Программа по нравственно-патриотическому воспитанию " Маленький патриот большой страны"
методическая разработка (старшая группа)

Никитина С.В

Программа по нравственно–патриотическому воспитанию  разработана в соответствии с  ФГОС ДОО, на основании инновационной   программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой,  рассчитана  на 1 учебный год.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkiy_patriot.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад № 10 «Казачок»
г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

Программа  

по   нравственно – патриотическому  воспитанию

«Маленький патриот большой страны»

 старшая группа

Срок реализации: 1 год                                                                                        

                         

                                                                                             

                                                                                                Разработала:  

                                                                                                          Никитина С.В.

                                                                                             воспитатель

   

г. Новокубанск, 2022 год

Содержание

1

Целевой раздел

1.1

Актуальность программы

1.2

Цель и задачи реализации программы

1.3

Принципы формирования программы

1.4

Формы  работы по патриотическому воспитанию детей.

1.5

Материально-техническое обеспечение Программы

1.6

Ожидаемый результат

2

Содержательный раздел  программы

 2.1

Тематический и  перспективный план работы  в старшей группе

 2.2

Рекомендуемый список художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей  группы

3

План  работы с родителями

4

Список используемой литературы

5

Приложение 1. Мониторинг. Диагностики выявления уровня  знаний по курсу нравственно-патриотического воспитания для детей старшей группы

1. Целевой раздел

 1.1. Актуальность программы:

    Сейчас в   нашей стране  непростой исторический период, в котором в  России происходят сложные, противоречивые события. А так же  в  последние годы в жизни  людей доминируют материальные ценности над духовными, у детей  искажены представления о добре и зле, о справедливости и великодушии. Наше общество подстерегает главная опасность  - это  разрушение личности человека. В связи с этим у  подрастающего поколения нет интереса и уважения к своей стране, к её прошлому и настоящему.  Сегодня очень важно разбудить у дошкольников интерес к своей родословной, обычаям и ценностям своей семьи, любовь к родному дому, детскому саду, городу, к окружающей природе,  а так же  с раннего возраста прививать уважительное  отношение и гордость  к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике и традициям.

 Нравственно - патриотическое воспитание в дошкольном учреждении решает важнейшие задачи современного общества. Патриотическое воспитание  позволяет помочь дошкольникам сформировать  чувство долга, чувство уважения к нашей Родине, чувство гордости за свой  народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь

В процессе нравственно – патриотического воспитания у ребенка формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. А  в этом должны помочь детям мы – педагоги и родители детей.

Программа по нравственно–патриотическому воспитанию  разработана в соответствии с  ФГОС ДОО, на основании инновационной   программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой,  рассчитана  на 1 учебный год.    

1.2.  Цель и задачи реализации программы:

Цель Программы – создание условий для развития духовно – нравственной  личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических и культурно - исторических традиций Краснодарского края, страны, воспитание будущих граждан России, патриотов своего Отечества.                                                                                                                                

      Задачи:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  • Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе; воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру;                
  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Воспитание здорового образа жизни.
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

     

  • Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о людях прославивших свой край;
  •  Продолжать воспитывать уважение к своей семье, углублять представления о семье и ее истории.
  • Формировать представления о том, что Россия - большая многонациональная страна. Знакомить с народными традициями и обычаями;
  • Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  • Расширять представления детей о Российской армии.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

  1.3.  Принципы  формирования программы.

Содержание  рабочей образовательной  программы соответствуют  основным  положениям  возрастной  психологии  и  дошкольной  педагогики  и  выстроено  по  принципу  развивающего  образования, целью  которого  является  всестороннее  развитие  ребенка,  обеспечивающее  единство  воспитательных  и  обучающих  целей  и  задач.

Рабочая образовательная  программа   разработана  в  соответствии  с  принципами  и подходами, определенными  ФГОС ДО:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;

- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста:

   - принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);

   - принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству;

  - принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей  его психического развития  на каждом возрастном этапе;

- принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов.

1.4.  Формы  работы по патриотическому воспитанию детей.

