Конспект "Шахматы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ирина Владимировна Ермакова

Конспект занятия по шахматам

«Шахматные фигуры»

 

Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.

Задачи:

Познавательные: закрепить знания детей направлений в шахматной игре, познакомить с шахматными фигурами.

Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, закреплять знания правил игры в шахматы.

Развивающие: развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости.

Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах.

 Оборудование: разрезанная картинка шахматной доски, конверт, раскраски с шахматными фигурами, комплект шахмат, демонстрационная доска, кубик с изображением шахматных фигур, черные и белые квадраты,

Предварительная работа: чтение отрывков из книги

 

Ход занятия

Воспитатель: (читает стихотворение)

Зовется Шахматной доской

Двухцветная страна.

Ведется в ней упорный бой-

Двухцветная война.

Там обе армии смелы

Борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы,

В другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней?

Выигрывает бой

Тот, кто решительней, умней,

Вот там закон такой.

(стук в дверь-Вам письмо)

Воспитатель: Ребята,  посмотрите  здесь какая-то печать. (корона). Предлагаю открыть его и прочесть. «Здравствуйте, дорогие друзья! Я - Шахматный король, и знаю, что вы изучаете шахматы. И очень надеюсь, что вы  поможете в моей беде. На нашу страну, Шахмандию, напал злой волшебник и своей волшебной силой разбил все доски и заколдовал все шахматные фигуры. Сохранилась малая часть фигур и осколки доски. Я вложил их в конверт. Помогите нас расколдовать!!!

Воспитатель: Ну что ребята поможем жителям Шахмандии? (ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы с вами ребята попробуем восстановить шахматную доску.

(дети собирают разрезанную картинку шахматной доски)

Воспитатель: Вот и собрали мы с вами шахматную доску, а давайте вспомним, что есть у доски? (ответы детей: клеточки белые и черные, горизонталь, вертикаль, диагональ)

Воспитатель: предлагаю вам ребята поиграть в игру выложи из квадратиков. (дети выкладывают из квадратиков диагональ, вертикаль и горизонталь)

Воспитатель: устали ребята, давайте немного разомнемся.

Ну-ка, пешки, поиграем

Головой мы покачаем,

Вправо-влево, а потом

3-4 приседаем

Наши ножки разминаем.

1,2,3 на месте шаг

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души

На места мы вновь спешим.

Воспитатель: игра «Кубик» (назвать шахматную фигуру, выпавшую на кубике)

Воспитатель: игра «Расставь фигуры» (выставить фигуры в правильном порядке на шахматной доске).

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как называются шахматные фигуры. Чтобы до конца помочь жителям Шахмандии, нам осталось только определить фигуры по цвету. Каким цветом бывают шахматные фигуры (черные и белые).

Воспитатель: Все верно. Выберите себе любую раскраску по желанию и «расколдуйте» ее.

(Дети раскрашивают фигуры)

Воспитатель: Ну, вот ребята, вы хорошо потрудились, и справились с колдовскими чарами. Теперь Шахматный король и шахматные жители будут счастливы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shahmaty.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по шахматам

«Шахматные фигуры»

Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.

Задачи:

Познавательные: закрепить знания детей направлений в шахматной игре, познакомить с шахматными фигурами.

Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, закреплять знания правил игры в шахматы.

Развивающие: развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости.

Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах.

 Оборудование: разрезанная картинка шахматной доски, конверт, раскраски с шахматными фигурами, комплект шахмат, демонстрационная доска, кубик с изображением шахматных фигур, черные и белые квадраты,

Предварительная работа: чтение отрывков из книги 

Ход занятия

Воспитатель: (читает стихотворение)

Зовется Шахматной доской

Двухцветная страна.

Ведется в ней упорный бой-

Двухцветная война.

Там обе армии смелы

Борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы,

В другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней?

Выигрывает бой

Тот, кто решительней, умней,

Вот там закон такой.

(стук в дверь-Вам письмо)

Воспитатель: Ребята,  посмотрите  здесь какая-то печать. (корона). Предлагаю открыть его и прочесть. «Здравствуйте, дорогие друзья! Я - Шахматный король, и знаю, что вы изучаете шахматы. И очень надеюсь, что вы  поможете в моей беде. На нашу страну, Шахмандию, напал злой волшебник и своей волшебной силой разбил все доски и заколдовал все шахматные фигуры. Сохранилась малая часть фигур и осколки доски. Я вложил их в конверт. Помогите нас расколдовать!!!

Воспитатель: Ну что ребята поможем жителям Шахмандии? (ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы с вами ребята попробуем восстановить шахматную доску.

(дети собирают разрезанную картинку шахматной доски)

Воспитатель: Вот и собрали мы с вами шахматную доску, а давайте вспомним, что есть у доски? (ответы детей: клеточки белые и черные, горизонталь, вертикаль, диагональ)

Воспитатель: предлагаю вам ребята поиграть в игру выложи из квадратиков. (дети выкладывают из квадратиков диагональ, вертикаль и горизонталь)

Воспитатель: устали ребята, давайте немного разомнемся.

Ну-ка, пешки, поиграем

Головой мы покачаем,

Вправо-влево, а потом

3-4 приседаем

Наши ножки разминаем.

1,2,3 на месте шаг

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души

На места мы вновь спешим.

Воспитатель: игра «Кубик» (назвать шахматную фигуру, выпавшую на кубике)

Воспитатель: игра «Расставь фигуры» (выставить фигуры в правильном порядке на шахматной доске).

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как называются шахматные фигуры. Чтобы до конца помочь жителям Шахмандии, нам осталось только определить фигуры по цвету. Каким цветом бывают шахматные фигуры (черные и белые).

Воспитатель: Все верно. Выберите себе любую раскраску по желанию и «расколдуйте» ее.

(Дети раскрашивают фигуры)

Воспитатель: Ну, вот ребята, вы хорошо потрудились, и справились с колдовскими чарами. Теперь Шахматный король и шахматные жители будут счастливы.