Семинар Народная педагогика.
материал

Ирина Романовна Соложенцева

Семинар Народная педагогика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_narodnaya_pedagogika._docx.docx46.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества».

   Опытные педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, отмечают, что в последние годы количество детей с нарушениями поведения, эмоционально-волевой само регуляции заметно увеличилось. Проведя психолого-педагогическую диагностику детей нашего детского сада, так же были выявлены дети с высоким уровнем нарушения эмоционально-волевой само регуляции, и сформированы группы (Рисунок 1).

                                 

Рисунок 1

   Причин данного явления может быть несколько. Это и особенности семейного воспитания, и интеллектуальная перегруженность дошкольников, малоподвижный образ жизни. Нередко приходится видеть такую картину: ребенок подолгу в статичной позе сидит за компьютером или перед экраном телевизора, – и времени для общения с родителями, игры, активного познания окружающего мира у него остается очень мало. Неудовлетворенная потребность детей в игре, в движении, живом эмоциональном общении способствует ранней невротизации малышей, ведет к различного рода эмоционально-волевым нарушениям (страхам, тревожности, агрессивности), которые являются основанием для проведения профилактической работы педагога-психолога с воспитанниками.  

    Наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений развития детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поскольку она удовлетворяет возрастные потребности и способствует гармоничному развитию личности ребенка.

  По мнению детского психотерапевта Александра Ивановича Захарова, посвятившего свою деятельность исследованию причин возникновения и лечению детских страхов и неврозов, игра позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент.

   Особенным терапевтическим и развивающим свойством обладает народное игровое творчество. В народной игре, песне, закличке, в образной лаконичной форме запечатлен опыт множества поколений людей, представлены практически все ситуации, в которых ребенок может оказаться в реальной жизни. Проигрывая различные ситуации, пробуя себя в разной роли, ребенок может получить этот опыт взаимодействия с миром и людьми в доступной для него форме, научиться справляться со своим страхом, получить заряд положительных эмоций.

   Опыт использования детских народных подвижных игр, песен в работе с дошкольниками показал, что народное игровое творчество стало действенным средством профилактики эмоционально-волевых нарушений. Народная игровая терапия эффективна в ситуациях работы с детьми, подверженными страхам, у которых наблюдаются неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции, высокий уровень тревожности, низкий уровень развития произвольного внимания.

    Для реализации эмоционально-волевого компонента здоровьесбергающей технологии, в своей деятельности использую практический опыт системного использования образцов народного игрового творчества как средства профилактики эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста.

  Давайте разберёмся: Каковы возможности народного творчества?

Чтобы показать его многообразие, возьмём всем известную народную игру «Каравай» (это может быть любая другая народная хороводная игра):

В хороводных играх моделируются ситуации, в которых ребенок может переживать самые разные чувства и эмоции.

Переживания начинаются уже в момент выбора того, кто встанет в центр, ведь желающих, как правило много.

Находясь в центре круга, ребенок может испытывать:

  • радость от чувства ˮизбранностиˮ (именно его выбрали);
  • радость от того, что он находится в центре внимания;
  • чувство значимости (теперь он будет выбирать)

или он может испытывать:

  • смущение и тревогу от того, что он в центре внимания;
  • страх сделать что-нибудь не так (боязнь, что в правилах что-то  недопонял);
  • тревога за то, как его воспринимают окружающие (боязнь собственной неловкости и незнания, как реагировать на действия хоровода);
  • страх перед тем, что его выбор не оценят.

Как можно было заметить не все дети готовы стать центром всеобщего внимания, некоторые дети не могут выйти в круг даже с активной поддержкой взрослого.

В то же время в хороводе смешиваясь с толпой, этот ребенок чувствуют себя комфортно, эмоционально безопасно.

Стоит понимать, что одинаково неполезна как чрезмерная уверенность, так и неуверенность в себе.

В любой игровой деятельности для ребенка важна реакция окружающих9 особенно взрослых). При этом важно, чтобы взрослые принимали участие в игре, чтобы дети не видели в них надзирателей и контролеров.