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

Познавательные занятия

       - занятия, посвященные изучению государственной символики страны,  Краснодарского края;

       - занятия  на тему:  происхождение города, географическое расположение, климат и т.д.

Традиции

       - знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории города, края. Для этого проводятся:

 обрядовые праздники: «Рождественские колядки»,   «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения,  дают возможность полнее проявить свою фантазию, творчество.

       - экскурсии в краеведческий музей г. Новокубанска;

       - тематические досуги «Мой любимый Краснодарский край», «Моя семья».

Природа и экология

 - Патриотизм - это воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях дошкольников в детском саду и за его пределами. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

Героическое прошлое

 - Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

   - конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

   - занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

   - «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

   - оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

   - занятия, беседы.

   - участие в шествии Бессмертный полк.

   -  экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

1.5. Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации Программы необходимо:

- Уголок патриотического воспитания в группе;

- Наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, слайды по данной теме;

- Библиотека книг с патриотическим содержанием;

Методическое:

- теоретическая и методическая литература,

- периодическая печать,

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Материалы для занятий по патриотическому воспитанию 

1. Репродукции картин

2. Методическая литература

3. Наглядные и дидактические пособия

4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев

5. Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы

6. Аудиозаписи

7. Карты, атлас, глобус

8. Художественная литература

9. Государственная символика  

 

 1.6  Ожидаемый результат:

У детей сформируются:  

  • Знания о  своём домашнем адресе, названии города, края.
  •  Представление о символике города, края.
  •  Название близлежащих улиц.
  •  Представление о жизни и быте народа населявших город и Краснодарский  край.
  • Умение узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знания о  профессиях своих родителей.
  • Знания правил поведения в природе.

    Представления о малой Родине,  культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край;                                                    

  • представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);                          
  • представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, Москва — главный город, столица нашей Родины;                                                                                                                                
  • представления о флаге и гербе России, мелодии гимна;                                                  
  • расширятся представления о Российской армии,  уважение к защитникам отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.  

                                                         

   2.   Содержательный раздел  программы.

      Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе. Формы работы с детьми проводятся либо в определенно выделенное время, либо в течение дня в режимных моментах.

Общее количество образовательной деятельности за учебный год: в старшей  группе–33 занятия.  Длительность: в  старшей группе – 25 минут (организованной деятельности). В режимных моментах в соответствии с режимом дня группы.    

             

2.2. Тематический план в  старшей группе

1

«Праздник знаний»

2

«Наш детский сад. Профессии взрослых»

3

«Как хлеб на стол пришел»

4

«Осень золотая. Признаки осени»

5

«Любимые домашние животные»

6

«Я вырасту здоровым и воспитанным»

7

«Моя семья. Традиции»

8

 «Улицы моего города. Дорожная безопасность».

9

«Правила общения детей. Предметы, которые нас окружают».

10

«Родная страна, мой  город»

11

 «Поздняя осень»

12

«Свойства материалов»

13

 «Путешествие по Москве»            

14

 «Что за чудо  - эти сказки»

15

«Зимушка- зима»

16

«Новый год у ворот»

17

«Профессии мужчин»

18

«Народная культура и традиции»                                              

19

«Спорт, здоровье, и человек»                                          

20

«Транспорт. Профессии»

21

«Защитники Отечества. Армия»

22

«Я и мои друзья».

23

«Мама – самое прекрасное слово».

24

 «Одежда. История русского костюма»

25

«Разные науки»                                          

26

«Книги – источник знаний».

27

«Космонавтика».

28

«Архитектура. Разные дома».

29

«Природа родного края. По страницам Красной книги »

30

«История Великой Отечественной войны. День Победы»

31

«Мир искусства России»

32

«Времена года. Лето»

33

«Законы, по которым мы живем»

                                                                     

Перспективный план работы в старшей группе

                       Неделя

Тема

                                        Программные задачи

                                         Формы работы

Сентябрь

Первая неделя

«Мой любимый детский сад»

Формировать у детей знания  о празднике. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ.

