Консультация для молодых педагогов. Организация сюжетно - ролевой игры
консультация (средняя группа)

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_molodyh_pedagogov.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для молодых  педагогов
"Организация сюжетно - ролевой игры"

     

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

      Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

     Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода:

своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры.

Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и п

      Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

     На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая:

     - формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми

     - создание условий для самостоятельной детской игры.

     Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер:

это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации;

     — это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

       Сюжетно-ролевые игры:

        младший (средний) возраст:

     «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»

      В старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры, т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)

      Условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры:

  • соответствующая предметно-игровая среда,
  • определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности,
  • совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д.) 

      Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой:

      -прямые (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)

      -косвенные (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов, просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов

     С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)

     В игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил.

     Гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры:

наличие игрового пространства,

обеспечение места и времени для игр,

наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек

     Способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру:          

  • оказывать поддержку в игре,
  • выдвигать на центральные роли

Предпосылки с/р игры:

-ознакомительная,

- отобрази тельная,

- сюжетно-отобрази тельная

 Этапы становления с/р игры:

-воспроизведение действий,

- становление ролевого поведения,

- сюжет сложение

   Авторы- ученые, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская), «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)

Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры (внимание, память, мышление)

Компоненты с/р игры:

-сюжет,

-содержание,

-роль.

     Творческий характер игры определяется наличием замысла.

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль взрослого

      Сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)

    Сюжетно- ролевые игры с общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в спасателей" и т.д.)

     Сюжет — это многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре.

Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это наличие атрибутов.

     Программное содержание:

     Учить взаимодействовать в сюжетах с действующими лицами (водитель – пассажир; парикмахер-клиент; врач-больной). Закрепить названия транспортных средств. Формировать положительное взаимоотношение между детьми; развивать диалогическую речь; расширять кругозор. развивать способность брать на себя роль (врача, медсестры, пациента, водителя, пассажиров, парикмахера, клиентов);

  • побуждать детей творчески выполнять роли, связанные с реализацией действия
  • учить действовать с предметами заместителями
  • формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями.

Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами

  • Учить использовать во время игры инструменты парикмахера, врача и называть их
  • Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас
  • Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду водителя, парикмахера, врача.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения

Игровой материал:

Руль, стулья для игры «Автобус», Аудиозапись "Пение птиц", магнитофон.

Атрибуты для построения автобуса

Сюжетно-ролевый уголок «Парикмахерская»;

  • фартуки
  • расчески, заколки, банты
  • набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

Сюжетно-ролевый уголок «Больница»;

  • стулья для пациентов
  • халаты для доктора и медицинской сестры
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»

Словарная работа: Парикмахер, мастер, фен, фартук, пелеринка, женский салон, мужской салон. градусник, шприц, фонендоскоп, лекарства, др.; формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями.

Предварительная работа: Наблюдение за проезжающим транспортом на улице

Рассматривание иллюстраций на тему: «Профессии».

Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду;

Беседа о работе парикмахера с использованием иллюстраций, рассматривание сюжетных картинок по теме, рекомендации родителям посетить парикмахерскую, дидактические игры: «Подбери кукле прическу»«Что перепутал художник».

Игровые роли

  • Водитель
  • Пассажиры
  • Парикмахер
  • Врач
  • Больной

Ход игры.

Воспитатель:

-Ребята, я приглашаю вас в путешествие. На чем мы с вами поедем? На автобусе желаете? А из чего можно сделать автобус?

(Делаем из стульев автобус).

Кто управляет автобусом? Водитель. Нам нужно выбрать водителя. (Выбираем).

Водитель приготовит инструменты, вдруг придется починить автобус.

Ну вот, все заняли свои места, теперь можно ехать. Наш автобус трогается в путь.

Все сели? Поехали.

Давайте споем песенку:

Мы едем, едем, едем в далекие края,

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Нам весело живется, мы песенку поем,

И в песенке поется о том, как мы живем.

Воспитатель объявляет:

- Первая остановка "Парикмахерская".

Ножницы возьмем у мамы.
Подстригаться будем сами.
Срежем волосы с макушки,
И откроем наши ушки.

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки с изображением салона красоты.

- Ребята, я предлагаю вам заглянуть в парикмахерскую, здесь светло и интересно: зеркала, духи кресла, большой зал. В парикмахерской работает женский мастер, который делает прически кому? (девочкам) И мужской мастер, который делает прически мальчикам. Но прежде чем зайти в парикмахерскую, можете посидеть, подождать свою очередь.

-Здравствуй, Илья, Ева, вас постричь? Садитесь. Вот ножницы, вот расческа.

- Сейчас, Кристина будет парикмахером в женском салоне. Она наденет фартук, а Насте повяжем пелеринку, для того чтобы волосы не попали на одежду, и будем ее причесывать. Кристина мастер, это ее рабочее место.

