Кружок "Всезнайки"
методическая разработка (средняя группа)

Ермолаева Анастасия Андреевна

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ot_4-5_let.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

для детей от 4 до 5 лет по познавательному развитию.

«Всезнайки».

Пояснительная записка:

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Цель:

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.

Задачи:

1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  1. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  2. формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  3. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  4. расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
  5. развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
  6. развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Предполагаемый результат:

  1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения;
  2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность;
  3. Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов;
  4. Умеют объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  5. Овладение приемами логической обработки информации, формирование и развитие навыка самоконтроля.

Требования к уровню усвоения программы кружка «Всезнайки»:

Методическое обеспечение программы: Занятия проводятся в специально организованной деятельности продолжительностью 20 минут со сменой разных видов деятельности, включая 2-3 физкультурные паузы. В процессе деятельности используются игровые методы, наглядность, беседы, художественная литература.

Приёмы и методы: словесные, наглядные, практические (организация продуктивной деятельности детей)

Принципы работы:

  • Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
  • Принцип погружения в проблему
  • Принцип взаимности и доброжелательности

Оборудование:

  • для опытов:лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
  • для творчества:
  • - бумага белая и цветная, картон
  • – акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
  • – пластилин,  
  • – салфетки;

Представление результатов реализации Программы

Привлечение родителей и детей к совместному сотрудничеству к подготовке спектакля.

Учебно – тематический план.

№ п/п

                                        Тема

Количество занятий

теория

практика

1

Песочная страна

0,5

0,5

2

Рисование песком: «Разнообразные фигуры»

1

3

Поиграем с солнышком

1

4

Что в коробке?

1

5

Почему осенью бывает грязно? (почва и вода)

0,5

0,5

6

Значение воды в жизни растений

Опыт:№1 «Растения и вода»

1

7

Рисование  «Осенний цветок»

1

8

Значение воды в жизни растений

Опыт: №2 «Скользкие листья»

1

9

«Мир воды» Опыт №1«Теплая капелька»

1

10

«Волшебная кисточка»

1

11

Какие предметы могут плавать?

1

12

Делаем мыльные пузыри

1

13

«Мир воздуха» Опыт №1 «Тепло в воздухе»

1

14

«Мир воздуха» Опыт №2 «Сколько весит воздух?»

0,5

0,5

15

«Мир воздуха» Опыт №3 «Поиск воздуха»

1

16

Делаем облако

1

17

«Мир камней» Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными?

1

18

«Мир камней» Опыт №2 «Как вода камень разрушает?»

1

19

«Мир камней» Опыт №3 «Плавучий камень»

1

20

Рисование «Камни пишут и рисуют»

1

21

«Мир   температуры» Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека

1

22

Изготовление модели «Термометр»

1

23

д/и«Угадай-ка»

1

24

Танец горошин

1

25

«Мир химии» Опыт №1 «Красочный сахар»

1

26

«Узнай все о себе шарик»

0,5

0,5

27

«Стеклянный город»

1

28

Разноцветные шарики

1

29

«Мир космоса» Опыт№1 «Полет в космосе»

1

30

Беседа и просмотр презентации

«Что такое метеориты?»

1

31

Аппликация «Ракета»

1

32

«В какой коробке что лежит?»

1

33

«Свет повсюду»

0,5

0,5

34

«Звенящая вода»

1

35

«Все увидим, все узнаем»

1

36

Поделка «Солнышко»

1

Всего:

36 занятий

Литература:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.

2. Л. Н. Менщикова  « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.

3.  Энциклопедия «365 научных экспериментов»

Сведения об авторе:воспитатель Ермолаева Анастасия Андреевна. В данное время работаю с детьми 4– 5 лет. По этой программе работаю первый год.