Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр
картотека

Курносова Елена Витальевна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы идет переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей гос- ударственной важности. Воспитание патриотических чувств у детей до- школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Поэтому нравственно - патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности.

Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

ЦЕЛЬ:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

ЗАДАЧИ:

-формировать у детей знания о символике, достопримечательностях и богатствах России и родного края; чувство любви и привязанности к своей семье, родному краю;

-развивать интерес к традициям и промыслам различных народов родного края;

- воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности и самой главной - игровой. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, согласовывать свои мысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудно- сти.

Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты своих товарищей.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания через игровую деятельность, я планирую свою работу с детьми, учитывая следующие особенности:

- нравственно-патриотическое воспитание в образовательном процессе;

- участие в мероприятиях, проводимые дошкольным учреждением и другими организациями;

- привлечение родителей к участию в различных патриотических мероприятиях.

Картотека дидактических игр

по нравственно - патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни

в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, со- переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводиться на прогулке, во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

«Мой адрес...»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Кургана, номер дома, квартиры, телефона,этаж.

Материал: мяч

Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на ... этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад».

Цель: закрепить знаний детей о расположение детского сада, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, сто- ловая, и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы.

Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

«Поиски добрых слов» .»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, при- знания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и по- ступка.

Материал:

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские от- ношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал:.

иллюстрации, фотографии, пазлы

Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают

«Малая Родина».

Цель: Выявить знания детей о своей Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях

Материал: иллюстрации, фотографии набор открыток города

Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации или открытки, залает вопросы. Дети отвечают

«Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

«Расскажи о своей семье»

 Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.

«Найти флаг России, города Кургана»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных флагов

Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный «Путешествие по России»

Цель: знакомить с различными местами и достопримечательностями России, с памятниками культуры.

Материал: карта России с достопримечательностями, альбом фотографий

детей, побывавших в различных местах, магнитики. Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Назови, кто?»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев, Шумков....)

Материал: портреты известных соотечественников ИКТ

Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Наш микрорайон».

Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона

Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта.

Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

         «Моих родителей зовут...»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек...

Материал: мяч

Ход игры : дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Вчера - сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры : воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить

для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал : картины и иллюстрации с людьми разной национальности странами.

Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Армян-Армения, Россиянин-Россия

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки, сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

«Узнай по описанию, кто это?»

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки, иллюстрации фотоальбомы с изображением животного мира.

Ход игры : Воспитатель описывает животное, дети отгадывают, Ход игры : Медведю – берлога

Белке – дупло

«С какого дерева листок?»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: картотека лечебных трав

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах

«Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в

«Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности

Материал:«малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют.

«Страны и народы"

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них

«Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

«Узнай, о ком я говорю?»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности

и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал

Ход игры : ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают. «Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь,

память, логическое мышление. Материал:

Ход игры : Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к

русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки, изображения и предметы народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов или сам предмет-

Дети называют

«Мир предметов»

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. За- крепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода Ход игры : чугун - чугунный, дерево- деревянный...

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры - Дети называют особенность (хохлома, гжель....)

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: обобщить представления детей об использовании транспорта в

нашем крае. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; картинки с различными видами транспорта

Ход игры : Воспитатель просит детей назвать вид транспорта, где он находится и для чего нужен.

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»

Цель: обобщить представления детей о животном мире, населяющем Рос- сию, родной край. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; картинки : животного мира

Ход игры : Воспитатель показывает картинку. Дети называют животного и место его обитания.

«Кто это?»

Цель: правильно называть животных, птиц изображенных на фотографии. Материал: фотографии с изображением домашних питомцев.

 Ход игры ; воспитатель показывает фотографию, дети рассказывают, кто это и чей это питомец.

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право.»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка».Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.).

Ход игры

Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего вы- бора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Путешествие в страну часов.»

Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. . Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских

часов и других часов

Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали

время по крику петуха,

по цветам, затем изобрели часы....

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке....?»

Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами других людей.

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

 Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

«Жилище человека»

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, прививать любовь к родному дому, Родине, .

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное- яранга, хата, изба....

Литература

1. Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. - С-Пб. : Лань,1997.

2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. - Ярославль: Академия К., 1998

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду М. Просвяще- ние, 1991

4. Вартаньян Э. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.

5. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С «Нравственно-патриотическое вос- питание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013

6. Кожухова Л. Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,

7. Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. 1000 развив. игр для детей 5-8 лет. - М. : АСТ Астрель, 2003.

10. Сиповский В. Д. Родная старина. - Н. Новгород, 1993.

11. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду М. Просвеще- ние. 1982

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М. : Айрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых...

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

План самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры".

           Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно рас...

22.06.2023 г. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр часть 1

В последнее время идёт переосмысление сущности нравственно - патреотического воспитания: идея воспитания патриотизма у гражданственности. приобретание большое значение, общественное становится задачей...

26.06.2023 г. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр часть 2

Спомощью дидактических игрприучаем детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях......

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...