Картотека дидактических игр по речевому развитию младшей группе
консультация (младшая группа)

Овчинникова Наталья Васильевна

Картотека дидактических игр

по речевому развитию младшей группе

 «Кто это? Что это?»

Цель: учить называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Описание: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».

2. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.

3. Педагог называет слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».

«Накроем стол к чаю»

Цель: ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда»

Оборудование: набор детской посуды

Описание: Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

«Чего не стало?» (по лексическим темам)

Цель: учить узнавать и называть предметы на картинках.

Оборудование: набор иллюстраций .

Описание: ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура.

«Кто живёт во дворе?»

Цель: ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

Оборудование: иллюстрации с названиями домашних птиц и их .

Описание: рассматривает картинки с изображением птиц. Потом подбирает каждой птице птенцов.

«Чудесная коробка»

Цель: дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

Оборудование: коробка, машинка, самолет, поезд, пароход Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Описание: ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.

«Назови часть целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Оборудование: иллюстрации по теме

Описание: Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…); Машина - … (колеса, фары, руль…); Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д.

«В магазине игрушек»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов

Оборудование: иллюстрация с набором игрушек

«Кто где живет?» (по лексическим темам)

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ.

Оборудование: иллюстрации по теме

Описание: дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

«Кто как голос подает?»

Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.

Оборудование: мячик.

Описание: воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.

«Назови ласково» (по лексическим темам)

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму

существительных.

Оборудование: набор иллюстраций

Описание: Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, двор — дворик.

«Большое – маленькое»

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Оборудование: набор иллюстраций или игрушек

Описание: В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик);

У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький …(диванчик);

У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая …(кроватка).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста"

Материал полезен для работы с детьми раннего возраста...

Картотека дидактических игр по речевому развитию (старшая группа)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию (подготовительная группа)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста...

Картотека дидактических игр по речевому развитию_младшая группа

Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит? »Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.Ход: Воспитатель показывает музыкальные инст...

Картотека дидактических игр по речевому развитию_младшая группа_

Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит? »Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.Ход: Воспитатель показывает музыкальные инст...