательской технологии целесообразно использовать с детьми старшего дошкольного возраста, в этот период они уже способны осознать задачу, поставленную перед ними, предположить пути ее решения и сделать выводы. Сейчас дети зачастую получают уже обработанную информацию и не могут в полной мере приобрести навыки познавательной активности, делать выводы, сравнивать, наблюдать, рассуждать. Благодаря интернету, телевидению, гаджетам, их природная любознательность удовлетворяется быстро уже готовыми ответами и буквально не нужно прилагать умственных усилий что бы самостоятельно добыть знания. Вы наверняка видели ролики где люди дают странные ответы на простые вопросы, давайте посмотрим….

Видео-ролик

Конечно, это вызывает недоумение и понимание, что с этим нужно что-то делать. Около десяти лет назад, в наш лексикон вошло понятие о клиповом мышлении, и вот мы видим его результаты. Меня, как педагога, как родителя не может не волновать этот факт, поэтому я решила взглянуть шире не свои занятия и разнообразить их исследовательской деятельностью.

Кроме того, что это полезно для детей, это еще и очень увлекательно. Организация занятия (или части занятия, или цикл занятий) в форме музыкальной лаборатории уже мотивирует детей на активизацию познавательно – исследовательской деятельности. А картотека опытов помогает систематизировать получаемые детьми знания.  Что бы попасть в музыкальную лабораторию детям необходимо надеть значки с изображением скрипичного ключа. Проговаривание правил поведения (не шуметь, не отвлекаться, не брать предметы без надобности, уступать друг-другу, соблюдать очередность и т.д) в музыкальной лаборатории вырабатывает у детей культурно-поведенческие навыки. Детям очень нравится экспериментировать со звуком они открывают для себя необычные свойства обычных предметов. Они проявляют себя как юные исследователи, сравнивают, наблюдают, предлагают, размышляют, пробуют, узнают и делают выводы. Горящие интересом и любопытством глаза детей – это главное, ради чего я прихожу на работу. Связав элементарные физические опыты с познанием музыкальных звуков я стала наблюдать что у детей лучше развивается тембральный слух, звуковысотный слух, чувство ритма, умение пользоваться динамикой во время пения и игры на музыкальных инструментах - улучшает исполнительские навыки детей. И я убеждаюсь в том, что музыкальное воспитание, подкрепленное наукой равно как и наука, подкрепленная музыкой, как искусством дает положительный результат в обучении гораздо быстрее и помогает найти нестандартные, иногда более короткие пути к усвоению материала. Приведу несколько примеров - от знакомства со звучанием деревянных предметов быта и окружающей среды, мы переходим к знакомству с деревянными музыкальными инструментами (ложками, трещетками, ксилофоном, дудочками), уже имея понятия о характере звукоизвлечения из дерева детям легче освоить приемы игры на музыкальном инструменте.  Благодаря опыту со звуковой волной мы можем наглядно показать детям, что для того, чтобы звук был звонким и долгим, держать треугольник нужно за петлю, а не за сам треугольник, опять же формируя навык игры на музыкальных инструментах. Опыт с голосом дает детям понятие о вибрации, силе звука, умение распознавать звонкие и глухие звуки, так же передавать имитационно – подражательные звуки, что развивает певческие и речевые навыки детей.

Хочется сказать, что данная форма познавательно - исследовательской технологии привлекла меня тем, что она не требует наличия специального, дорогостоящего оборудования. Опыты можно проводить с любыми окружающими предметами, игрушками, музыкальными инструментами, которые есть в каждом детском саду. Главное, что я, как педагог, должна дать научное обоснование ЧТО и ПОЧЕМУ происходит со звуком, а это уже повышение моей компетентности и определенный этап саморазвития, самообразования, ведь невозможно научить чему-то детей, если ты сам не развиваешься и не учишься.

 Опыты, которые мы проводим на музыкальных занятиях могут использовать воспитатели и родители в домашних условиях. И я точно знаю, что познавательно – исследовательская технология применима во многих видах музыкальной деятельности.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

«Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Моя педагогическая находка (видео выступление можно увидеть в разделе видео)

Моя педагогическая находка.Представление опыта работы....

Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

laquo;Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....