Проект "Пестушка"
проект (младшая группа)

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_pestushki.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Пестушка»

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: 1,5 месяца.

Сроки реализации: апрель-май 2022 г

Участники проекта: воспитанники младшей группы и их родители, воспитатели – Татаринцева И.Н., Слав М.С.

Основная НОД: знакомство с художественной литературой, художественное творчество, музыка.

Интеграция образовательных  областей: коммуникация, познание, конструирование, социализация, здоровье.

Актуальность:

Пестушка несёт в себе народную мудрость, красоту, это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая. Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берёт начало в пестушке, колыбельной песне. Через нее у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке.

Цель проекта:

Повышение компетентности родителей  и педагогов в вопросах личностного развития детей, используя  разнообразные формы сотрудничества и просветительской работы.

Задачи:

- развивать  интерес к русскому народному творчеству и быту, через пестушки, колыбельные песни,

-  развивать познавательную активность, творческие способности,  воображение и память детей,

- создавать  условия для формирования знаний детей о традициях русского народа;

- развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

- развивать стремление детей и родителей передавать в костюме образ ребёнка, жившего на Руси

- развивать артистические и музыкальные способности;

-создать условий для активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, посредством совместного изготовления кукол-пеленашек

Ожидаемый результат:

- разработка плана мероприятий по реализации проекта;

-сформированность познавательного интереса у детей и родителей к изучению традиций русского народа, развитие творческих способностей и творческого восприятия у детей и родителей;

- гармонизация детско-родительских отношений в совместной деятельности,

-улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса в ДОУ, создание условий для сплочения родителей,

-включение известных детям произведений в игровую деятельность.

Этапы проекта

Подготовительный   - определение темы, актуальности, проблемы, задачи проекта;

-обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта,

- согласование совместной деятельности воспитателя,  психолога, родителей и музыкального руководителя в подготовке развлечения,

-определение репертуара для развлечения,

-подбор методической и художественной литературы, наглядных пособий

-разработка анкет для родителей

Организационный - консультация для родителей о традициях русской народной пестушки, колыбельной песни (памятки для родителей)

-проведение мастер-класса для родителей по изготовлению куклы-пеленашки,

- организация совместной деятельности воспитателя, родителей в изготовлении костюмов,

-прослушивание колыбельных песен  в группе с музыкальных носителей.

Формирующий- проведение  развлечения «Васькин поясок»

Мастер-класс по изготовлению кукол-пеленашок мам, бабушек и воспитанников

Итоговый  -презентация проекта

- изготовление интерактивной папки-лэпбук  «Пестушка»

Это  интересно

Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку  с первых дней жизни и даже раньше. Сегодня счастливыми считаются те дети, которым мамы поют колыбельные песни.

Песни, потешки, прибаутки, пестушки, заклички, колыбельные.  Музыка- источник духовного насыщения.  Воспитывать в человеке основы  общей  и музыкальной культуры, развивать способности можно только на признанных человечеством эталонах, которыми являются  произведения народной музыки и классическое наследие композиторов всех эпох  и  стилей. Этот, наиболее близкий ребенку  жанр поможет раскрыть красоту музыки.  Сколько  ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ребенку.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он  успокаивается, затихает, засыпает. Его  убаюкивают мягкие,  спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

Отсутствие  музыкальных способностей  у мамы не повод  отказывать ребенку в колыбельных песнях. Малышу не важно, есть  ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно   впервые  дни  своей жизни видеть доброе лицо, слышать  плавную  размерную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность  мамы. Пение мамы целительно для малыша. Пестушка -  это как бы  материнские руки,  сомкнутые  вокруг ребенка, не допускающие проникновения  зла.  От  того, какие песни пела ребенку мать и пела ли вообще, зависит характер маленького человека, его физическое  здоровье, степень развития.

Нежность, ласку,  сердечность,  задушевность, расслабление,  успокоение  несут  колыбельные песни. Они снимают  тревожность, возбуждение.

Колыбельные-первые уроки родного языка. Постепенно привыкая к повторяющимся  интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему  овладеть речью, понимать ее содержание.  С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных,  птицах,  предметах и начальные представления о жизни.

Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа,  берет начало в колыбельной песне.

Есть такое выражение: «Дети – не только наше будущее, но и наше прошлое и настоящее. Весь опыт человечества  в целом и мудрость прошедших  веков, заложенная в фольклоре, литературе - перенимаются детьми и становятся их личным достоянием.  Дети являются носителями  этого огромного багажа, дабы передать его  новым поколениям.