- Посмотрите, что лежит на столе у парикмахера? (ответы детей)

Ильяс присаживается в кресло, Арина смотрит, как ее причесать.)

-У Арины есть посетитель. , а давай ты будешь парикмахером в мужском салоне.

-Приглашайте посетителей и спрашивайте, какие им сделать прически.

-Здравствуйте! Проходите, садитесь! Как вас подстричь? (ножницами или машинкой, побрызгать водой)

-Ну вот желающие сходили в парикмахерскую, можно ехать дальше.

(Автобус отправляется дальше).

Воспитатель объявляет:

- Вторая остановка "Больница".

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Громко кашляет Серёжа.

У него бронхит, похоже.

В поликлинику звонят,

А Серёже говорят:

— Ты не бойся и не плачь –

К тебе едет добрый (врач)

Воспитатель:   Правильно, ребята, это врач.

Воспитатель: Если кто-то заболел, взрослые или дети, мы куда обращаемся?

Дети: В больницу.

Воспитатель: В чем же заключается работа врача?

Дети: Осматривать больных, назначать лечение.

Воспитатель: А, каким должен быть врач?

Дети: Внимательным, заботливым.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что ж, наступил наш час, поиграем мы сейчас! Хотите играть? Кажется у нашего водителя Кирилла заболел животик. Давайте отправим его в больницу.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем лечить, поиграем с вами в игру «Что нужно доктору?» (дети выбирают из предложенных предметов нужные врачу, рассказывают, для чего, по их мнению, нужен тот или иной предмет).

Воспитатель: Я буду врачом, но мне нужна помощница – медицинская сестра. Кто хочет доктором побыть? Кто больных будет лечить? (выбираем медсестру среди детей). Аня и Екатерина медсестры и будут мне помогать, надень белую шапочку, халат, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Ребята, а вы будете сегодня папами и мамами, посмотрите, что-то наши детки-куклы нас заждались, грустные сидят в домике, (проходим в игровой в игровой уголок; дети выбирают себе «детей»).

Воспитатель: Открыта больница для всех людей, идите лечиться в неё поскорей! Проходим на приём к врачу. Чтобы не толкаться, не мешать друг другу можно присесть на стульчики, подождать своей очереди.

Врач: Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит?

Пациент: Здравствуйте. Моя дочка упала и подвернула руку.

Врач: Здравствуйте. Давайте посмотрим, что у вас с рукой. Какая большая рана, сейчас мы её обработаем хорошо, смажем йодом, вот так. Пройдите, пожалуйста, к медицинской сестре, она вам сделает обезболивающее лекарство (делает шприцом укол). Выздоравливайте. До свидания.

Пациент: Здравствуйте.

Врач: Здравствуйте. Проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?

Пациент: У моего сына болит живот.

Врач: Давайте посмотрим, послушаем больного: «Дышите, не дышите» (врач осматривает больного).

Врач: Выздоравливайте. До свидания.

Пациент: Здравствуйте.

Врач: Здравствуйте. Расскажи мне, что случилось?

Пациент: У моей дочки болит горлышко.

Врач: Пройдите к медицинской сестре, она вам даст градусник, чтобы узнать есть ли у вас температура или нет. Температура нормальная. Давайте посмотрим горлышко (шпателем смотрит горло).

О-о! Горло красное.

Днём и ночью кашель частый

Нарушает твой покой,

Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Выздоравливайте. До свидания.

Воспитатель: Все люди проходят осмотр, делают прививки, осматриваются врачом. Видите ребята, врачи помогают и взрослым и детям. За это мы им скажем что?

Дети: Спасибо!

Воспитатель: А, чтобы вы не забыли, доктор всем прописал принять витаминки! (Раздаем витамины).

-Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте прощаться.

Едут и беседуют:

-Ребята, скажите, где мы были? (в парикмахерской, в больнице). Что там делали? (ответы детей). Как вы думаете, на каком ещё транспорте можно путешествовать? (на машине, поезде, теплоходе). Правильно, молодцы ребята, но в автобусе удобнее путешествовать, потому что в него может вместиться много людей и он может везде проехать! А вам понравилось, путешествие в автобусе? (да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...

Мастер – класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры»

Данный мастер - класс, будет полезен воспитателям детских садов, а так же поможет усовершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов о метода...

Консультация для педагогов "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Сюжетно - ролевая игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Уста...

Консультация для педагогов "Организация сюжетно-ролевой игры" (08.04.22)

Конультация для педагогов содержит: структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, приемы их реализации....

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра является наиболее значимой для личностного развития детей дошкольного возраста при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой....

консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры с учётом ФГОС ДО»

Консультация для педагогов по организации сюжетно-ролевых игр.только в игре дошкольник получает информацию об окружающем мире,учится общаться со сверстниками.получает трудовые навыки,эмоционально раск...