Развлечение День знаний «Незнайка в школе»

Вторая неделя

«Наш детский сад.               Профессии взрослых»

Формировать у детей представление о важности и нужности любой профессии взрослых, познакомить с помещениями детского сада (прачка, кухня)

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Третья неделя

«Как хлеб на стол пришел»

Расширять и углублять знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать знакомить с трудом людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.

Расширять знания детей о труде работников пекарни

 Беседа « Хлеб – всему голова» 

 Сюжетно-ролевая игра: «Пекарня»

Четвертая  неделя

«Осень золотая. Признаки осени»

Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы в родном городе. Расширять и уточнять представления о растениях, о природе родного края.

Экологическая экскурсия в осенний лес 

Пятая неделя

«Любимые домашние животные»

Расширять и обогащать представления детей о домашних питомцах.

Беседа на тему «Животные наши друзья»

 Рисование по замыслу: «Мой домашний питомец - собака»            

                                                                    Октябрь

Первая неделя

«Я вырасту здоровым, воспитанным и добрым»

Приобщение детей к социальным нормам поведения, навыкам доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Беседа «В мире доброты и вежливости»

Проект «Неделя доброты»

Вторая неделя

«Моя семья. Традиции»

Формировать знания детей о  своей семье, о месте работы родителей, важность их труда. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о членах семьи.

Беседа: « Традиции моей семьи»

Оформление альбома (портфолио): «Традиции в моей семье»                                            

Третья неделя

«Улицы моего города. Дорожная безопасность»

Расширять представление о специальных машинах и их значение в жизни человека.

Сюжетно – ролевые игры: «Моя дорога домой из детского сада»

ООД  «Машины на улицах города»

Четвертая неделя

«Правила общения детей. Предметы, которые нас окружают».

Формировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета.

Создание социальных условий для развития представлений о культуре поведения, правил этикета.

  Дидактическая игра «Предметы  - заместители»                          

 

                                                                 Ноябрь

Первая и вторая  недели

«Родная страна, мой город»

Воспитывать патриотические чувства у детей.

Приобщение детей к  истории России.

Беседа «День народного единства»,  

Конструирование  «Дом, в котором я живу »

Рассматривание иллюстраций народов проживающие на территории РФ
 

Третья неделя

 «Поздняя осень»

Расширять представления детей о характерных признаках осени;

Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей.

Рисование мелом на асфальте  на а «Листопад».

                                              

Четвертая неделя

«Свойства материалов»

Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, ткани, бумаге; развивать умение различать их по свойствам и качествам.

ООД  «Расскажите из чего это сделано»      

Исследовательская деятельность:                       «Тонет, не тонет».

                                                             Декабрь

Первая неделя

 «Путешествие по Москве»                                                  

Расширить представления о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; чувство восхищения и гордости красотой столицы России-Москвы; познакомить с историческим прошлым Москвы.

ООД  «Москва - столица нашей Родины»                                          

Беседа о государственных символах

Дидактические игры:                                                              «Найди флаг и герб»                                                                      

Вторая неделя

 «Что за чудо  - эти сказки»

Формировать  умение отличать сказку от рассказа, определять поэтическое произведение. Через  русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, почему в сказках добро побеждает,  воспитывать любовь к родине.

Чтение русских народных сказок

Выставка детских книг: «Моя любимая сказка"

Третья неделя

«Зимушка- зима»

Уточнить представления детей о первых признаках зимы,  зимних  явлениях природы: изменение долготы дня, снегопад, метель.

Закрепить знания о свойствах снега (показать ,как снег превращается в воду); экспериментирование.

ООД  «Зима пришла»                                

Акция «Покормим птиц зимой», аппликация «Снеговик»                        

Четвертая неделя

«Новый год у ворот. Традиции русского народа»

Формировать представления детей о новогодних традициях России, формировать гражданско-патриотические чувства.

Беседа «Новогодние традиции в моей семье».                                   Рисование по замыслу:    «Наряжаем елку дома»                                          

                                                                   Январь

Вторая неделя

«Профессии мужчин»

Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.

Вызвать интерес к окружающему миру.

Беседа: «Знакомство с мужскими профессиями»

Рисование по замыслу: «Пограничник»                      

Третья  и четвертая недели

Народная культура и традиции.                                              

Познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.

