Комплексы игр и дидактических упражнений для детей
материал

Тухтарова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей среднего дошкольного возраста».

Дидактические игры и упражнения могут быть очень полезны для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста. Они могут помочь детям развить свою память, внимание, мышление, логику и творческие способности.

Например, игры, которые помогают развивать память, могут включать в себя поиск и сопоставление парных картинок, игру «Шарады», «Запомни и повтори» и т.д.

Для развития внимания можно использовать игры, в которых нужно искать различия между картинками, находить скрытые предметы на картинке, решать логические задачи и т.д.

Для развития логического мышления можно использовать игры, головоломки и задачи, которые требуют от детей нахождения правильного решения.

Также можно использовать креативные игры, которые помогают детям развивать свою фантазию и творческие способности. Например, рисование, лепка из пластилина, конструирование из деталей и т.д.

Однако, важно помнить, что игры и упражнения должны быть подходящими для возраста и способностей ребенка, а также должны быть интересными и занимательными для него. Игры должны быть не только полезными, но и веселыми, чтобы дети получили удовольствие от процесса обучения.

Вот несколько примеров:

1. Игры на развитие памяти. Для этого можно использовать карточки с изображениями разных предметов и попросить ребенка запомнить, что на них изображено. Затем перевернуть карточки и попросить ребенка найти пары.

2. Игры на развитие внимания. Например, можно показать ребенку картинку и попросить его найти на ней определенный предмет или животное.

3. Игры на развитие логического мышления. Например, можно попросить ребенка составить из кубиков определенную фигуру или построить мост через реку.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики. Например, можно предложить ребенку нарисовать что-то кисточкой и красками, вырезать фигурки из бумаги или складывать пазлы.

5. Игры на развитие речи. Например, можно попросить ребенка рассказать о своем любимом животном или описать картинку.

6. Игры на развитие внимания могут включать в себя поиск отличий на картинках, игры на запоминание и воспроизведение последовательности действий, а также игры на нахождение скрытых предметов.

Например, игра «Найди отличия», в которой дети ищут различия между двумя похожими картинками. Эта игра помогает развивать внимание, зрительное восприятие и концентрацию.

7. Игры на развитие памяти. Для развития памяти можно использовать игры на запоминание слов, чисел, картинок, а также упражнения на повторение ранее изученного материала.

Например, игра «Запомни и повтори», в которой дети должны запомнить последовательность действий и повторить их. Эта игра помогает развивать кратковременную память и концентрацию.

8. Игры на развитие логического мышления. Для развития мышления можно использовать игры на логику, головоломки, задачи на сопоставление, аналогии и прочие.

Например, игра «Мозаика», в которой дети собирают картинки из мелких деталей. Эта игра помогает развивать пространственное мышление, анализ и синтез.

9. Игры на развитие речи. Для развития речи можно использовать игры на звукоподражание, сказки, рассказы, игры на словарный запас и т.д.

Например, игра «Словесная ассоциация», в которой дети называют слова, связанные с заданным словом. Эта игра помогает развивать словарный запас, логическое мышление и ассоциативное мышление.

10. Игры на развитие мелкой моторики.

Например, игра «Нанизывание бусинок», в которой дети нанизывают бусины на нитку. Эта игра помогает развивать мелкую моторику, координацию движений и терпение.

11. «Пазлы» — это классическая игра, которая может помочь в развитии пространственного восприятия и логического мышления. Для детей дошкольного возраста можно использовать простые пазлы с большими деталями.

12. «Мозаика» — это игра, которая также может помочь в развитии пространственного восприятия и логического мышления. Для детей дошкольного возраста можно использовать крупные элементы мозаики.

13. «Матчи» — это игра, которая помогает развивать внимание и память. Для детей дошкольного возраста можно использовать карточки с картинками.

14. «Собери слово» — это игра, которая помогает развивать навыки чтения и письма. Для детей дошкольного возраста можно использовать крупные буквы и картинки.

Эти игры могут быть очень полезными для ребенка в процессе его развития. Они могут быть использованы как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях. Однако, не забывайте, что каждый ребенок уникален, и ему может подойти разный тип игр в зависимости от его интересов и возможностей.



Предварительный просмотр:

Игротека для родителей:

«Развивающие игры для детей и их родителей»

Многие родители считают, что у них совсем нет времени заниматься со своим ребенком. Заниматься с ребенком можно не только дома за столом, но и по дороге в детский сад.

    Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребёнка. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

«Наблюдаем за транспортом».

  • Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов встретилось вам по дороге.
  • Расскажите, какими они бывают?
  • Как их можно назвать одним словом? (транспорт). Вспомните сколько дверей, колёс у автобуса.
  • «Какой вид транспорта вы ещё знаете? (водный – корабль, лодка…, воздушный – самолёт…)

Игра «Назови лишнее слово».

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  • Кукла, песок, юла, ведро, мяч.
  • Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.
  • Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
  • Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
  • Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

«А дома бывают разные …»

  • Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают?
  • Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные, высокие, низкие, красивые.
  • Вспомните, на каком этаже вы живёте?
  • Сколько этажей над вами, под вами?
  • Посчитай сколько окон на вашем этаже, в доме?

 «Похлопай, как я!»

Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сначала простые ритмы, затем сложнее. Ребёнок слушает и старается его воспроизвести.

Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»

   Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребёнка. С помощью таких игр ребёнок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий связной речи.

   

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

Если Вы решили немного отдохнуть, совершить прогулку или просто дойти с ребенком до ближайшего магазина, проведите это время с пользой. За дверями дома такой бесконечно разнообразный и удивительный мир...