Для педагогов и педагогов-психологов работающих с дивиантным поведением детей, важно, владеть игропрактикой народной педагогики.

В своей деятельности я придерживаюсь определенного алгоритма включения народной педагогики в профилактическую работу с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями (Рисунок 2):

 

4

3

5

2

1

6

Интенсивность действия и взаимодействия на игровом занятии

Рисунок 2 Этапы игрового занятия

Общие идеи систематизации:

- игровое занятие идет сначала с нарастанием активности, потом с убыванием (обеспечивается выход и вход из игрового занятия);

- контактность нарастает с первой игры к последней, т.е. по интенсивности вторая и пятая категории могут быть одинаковы (Рисунок 2), но степень взаимодействия участников в пятой категории выше.

- контактность нарастает от первой игры к последней, т.е. по интенсивности вторая категории могут быть одинаковы, но степень взаимодействия участников в пятой категории выше.

№ категории

Примеры игр по категориям

1

Знакомство :  «Колокольчик», «Правая рука», « Знакомство с мячиком», «Имена»

2

«Фруктовая корзина», « Каравай», «Мак маковитый»

3

«Федора» (Трифон), «Колпачок», «Дударь», «Моя собака»

4

«Тесто», «Страшный зверь», «Пирожок за печкой», «Длиннорог», «Ткачиха», «Жгут», «Заинька», «Пряничная доска», «Номера»

5

«Коршун», «Суп», «Растяпа», «Лягушка», «Маленка», «Тетёра»

6

« Лев», «Царь гномов», «Воробушек», «Ворон Иван Петрович», «Эхо», «Гляделки», «Звери»

Предлагаются игры, активизирующие внутренние ресурсы ребенка, снижающие скованность и напряжение: игры «Знакомства», служит разминкой к последующим играм и содержит ряд простых правил, которые необходимо соблюдать.

  • Далее предлагаются игры, тренирующие умение владеть своим телом, эмоциями, влиться коллектив сверстников
  • Затем проводятся игры, активизирующие речь, мышление ребенка, тренируют коммуникативные навыки и способности к быстрому принятию решения, самостоятельным
  • На заключительном этапе занятий предлагаются игры, требующие ловкости, находчивости, уверенности в себе. например народная игра «…»

    Они способствуют раскрепощению ребенка, снятию мышечных зажимов, создают положительный эмоциональный настрой, с которым ребенок уходит в группу.

  • Музыкальные народные игры – по «картам настроения». Ребёнок слушает отрывок и поднимает карточку.
  • Разучивание колыбельных – снижение мышечного напряжения.

В структуре занятия предусмотрено чередование шумных игр высокой подвижности и более тихих игр, чтобы избежать перевозбуждения детей, двигательной расторможенности. С этой целью использовались спокойные игры, требующей умения владеть своими эмоциями, контролировать поведение.

    Для исследования эффективности проведенной работы, была проведена диагностика

 (Рисунок 3),  по результатам которой можно сделать вывод что практика использования народного игрового творчества в профилактической работе с дошкольниками способен эффективно решать задачи развития личности ребенка, задачи профилактики и коррекции нежелательного поведения воспитанников.

Рисунок 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»

Семинар-практикум:«Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»...

Семинар-практикум: «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»

Семинар-практикум:«Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»...

Выступление на семинаре-практикуме "Потешки и прибаутки, как средство народной педагогики"

Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют наро...

Выступление на семинаре на тему: «Народные подвижные игры как средство народной педагогики»

В материале раскрывается вопрос значения народных подвижных игр для развития и воспитания детей, виды игр, типы игр,описание  игр народов разных народов....

Консультация для педагогов (Семинар"Игры и игрушки, как средство народной педагогики")

Сообщение на семинаре для педагогов " Игры и игрушки,как средство народной педагогики"...

Районный семинар,, Музейная педагогика, как средство приобщения детей к истокам народной культуры "

Семинар дал возможность показать коллегам воспитателям, как в нашем детском саду применяется музейная педагогика. ...