Закрепить знания детей о народных промыслах и ремёслах.

Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами.

Передать свои впечатления через устное народное творчество.

ООД «Русская народная культура и традиции»

Дидактические  игры:                                   «Народные промыслы»  по выбору воспитателя.

                                                                  Февраль

Первая неделя

«Спорт и человек. Спортсмены-олимпийцы»                                         

Формировать знания о спорте, как об  основе здоровья человека, об олимпийском движении, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России и нашего поселка. Воспитывать любовь к окружающему миру, гордость за людей достигших высоких наград государства и мира, в области спорта.

Рассматривание иллюстраций «Олимпийские игры»

Рисование по замыслу:« Мой любимый вид спорта» - катание на санках.    

Вторая неделя

«Транспорт. Профессии»

Формировать представление детей о транспорте, его видах, значении для человека. Закрепить виды  транспорта. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, культурного поведения в транспорте.

Расширение представлений детей о работе «Скорой помощи», «Пожарной машины».

ООД «Виды транспорта»

Сюжетно-ролевая игра: «Шофер на скорой помощи», «Шофёр пожарной машины»  

Дидактическая игра: «Транспорт»  

Третья неделя

«Защитники Отечества. Родная Армия»

 Воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества.

Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов

Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества.

Беседа «День защитника Отечества»

Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова;      

Чтение пословиц о храбрости, героизме

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».                                    

Четвертая неделя

«Я и мои друзья».

Создание положительного эмоционального фона в группе. Формирование дружеских взаимоотношений, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развитие навыков сотрудничества, общения в повседневной жизни.

Беседа: «Наши добрые дела».
Дидактические  игры: «Назови товарища ласково по имени»                                     Краткий рассказ  «Мой лучший друг"


                                                                         Март

Первая

 и вторая недели

«Мама – самое любимое  слово на земле».

Формировать у детей любовь и уважение к маме,

(бабушке), оказывать помощь в домашних делах,  проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маминых привычках, мечтах, желаниях, о профессии, о её важности для семьи. Формировать  знания о том, что бабушка - мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение.

Краткий рассказ  «Расскажи  о своей маме и бабушке»                          

Дидактическая игра:  «Профессии женщин»
Праздник для мам и бабушек.                          

Третья  неделя

«Одежда. История русского костюма»

Формировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях
расширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь;
прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Создание картотеки одежды и деталей женской одежды на Руси.                                

Рисование  "Русский народный костюм"

стей.

Четвертая неделя

«Разные науки»                                          

Формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

дать понятие кто такой «ученый».

Беседа с элементами экспериментирования «Путешествие в статическое электричество»

                                                                         Апрель

Первая неделя

 «Книги - источник знаний».

 Знакомство детей с историей создания книги, с ее развитием. Формирование бережного отношения к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто её создаёт.

Беседа «История первой книги»

Ручной труд: «Ремонтируем наши книги»                            

Вторая неделя

«Космонавтика. История и люди».

Формировать знания о  космосе, о луне, звездах, солнце, планетах,  о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны.

Беседа  «Всё про космос»

Аппликация : «Космическая станция и орбиты»

Третья неделя

«Архитектура. Разные дома».

Создать условия для представлений детей о различных постройках, о стройке домов, строительных профессиях.

Создать условия для рассматривания иллюстраций с изображением старинных и современных зданий.

Познакомить детей с архитектурой родного города.

Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.

 Расширять словарный запас детей: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.

ООД «Типы домов»

Рисование по замыслу: «Мой  дом»                              Конкурс построек:  «Мой дом»                  

Четвертая неделя

«Природа родного края.

По страницам «Красной книги»

Дать детям представление о Красной книге, познакомить с некоторыми редкими животными и птицами. Сформировать представление у детей о возникновении «Красной книги», с какой целью она была создана.

Развивать у детей познавательный интерес о растениях и животных, которые занесены в Красную книгу.