«Я заметил»

Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите –какие они. «Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она серая и пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Этот шумный мир»

Прислушивайтесь ко все звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Что он слышит: пение птиц, лай собак или шум листвы на ветру? А около дороги совсем другие звуки: сирены машин, шум моторов, музыка из открытых окон, чей-то смех.  Придумайте вместе с ребенком слова, с помощью которых можно описать звуки. Как назвать звуки, которые издает сирена, банки, падающие в мусорный бак и мяч на спортивной площадке?

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например, ворона каркает, а воробей...(чирикает), человек идет, а автобус...(едет), человек идет медленно, а машина едет... (быстро), дом высокий, а киоск ... (низкий) и т. д.

 «Кто первый увидит»

Выберите какой - либо объект – красный автомобиль, газетный киоск, человека с зеленым шарфом или окно с цветами – и посмотрите, кто первым его заметит.  

«Сколько шагов?»

Слова состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, столько и слогов. Попросите ребенка «прошагать» любое слово и сказать, сколько в слове частей. Ма-ши-на–3 части, фо-нарь –2 части, дом –1 часть, све-то-фо-ры –4 части. Кто из вас назовет самое длинное слово? А как короткое слово «превратить» в длинное? (дом –домик).

 «Посчитай»

Предложите ребенку посчитать увиденные предметы.  «Посчитай, сколько магазинов около нашего дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок должен не просто считать, но и называть, что он считает. «Одна серая кошка, две серые кошки».

«Нужный звук»

Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный звук. Например: «Назовем те слова, в которых есть звук [м]: машина, магазин, дом, ромашка, клумба».

«Этажи»

Посчитайте с ребенком этажи в домах.  В этом доме один этаж, значит дом… (одноэтажный), а в этом доме девять этажей, значит дом...(девятиэтажный). Девять этажей – это много и мало?  Если этажей много, значит дом...(многоэтажный).

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Играя по дороге домой, вы не заметите как пролетит время. Ребенку будет очень интересно, какую игру вы приготовили ему на этот раз. Параллельно будут формироваться важнейшие логические и мыслительные процессы.

Игры на развитие математических способностей.

«Продолжай считать»

Если ребенок знаком со счетом, взрослый называет ему число и просит назвать следующее.

«Ну-ка, сосчитай»

По дороге наверняка попадаются вывески магазинов и прочих учреждений. Взрослый просит ребенка сосчитать количество букв в вывесках.

«Найди предметы заданной формы»

Взрослый предлагает ребенку найти предметы определенной геометрической формы. В один день – треугольник, в следующий раз -круг и т.п.

Игры на развитие речи.

«Назови детенышей»

Взрослый называет малышу название животного или птицы, ребенок должен сказать, как будет называться детеныш. Например, кошка – котенок, курица – цыпленок и т.п.

«У кого какая мама»

Взрослый называет малышу название детеныша, а ребенок должен ответить, кто у него мама. Например, медвежонок – медведица, котенок –кошка и т.п.

«Я знаю 5 названий...»

Взрослый загадывает ребенку названия. «Я знаю 5 названий...» И тут фантазии нет предела: одежды, ягод, животных, мебели и т.д. Ребенок должен назвать 5 загаданных предметов.

«Скажи наоборот»

Взрослый произносит слово, а ребенок называет слово противоположное по значению. Например: длинный – короткий, день – ночь, далеко – близко и т.п.

«Слова - приятели»

Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать из них два, похожих по смыслу. Например: приятель – друг - враг; грусть – радость – печаль и т.п.

«Назови ласково»

Взрослый произносит название предмета, а ребенок называет этот предмет «ласково». Например: рука – ручка, солнце – солнышко и т.п.

«Назови первый (последний) звук в слове»

Взрослый произносит слово, а ребенок называет первый или последний звук в этом слове.

«Цепочка»

Взрослый произносит слово, а ребенок определяет последний звук в этом слове и придумывает новое слово, которое начинается с этого звука. Затем взрослый проделывает тоже самое. Игра продолжается пока «цепочка не порвется».

«Что лишнее?»

Взрослый называет ряд слов, а ребенок отвечает, что лишнее и почему.

«Съедобное –несъедобное»

Взрослый называет слово, если это съедобное, то нужно хлопнуть, если нет –топнуть.

Игры на развитие памяти и внимания:

«Найди предметы одного цвета»

Выбирается любой цвет. По дороге домой вместе с ребенком надо находить предметы загаданного цвета.

«Повтори»

Взрослый делает определенную несложную последовательность движений руками или пальцами и просит ребенка в точности повторить движения.

 «Запомни и повтори»

Взрослый произносит определенную последовательность слов (3-5 слов). Ребенок должен повторить.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша.  Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Фантазируйте и играйте на здоровье!

Как объяснить ребенку, что в семье нет денег, финансовая грамотность для  детей - Образ жизни - Новости Санкт-Петербурга - Фонтанка.Ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В данном материале представлены психологические игры и упражнения для развития детей...

Комплекс адаптационных игр и упражнений для детей раннего возраста.

Формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым....

Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей "Гимнастика мозга - ключ к развитию уникальности ребенка"

Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей "Гимнастика мозга - ключ к развитию уникальности ребенка"...

Методическое пособие «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста»

Данную методическую разработку могут использовать воспитатели, учителя- логопеды, педагоги-психологи, а также родители в работе с детьми.Оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или и...

Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста...

Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях д...