Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
статья

Запорожская Алена Сергеевна

«Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20  

Доклад

 «Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации»

                                                                                             Подготовила:

                                                                                                  педагог-психолог

Запорожская А.С.

Химки 2022г

«Сама мысль рождается не из уровня мысли,

а из мотивирующей сферы нашего сознания,

которая охватывает наши влечения и потребности,

наши интересы и побуждения,  наши аффекты и эмоции»                                                                                            

Л.С. Выготский

Современная школа находится на стадии динамического  обновления в   связи с возросшими требованиями к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, технологий обучения. Но, несмотря на это, психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей не желающих идти в общеобразовательные учреждения.

Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения (Психологический словарь, 1983).

Существуют различные виды психологической готовности к школе, это: личностно-социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Частью  проблемы психологической готовности к школьному обучению является проблема мотивационной готовности.

«Мотивационная готовность к обучению в школе есть системное качество мотивационной сферы психики, позволяющее ребёнку проявить себя полноценным субъектом учебной деятельности в соответствующей ситуации развития школьного обучения, т.е. с прилежанием и успехом осуществлять учебную деятельность в условиях обычного её стимулирования» (Д.В. Солдатов, 1996).

В практике работы педагогов-психологов города с детьми дошкольного возраста отмечаются проблемы:

  • среди детей,  не желающих идти в школу, всё чаще попадаются дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы;
  •  в результате форсированного обучения дети часто бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребёнка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. В результате подавляется любопытство ребёнка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. Таких детей школа привлекает  внешней стороной, а не возможностью получать новые  знания;
  • отмечается незрелость регуляторных функций, а будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной  иерархической системе мотивов;
  • в мотивационной сфере поступающих в школу детей часто наблюдается несформированность доминирующего мотива;
  • растёт количество детей с доминированием  игровых мотивов;
  • предстоящий переход из детского сада в школу у многих дошкольников  сопровождается повышением тревожности. Причина подобного отношения к школе - результат неправильного воспитания детей родителями. Некоторые высказывания взрослых вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание  идти в школу у них пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сами родители испытывают страх  и   предъявляют к ребёнку завышенные требования.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка-дошкольника  и принятие новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности.    Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели положительное представление о школе, каким образом происходит обучение ещё до того, как переступят ее порог. 

   В нашем детском саду реализуется программа формирования у старших дошкольников  мотивов учения и положительного отношения к школе, которая предполагает несколько  этапов работы:

  1. Стартовая диагностика мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (по М.Р. Гинзбург), при необходимости углубленная диагностика
  2. Проведение психологом (или/и воспитателем)  групповой развивающей работы
  3. Просветительская работа с педагогами и  родителями.
  4. Итоговое изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе и анализ результатов проведенной работы.

Для исследования мотивации учения детей используется методика М.Р. Гинзбурга, которая позволяет выявить структуру мотивов учения ребенка.

Дети последовательно осуществляют три выбора. На основе ответов ребенка выявляют преобладающий мотив учения:

учебный мотив ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"); если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.  

позиционный мотив ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.

социальный мотив ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Вы можете удивиться, почему этот мотив неадекватный - ведь вроде, правильно рассуждает! Однако, не надо забывать, что ребенку 6-8 лет, а долгосрочная перспектива, о которой он "рассуждает" - новообразование только подросткового возраста. Таким образом, ребенок  возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.

отметка («хочу в школу, потому что там можно получить 5» "потому что там ставят пятерки")

игровой мотив ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки).

внешний мотив (для учебного процесса). Их может быть множество, например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что меня мама заставляет" и т. д.

Таким образом, были получены следующие результаты: из 62 человек. У 26 детей (42 %) доминирующим мотивом   учения является собственно-учебный мотив,  16  детей (26 %) выбрали  социальный мотив. Мотив получения высокой отметки предпочли 12 детей (19 %). 8 детей  ( 13%) при своем выборе не могли остановиться на одном, и в каждой ситуации   делали разный выбор, но при  этом 6 детей осознанно объясняли  свои выборы, что  свидетельствует о разносторонней мотивации.

В качестве адекватных называют учебный, социальный, позиционный. Остальные три мотива имеют низкую побудительную силу в отношении выполнения школьных заданий.

 Таким образом, мотивационно готовым к обучению в школе можно назвать ребенка, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", и прежде всего характерные для нее мотивы, что проявляется в следующих симптомах: ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности, учение привлекает его как серьезная, социально значимая деятельность, сформирована широкая полимотивация учения, силы учебных мотивов достаточно для преодоления школьных трудностей, сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения, ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, т.е. обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Мотивационно неготовым к систематическому обучению в школьных условиях может быть признан ребёнок, не обнаруживший черт зрелости мотивов и сформированности "внутренней позиции школьника", что обнаруживается: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном отношении к школе и учению, в выраженной импульсивности поведения, в отсутствии устойчивой иерархии мотивов, в невыраженности учебно-познавательных мотивов (учебную деятельность ребёнка могут инициировать и динамизировать атрибутивные, коммуникативные, игровые и т.п. незрелые мотивы), в низком уровне осознания своих побуждений, когда ребенок затрудняется вербализовать мотивы учения, объяснить смысл учения.

Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

- формирование положительного эмоционального отношения к школе;

- формирование опыта учебной деятельности .

В развивающие занятия с детьми включены:

        - чтение сказок М.А. Панфиловой, О.В Хухлаевой, А. Демиденко. Через сказки (М.А.Панфилова "Лесная школа", О.В. Хухлаева "Сказка о котенке Маше", «Сказка про Большого Воробья Иришку», А. Демиденко «Сказка о маленьком привидении Филе») происходит подкрепление положительного отношения к школе, создание положительного образа школьника, закрепление знаний о школьных атрибутах, правилах поведения, роли учителя в школе, формирование чувства уверенности в роли ученика, формирование образцов ролевого поведения. Всё это способствует развитию у детей учебной мотивации, а также будет способствовать  адаптации ребенка к новым условиям;

        - беседы о школе  (*«Мой учитель», «Правила поведения в школе»)

        - экспрессивные этюды. *«Первоклассники идут с хорошим настроением в школу»

        - коммуникативные игры (* «Хлопки», «Доброе животное»)

        - развивающие упражнения и игры  на школьную тематику (*«Графический диктант» , «Школа – это…», «Что лежит в портфеле?» «Урок-перемена» и т.п.

        - рисование * «Я – ученик»,  «Я – ученица»,  «Мой будущий учитель»;

        - в занятиях  используются  ритуалы приветствия и прощания.

          Просветительская работа с педагогами и  родителями включает в себя проведение консультаций, бесед на родительских собраниях, в ходе индивидуального консультирования   (*«Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного  отношения к школе», «Мотивационная готовность к обучению в школе» и т.д.)

Итак, результатом использования этой программы является положительное отношение ребёнка к учебной деятельности, стремление достичь успеха,  познавательная активность  и в результате -  повышение мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *

Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...