Консультация для воспитателей "Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике детского сада"
учебно-методический материал

Бикмурзина Елена Михайловна

Содержит информацию об инновационных технологиях работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_novye_tehnologii.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка»

Консультация

для воспитателей

«Новые технологии для нового поколения.

Формы и способы их использования

 в практике детского сада»

Подготовила:

воспитатель

 Бикмурзина Е.М.

2022-2023 уч.год

1 слайд      Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов.

2 слайд       Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. Инновационные технологии бывают как узконаправленные, для решения конкретной задачи, освоения навыка и т.д., так и технологии, которые используются в различных образовательных областях, объединяя их.

Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в  детском саду  применяются  интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию детей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Рассмотрим некоторые из них.

3 слайд

1. Направление«Развитие речи»

1.1 «Популяризация чтения. Буккроссинг»

Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку).

Целью проведения буккросинга в детском саду явилось привлечение детей, родителей к чтению книг. Создание уголка в групповой ячейке для возрождение традиций семейного чтения, для доступности процесса обмена книгами.

 Книжная библиотека, которая находится в холле детского сада, доступна для всех участников образовательного процесса.

Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.

Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.

Реализация данной технологии начиналась с оформления «Литературного уголка», в котором систематически организуются различные выставки, вернисажи. Это портреты детских писателей и поэтов, выставки, приуроченные к Дню рождения какого-либо литератора, тематические иллюстрации, плакаты к событийным датам, книги-новинки.

Слайд 4

1.2 «Досуговое чтение» или «Домашнее чтение»

Когда наступают долгожданные выходные, возникает вопрос: чем заняться в свободное время, когда все члены семьи не обременены домашними делами? С целью решения данного вопроса  и придумана для детей и родителей технология домашнего чтения.

Воспитатели могут организовать в уголке для родителей читательский уголок, где разместят стенд, на котором представлены  названия книг, которые родители могут прочитать с ребятами дома. Подборка тематической литературы осуществляется воспитателями в рамках образовательной программы с учетом возрастных особенностей детей данной группы.

Таким образом, родители вместе с детьми выбирают любую книгу из списка, чтобы прочитать её самостоятельно дома.

Цель данной технологии – это возрождение традиций семейного чтения. Родителям может быть предложено сделать фотоотчеты на тему «Читаем дома»; создать творческие работы «Любимая книга, прочитанная дома»«Мой любимый герой книги»; подготовить материалы для организации выставки «Наша домашняя библиотека» или выставки-конкурса «Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками», изготовить лэпбуки.

Также воспитатели групп создают для детей мини — библиотеки в группах, организовывают театральные постановки по прочитанным книгам, проводят конкурс чтецов.

Слайд 5

1.3 «Буктрейлер».

Все мы в любом возрасте очень любим кино и мультфильмы. И в детском саду мы тоже можем создать и показать ребятам короткий фильм. Но это будет не просто маленький сюжетный ролик, а, скорее, ролик-мотивация. Буктрейлер — короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком.

Поэтому  главная цель создания таких короткометражек — это развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.

Буктрейлер не является компьютерной экранизацией в традиционном понимании – у него другая задача: рассказать о книге, заинтересовать

читателя, привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. С помощью буктрейлера дети рассказывают о своей любимой книжке так, чтобы ее захотели прочитать другие. Буктрейлер – это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет - технологии.

Слайд 6

1.4. «Мнемотехника»

Цель этой технологии — помочь развить у детей основные психические процессы: память, внимание, речь, образное мышление.

«Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету», — К. Д. Ушинский.

По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.

Изображения не просто рисуются на листе, а располагаются в мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках и в ассоциативных цепочках, которые воспитатели или родители легко могут подготовить самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.

Стоит обратить внимание на то, что дети учат достаточно большое количество стихов, а подготовить мнемосхемы для каждого стихотворения довольно трудоемкое дело. Поэтому многие небольшие стихи (в основном программные) можно учить по мнемосхемам со всеми детьми.  Ребят также привлекают к самостоятельному изготовлению мнемосхем. Практика показывает, что «рисуя» стихотворения, они успешнее заучивают их наизусть. Воспитатели, начиная работу с мнемотаблицами в средней группе, могут проследить в последующем динамику в развитии памяти, внимания и речи детей.

Технология мнемотехники  способствует развитию связной речи, навыков выразительного чтения и «пересказывания», поскольку мы всего лишь читаем, слушаем и повторяем текст. Использование такого метода обучения постепенно укрепляет память дошкольников, она становится более «цепкой» и значительно совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи.

Использование мнемотехники помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и информативным, но не заменяет традиционного метода заучивания текстов.

Слайд 7

2. Направление«Социализация»

2.1 «Говорящие стены»

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут воспитывать даже «стены».

Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую».

 «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. «Говорящие стены» могут активно использовать в своей работе все педагоги. Музыкальный руководитель размещает на ней портреты композиторов, инструктор по физической культуре – картинки с изображением видов спорта, педагог-психолог – картинки с изображением различных эмоций. 

Также на «говорящих стенах» в помещениях детского сада материал размещается в соответствии с временами года, по тематическим неделям, которые проходят в детском саду, направлен он на художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому целью организации «говорящих стен» в группах и помещениях детского сада является усвоение, закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных навыков.

Основное предназначение «говорящей стены» в группе — проведение «Утра улыбок», которое устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения в течение дня, развивает умение обмениваться знаниями и опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает эмоциональный контакт между участниками беседы.

«Утро улыбок» - это педагогическая технология, направленная на снятие эмоционального напряжения и создания положительного эмоционального настроя, создать радостное настроение на целый день.

   «Утро улыбок» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим, а также развивает умение кооперативного взаимодействия. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что будет отвечать. Важно, что дети в ходе работы у «говорящей стены» и во время «Утра улыбок» учатся высказывать свое отношение к чему-либо, комментировать свои высказывания и действия, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам, налаживать контакты со сверстниками.

Слайд 8

2.2. «Социальные акции»

Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» — нравственное воспитание дошкольников. Участие в социальных акциях вместе с родителями способствует формированию у детей фундамента духовно-нравственного воспитания, у них складывается представление о следующих понятиях: любовь к Родине, доброта, сострадание, ценности семьи, уважение к старшим.

Исходя из того, что социальная акция является основой формирования у детей отношения к общественной жизни, воспитанники и педагоги нашего детского сада принимают активное участие в событиях, имеющих социальную значимость.

Главная цель этих мероприятий — формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие их гражданской позиции.

В детском саду силами педагогов и родителей было организовано множество мероприятий, которые помогли воплотить в жизнь данную технологию : сбор батареек и макулатуры, проведение конкурса «Кормушка для птиц», выпуск стенгазет к знаменательным датам, проведение акции «Вылечим книги»,  участие воспитателей, родителей и детей в субботниках, а также возложение цветов к памятнику героям ВОВ.

Слайд 9

2.3 «Волонтерство»

Название «Детский сад» ассоциируется с садом, который необходимо вырастить. А вырастить что-то сложно, если нет добрых рук, хороших помощников, доброго отношения. В нашем детском саду есть «добрые руки» педагогов и хорошие помощники. А помощники эти – сами дети. Дети подготовительной и старшей группы могут помогать малышам: рисовать для  них книжки-малышки, оказывать помощь на прогулке, вместе с ними выполнять задания, помогая младшим. Дома дети могут помогать маме, папе или бабушке, а утром в детском саду рассказать о своих добрых делах. Воспитатель может использовать для этого «Копилку добрых дел» ( в нее помещается фишка или записка с описанием поступка, но поступок обязательно проговаривается и оценивается сверстниками). Дети приобретают опыт развития коммуникативных взаимоотношений, коллективизма, сотрудничества, а также учатся вести диалог, развивают свои творческие способности.

Слайд 10

2.4. «Клубный час»

Преимущество данной технологии состоит в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки специального дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива в период раннего детства дать основу для формирования полноценной социально успешной личности.

Поэтому каждую неделю в выбранный день дети под незримым контролем взрослых отправляются в «свободное плавание» по территории детского сада и в разных помещениях выбирают что-то интересное для себя, сами организовывают свою деятельность. «Капитаны»- педагоги помогают им ориентироваться и найти себе занятие по душе: рисовать или лепить, конструировать или слушать музыку, играть в подвижные игры или читать.

Ведь ребята должны стремиться к главной цели такого «плавания» — научиться постепенно планировать свои действия и саморегулировать поведение. Изучив созданные руками воспитателей плакаты с правилами, условные знаки в помещениях, предназначенных для того или иного вида деятельности, рассмотрев поощрительные фишки, даже примерив костюмы, созданные руками воспитателей для тематических «Клубных часов», дети «плывут» по помещениям детского сада.

Типы «Клубного часа»:

«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические»  - которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;

«Деятельностный»  -- когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.

Дети приобретают бесценный опыт общения в «неформальной» обстановке.

Слайд 11

3. Познавательное развитие

     Одной из новых технологий, способствующих развитию логического мышления, познавательного интереса является технология  Смарт-тренинга. Важной составляющей этой технологии является головоломка. Головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума».

На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время, но на самом деле она учит дошкольника анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.

Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.  Одной из его главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса для педагогов "Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада"

ull;Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи не...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада.

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению разли...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взросл...

«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»

Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...