Проект "Банковский работник"
методическая разработка (старшая группа)

Колихова Евгения Викторовна

Проект "Банковский работник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bankovskiy_rabotnik.docx116.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

г. Новый Уренгой  2022г.

«ДС «Белоснежка»

ПРОЕКТ

«Банковский работник»

https://static.tildacdn.com/tild3130-3964-4537-b639-343933383363/2_pad20200213T155548.jpg

                                                                                                 

   

   Проект «Банковский работник»

Тип проекта: социально-познавательный , игровой.

Вид проекта:  информационный, игровой.

Классификация: краткосрочный с 30.11 - 02.12.22

Участники проектной деятельности: воспитатели, родители, дети  подготовительной группы,

Образовательные области: «Социализация», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие».

Инициаторы проекта: педагоги групп

Актуальность: Ознакомление с профессией  работника банка  Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Задачи:

Обучающая:

-   Формировать знания детей о  работниках банка.

- Способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного отношения к профессии банковского работника.

- Сформировать элементарные практические навыки в сфере банковских отношений.

- Активизировать словарный запас по теме «Работник банка».

- Сформировать элементарные знания об экономике и экономических понятиях.

Развивающая:

-Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции.

Воспитательная: 

- Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

- воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей.

Виды детской деятельности:

-игровая, продуктивная, коммуникативная;

-восприятие художественной литературы.

Формы:

Беседа, игра, изо,  

просмотр видео презентаций, чтение литературы,

Методы и приемы:

-Наглядные (игровой, рассматривание иллюстраций)

-Словесные: использование   загадок.

- Рассказ воспитателя, беседа.

Предварительная работа:

беседа о профессии и выявление уровня знаний детей.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Называет профессионально важные качества работника банка.

2.Переносит знания о профессиональной деятельности работника банка в самостоятельную игровую деятельность.

3.Обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, другим людям и самому себе.

4.Развито желание участвовать в совместных проектах и мероприятиях экономического характера.

 

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно- ролевой игры

«Я - банковский работник»

Основные направления реализации проекта:

-совместная деятельность воспитателя с детьми-беседа, чтение художественной литературы, рисование

Форма работы

Содержание

Организационно образовательная деятельность

1.Познавательная деятельность (речевое развитие) рассматривание иллюстраций

2. Социально-личностное развитие- знакомство с профессией

3. Продуктивная деятельность (аппликация, изо)

Совместная деятельность с детьми в режимные моментах

  1. Игровая деятельность
  2. Дидактические и настольно печатные игры
  3. Разучивание стихотворений о работниках банка; просмотр мультфильмов
  4. Чтение художественной литературы

Самостоятельная деятельность

  1. Раскрашивание раскрасок
  2. Сюжетно-ролевые игры

Взаимодействие с семьей

План мероприятий

Понедельник:

Беседа : «Дом ,в котором живут деньги»

Цель: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Презентация « Кто работает в банке?»

Просмотр мультфильма «Буратино», д/и «Заветные желания», игра «Груша-яблоко»

Вторник: 

Демонстрация презентации « Первые деньги »

Цель: Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

Чтение произведений А.С.Пушкин «Золотая рыбка», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры « Банк».

Д/и «Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Среда:

ОД «Бюджет семьи, доход, расход»

«Презентация семейный бюджет»

Цель: дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете.

Просмотр мультфильма «Простоквашино»,

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Сюжетно-ролевая игра  « Банк»   

Цель: Формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».

 

Список использованных литературных источников

  1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  2. Финансовая грамотность дошкольника. Автор Г.П.Поварницина, Ю.А.Киселева \Волгоград /
  3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

Приложение № 1

Консультации и рекомендации для родителей

«Зачем ребенку экономика»

«Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»

Нужно! Но как?

Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет. Данные исследовательской работы показывают, что подростки, как правило, оценивают перечисленные качества как отрицательные. На просьбу экспериментатора объяснить, чем вызван такой вердикт, они отвечали. Что только жадные люди, «плюшкины» все берегут и экономят.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям ( ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда , если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.

Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?

Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.

Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы привычные формы поведения , вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения» . Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.

Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.)

 

Приложение № 2

Игры с экономическим содержанием


Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее

Игра «Размен» 

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей. 

Приложение №3

№1 Конспект ОД «Бюджет семьи, доход, расход»

Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, членам семьи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».

- Заложить основы планирования семейного бюджета.

- Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

Развивающие задачи:

- Продолжать развивать у детей экономическую грамотность;

- Развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;

- Раскрыть понятие «бюджет» и составные элементы семейного бюджета.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;

- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;

- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги

Ход занятия:

Вводная часть: ( мотивационный этап)

Воспитатель:

«Он весёлый, добрый,

Любит денежки считать

И хозяйство возглавлять.

Живёт с нами рядом,

Не тужит

И с экономикой дружит.

Кто это?» (Гном Эконом)

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Гном – Эконом. Он услышал, как мама и папа обсуждали «Семейный бюджет». Это новое для него слово и он просит нас помочь ему разобраться, что же оно значит. Мы поможем Гному – Эконому?

Основная часть:( содержательный, деятельный этап)

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать, давайте с вами вспомним, что такое экономика? (Ответы детей)

Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.

Деньги – да

Профессии – да

Мяч – нет

Арбуз – нет

Цена – да

Производство – да

Завод – да

Стул – нет

Фабрика – да

Кошка – нет … (и т. д.).

Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья Гнома – Эконома, например, состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, необходимо иметь деньги. А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.

Воспитатель: Где можно взять деньги? Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. Где зарабатывают деньги ваши родители?

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, так как каждый труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?

Ответы детей: профессии родителей

Воспитатель: Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их прошлый труд выплачивает им деньги, а выплаты эти называются «Пенсия».

Воспитатель: А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, как у Гнома – эконома? (Ответы детей)

Воспитатель: После окончания школы они учатся в училище, техникуме или институте, там им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в семьях появляются деньги.

А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!

 

ФИЗМИНУТКА « МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ »

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

 

Воспитатель: Дети, вы запомнили, что все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом? А теперь давай те посмотрим на этот круг - вот это бюджет семьи Гнома – Эконома.

Воспитатель: Посмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?

Дети: Мама, папа, бабушка с дедушкой, старший брат.

Воспитатель: Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи?

Дети: работают.

Воспитатель: А как называются заработанные родителями деньги?

Дети: зарплата.

Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?

Дети: пенсия.

Воспитатель: Посмотрите на схему. Старший брат Гнома - Эконома –студент и он увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.

Физкультурная минутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

Игра – упражнение «Кто в домике живет».

Воспитатель: Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.

Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.

Заключительная часть:

Ребята, вы поняли что такое семейный бюджет? А ты, Гном – Эконом, понял?

А теперь давайте вспомним, с какими еще понятиями мы сегодня познакомились? (Ответы детей); Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей); Что нового вы узнали? (Ответы детей); Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Мы с вами снова смогли помочь Гному – Эконому!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

медицинскому работнику ДОУ

Документы медицинского работника ДОУ...

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

Сценарий праздника ко дню дошкольного работника для детей подготовительной группы «День дошкольного работника»

Сценарий праздничного концерта для сотрудников и педагогов ДОУ. Веселая клоунесса Ириска танцует и играет с детьми на празднике.Предварительная подготовка занимает 1 месяц....

Папка - развёртка "Работники детского сада" к дню дошкольного работника

Я создала папку -развёртку с целью, познакомить родителей и детей с работниками детского сада....

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РАЗЪЯНЕНИЯ К НОВОМУ ПОРЯДКУАТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при пров...

Сценарий викторины на день дошкольного работника.Сценарий шуточной интеллектуальной игры с элементами тренинга: «День дошкольного работника»

Готовый сценарий с дополнительными материалами на профилактику СЭВ, укрепление дружеских связей между педагогами ДОУ, создание благоприятного психологического климата, снятие нервно-психического ...