Картотека опытов и эксперементов
картотека (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_i_eksperementov.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРЕМЕНТОВ
ОПЫТ 1
«Откуда берётся песок»
Цель: Закрепить представления детей о песке
Ход: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
•Как вы думаете, что это сыплется?
•Рассмотрите это.
•Как мы получили песок?
•Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
ОПЫТ 2
«Из чего состоит песок»
Цель: Закрепить представления детей о песке
Ход: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
•Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
•Как выглядят песчинки?
•Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
ОПЫТ3
«Лепим из песка»
Цель: Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить.
Ход: Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
•Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
ОПЫТ 4
«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Ход: Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
• Какие фигурки получились?
• Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
ОПЫТ 5
«Какие бывают камни?»
Цель: Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам.
Ход: Рассматривание камней через лупу (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) Определение характера поверхности (гладкие, шершавые, пористые, плотные и т. д.
Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные. Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
ОПЫТ 6
«Твердый камень.»
Цель: Сформировать представление о твердости камня.
Ход: Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином.
Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.
Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?
Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.
ОПЫТ 7
«Тонет – не тонет»
Цель: Сформировать представление о свойствах камня.
Ход: Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.)
Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
ОПЫТ 7
«Рисующие камни»
Цель: Сформировать представление о свойствах камня.
Ход: Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему?
Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый.
ОПЫТ 8
«Воздух – невидимка»
Цель: Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью
Ход: Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
ОПЫТ 9
«Воздух есть внутри пустых предметов»
Цель: Помочь определить, что воздух занимает место.
Ход: Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха.
Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.
ОПЫТ 10
«Воздух легче воды»
Цель: Доказать, что воздух легче воды
Ход: Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут.
ОПЫТ 11
«Кораблики»
Цель: Показать, что ветер – это движение воздуха.
Ход: Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру.
ОПЫТ 12
«Что притягивается»
Цель: Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.
Ход: Подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет.
Вывод: не все предметы притягиваются.Притягивается только железо!
ОПЫТ 13
«Как достать скрепки из воды, не замочив руки?»
Цель: Показать свойство магнита – действовать на расстоянии.
Ход: Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к нашему магниту.
Вывод: Магнит притягивает железные скрепки.
ОПЫТ 14
«Скрепочная веревка»
Цель: Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.
Ход:Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… Получается забавная скрепочная лестница… Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..Вывод: наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом..
ОПЫТ 15
« Шарик-магнит»
Цель: Наглядно продемонстрировать существование статического электричества
Ход: Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.
Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы.
ОПЫТ 16
«Откуда берётся иней?»
Цель: Выявление механизма образования инея.
Ход: Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
ОПЫТ 17
«Нужен ли растениям снег?»
Цель:Доказать, что снег сохраняет тепло.
Ход: Берем две ёмкости с водой.Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла.
Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.
ОПЫТ 18
«Снег и лёд – это тоже вода»
Цель: Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.
Ход: Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают.
Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.
ОПЫТ 19
«Таяние льда в воде»
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера
Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
ОПЫТ 20
«Имеет ли вода форму?»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Ход: В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
ОПЫТ21
«Вкус воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Ход: Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ 22
«Запах воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Ход: Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
ОПЫТ 23
«Цвет воды.»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Ход: Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ 24
«Соль растворяется в воде»
Цель: Познакомить детей со свойствами соли.
Ход: В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?
Вывод: Она растворилась.
ОПЫТ 25
«Соль выпаривается и кристаллизуется»
Цель: Познакомить детей со свойствами соли.
Ход: В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.
Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.
ОПЫТ 26
«Что растворяется в воде?»
Цель: Показать, что не всё растворяется в воде.
Ход: Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.
Вывод: сахар и соль растворяются в воде.
ОПЫТ 27
«Сортировка»
Цель: Выяснить – возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
Ход: Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец.
Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца.
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Вывод: соль не электризуется.
1
ОПЫТ 28
«Живая вода»
Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.
Ход: Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
ОПЫТ 29
«Для чего корешки?»
Цель: Показать, что растения питаются через корни.
Ход: Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению ( корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой ( воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками.
Вывод: Корешок растения всасывает воду.
ОПЫТ 30
«Как питаются растения?»
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.
Ход: Налить воду подкрашенную пищевым красителем в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
ОПЫТ 31
«На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Ход: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел)
Вывод: свет необходим для роста и развития растений.
ОПЫТ 32
«Свет и тень»
Цель: Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Ход: Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
ОПЫТ 33
«Таинственные стекла»
Цель: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Ход: Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
ОПЫТ 34
«Знакомство с лупой»
Цель: Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
Ход: 1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
ОПЫТ 35
«Солнечные зайчики»
Цель: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.
Ход: Поймать луч света зеркалом и блестящими предметами, и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и эксперементов
Содержит опыты и эксперементы с водой, песком, воздухом...
картотека опытов и эксперементов в подготовительной группе
Картолтека опытов на весь год. Вода, воздух, небо......
Картотека опытов и эксперементов с детьми.
Картотека опытов и экспериментов с детьми....
Картотека опытов и эксперементов
Картотека опытов и эксперементов для старшей и подготовительной групп детского сада...
Картотека опытов и эксперементов
Картотека опытов и эксперементов для подготовительной группы...
Картотека опытов и эксперементов в старшей группе .
Картотека опытов и эксперементов в старшей группе...
Картотека опытов и эксперементов
Картотека опытов и эксперементов...