Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО
статья

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги

НСП «Вишенка»

старший воспитатель

Фрайтик Ю. Д.

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6–7 лет в условиях дошкольной образовательной организации

Процесс социализации проходит с определенными трудностями, поэтому ребенку необходима помощь со стороны взрослых. Такая помощь в процессе социально-педагогической деятельности называется психолого-педагогическим сопровождением, являющимся сущностным понятием социального воспитания, основанного на гуманистических ценностях.

Понятие «сопровождение» по-разному определяется в словарях русского языка. Так, в толковом словаре русского языка В.И. Даля приводится определение в таком виде: «провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо, для проводов, провожатым, следовать». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова: «сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» .

В педагогику термин «сопровождение» был введен Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. Основной смысл его состоял в сугубо педагогическом сопровождении, рассматриваемом как оказание профессиональной педагогической помощи и поддержки субъектам образовательного процесса в достижении запланированных целей и прогнозируемых результатов.

В научной литературе позднее понятия «сопровождение», «поддержка», «помощь» стали отождествляться. Несмотря на то, что эти понятия являются близкими по смыслу, специалисты стали рассматривать сопровождение, поддержку и помощь как разные формы педагогической деятельности. По мнению В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой, помощь необходима детям дошкольного и младшего школьного возраста, подросткам нужна поддержка, а о сопровождении можно вести речь в отношении учащихся старших классов школы и после ее окончания.

Сопровождение можно рассматривать как особый вид психолого-педагогического взаимодействия участников образовательных отношений с целью создания условий, при которых субъект развития сможет принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора. И субъектами развития выступает не только ребенок, но и его родители и педагоги.

Одним из видов сопровождения является психолого-педагогическое. В.Н. Белкина под психолого-педагогическим сопровождением понимает: «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора».

Р.Ф. Хасановой психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, психолого-психологическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Организуя в дошкольной образовательной организации психолого-педагогическое сопровождение социализации дошкольника, уже в дошкольном возрасте можно помочь ребенку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса. По мнению В.Н. Белкиной психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка в дошкольной образовательной организации должно опираться на понимание того, что сопровождение – это не обслуживание одними работы других, а – профессиональное взаимодополнение.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих принципов:

– следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути;

– опора на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности; психологическая среда не несет в себе влияние и давление. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;

– ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы;

– рекомендательный характер советов педагога-психолога;

– приоритет интересов дошкольника («на стороне ребенка»);

– непрерывность сопровождения;

– комплексный подход сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации:

– охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации может осуществляться только в плодотворном сотрудничестве со всеми субъектами: детьми, родителями, педагогами и специалистами разного профиля (учителями-логопедами, дефектологами, медиками).

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации направлено на всех участников воспитательно-образовательных отношений:

1. Оказание психолого-педагогической помощи детям:

– психологическая диагностика;

– развивающая работа;

– психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2. Сотрудничество с родителями в решении психолого-педагогических проблем детей:

– консультирование по проблемам развития;

– информирование по итогам психолого-педагогической диагностики и развивающей работы;

– психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей.

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психолого-педагогических проблем воспитанников:

– консультирование и информирование педагогов по психолого-педагогическим вопросам воспитания и развития;

– психологическое просвещение;

– взаимодействие с другими специалистами.

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психолого-педагогического скрининга и другим вопросам.

По мнению И.В. Фроловой в основе психолого-педагогического сопровождения социализации детей лежит единство четырех функций:

1) диагностика сущности возникающей проблемы;

2) информация о сущности проблемы и пути ее решения;

3) консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

4) первичная помощь на этапе реализации плана решения проблемы.

Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения требует:

– осуществление совместно с педагогами анализа образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые оно предъявляет к психологическим возможностям и уровню развития ребенка;

– определение психологических критериев обучения и развития дошкольников для эффективной социализации;

– разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые способствуют успешной социализации дошкольников [69].

Основными показателями эффективности психолого-педагогического сопровождения является следующий результат:

– стабилизация эмоционального состояния ребенка, отсутствие негативных реакций в период пребывания в группе;

– интерес к объектам окружающей предметно–пространственной среды;

– стремление к общению с детьми и взрослыми;

– проявления активности в совместной деятельности на занятиях,

– положительное отношение к общению и взаимодействию с взрослыми и другими воспитанниками группы.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира. Ребенок в педагогическом взаимодействии выступает одновременно в роли и объекта, и субъекта самовоспитания и саморазвития. При этом объектом является не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни.

Таким образом, представленная система работы отражает структуру, содержание и основные направления психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации и реализуется посредством определенных методов, форм, средств. Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации должно быть организовано в условиях социально-педагогического партнерства педагогов ДОО с семьями воспитанников и органично встроено в общий воспитательно-образовательный процесс. Именно психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает эффективное и комплексное решение проблем социализации дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдулова Т.П, Гавриченко О.В, Григорович Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Владос, 2016. – 316 с.
  2. Белкина В.Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 5. – С. 139-143.
  3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / [Н.Н. Михайлова и др.]; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 282 с.
  4. Хасанова Р.Ф. О некоторых аспектах проектирования индивидуального маршрута развития личности ребенка и его непрерывного психолого–педагогического сопровождения.
  5. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук и др. – СПб.: Речь, 2013. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Социализация"

В презентации рассмотрены содержание  психолого-педагогической работы по освоению образовательной области  «Социализация» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,...

ПРОЕКТ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми ОО «Социализация»: интегрированные задачи и виды детской деятельности»

МИССИИ ПРОЕКТА:Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект. Формулировка миссии должна отвечать на вопросы:1....

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей, направленная на раскрытие психолого-педагогических аспектов социализации детей старшего дошкольного возраста в зависимости от гендерного фактора...

Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.

В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...