ООД «Красная книга»

Выставка детского творчества: «Животные и растения Красной книги»

                                                             Май

Первая неделя

«История Великой Отечественной войны. День Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них, о героическом вкладе в победу над врагом, людей в тылу, взрослых и детей. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам.

ООД «День Победы»

Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего солдата г. Новокубанск.                                               Акция:  «Бессмертный полк», акция «Сад памяти»                

Вторая неделя

«Мир искусства России»

Познакомить детей с самыми известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром и Государственной Третьяковской галереей.
Приобщать детей к русской национальной культуре.

ООД  Тема: «Театры и музеи нашей страны».

Посещение  музея: «Бабочки мира», г. Армавир

Третья неделя

Времена года. «Лето - дивная пора»

Расширение представлений об окружающем, о предстоящем времени года: «лете»;

развивать представления детей о сезонных изменениях в живой природе в летний период;

ОД «Здравствуй лето!»

Конкурс рисунков:                                   на асфальте «Здравствуй, лето!»                                

 (озеленение территории детского сада).

Четвертая неделя

«Законы, по которым мы живем»

Дать представление о Конституции.

Закрепить представления о символике: флаг, герб, гимн.

Расширить знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Воспитывать уважение к другим людям.

Беседа «Конституция и права ребенка».

Рисование: «Я и мои родители»                              
Игра «Загадывание желаний»

2.3  Рекомендуемый список художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей  группы, в течении года.

  Произведения по теме «Я и моя семья»

В. Осеева «Просто старушка».

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

Д. Габе «Моя семья».

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Я Сегель «Как я был мамой»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Произведения по теме «Родина моя»

А. Митяев «Мешок овсянки»

А. Прокофьев «Родина»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»

Е. Пермяк «Мамина работа»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

К. Симонов «Сын артиллериста»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»

М. Родина «мамины руки»

М.Ю. Лермонтов «Родина»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»

С. Михалков «Моя улица»

3 . Работа с родителями  по нравственно - патриотическому воспитанию

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С участием родителей  в детском саду проводятся: оформление групповых комнат,  утренники, праздники, экскурсии, соревнования, выставки рисунков и поделок, благоустройство ДО. Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Месяц

Содержание  работы

Сентябрь

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Октябрь

Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание детей в современных условиях»,
Изготовление русской тряпичной куклы                                                                                                             

Ноябрь

Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России»

Рекомендации: «Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»                                                                                                                    

Декабрь

Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире»

Рекомендации: «Как организовать  уголок книголюба дома. Книги, которые воспитывают гражданина своей страны»                                                    

Январь

Консультация «Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром» 

Рекомендации «Как знакомить ребёнка с родным краем»                                                                                                                                                                                                

Февраль

Консультация: «Семья и семейные ценности. Традиции ».                                                  

Беседа: «Доброта живёт повсюду»                                                                                              

Март

Папка-передвижка: «8 марта»

Беседа: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье залог успешного нравственного развития»                                                                       

Апрель

Консультация: «Памятные места героического прошлого родного Краснодарского края", Памятка: «День космонавтики»

Май

Консультация: «Роль в формировании личности ребёнка», участие  в акции «Бессмертный полк», «Сад памяти» и т.д.

Оформление патриотического уголка  «День Победы»

4. Используемая литература:

1.  Алешина  М.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Москва 2014;  

2 . Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 -7 лет -  М,: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015;

3.  Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная  программа дошкольного образования - шестое издание(инновационное), испр. и доп. И доп. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2021;

4.  Данилина Г.Н., «Дошкольнику - об истории и культуре России», 2010;

5.  Зеленова  Л.Н. «Мы живем в России» Москва , 2014;

6 . Ковалева Г.В. «Воспитывая маленького гражданина»,  Москва 2005;

7. Комаровой Т.С., Э.М. Дорофеевой,  Мозаика-Синтез, 2020;

8.  Липнягова Н.Н., Лусихина  Т.В., «Люби и знай родной край», 2007;

9.   Логинова Л.В., Что может герб нам рассказать. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. – М.: «Издательство Скрипторий, 20011;

10  .Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,20011;

11. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4 -  7 лет. – М.: МОЗАИКА -   СИНТЕЗ, 2021;

12. Фалькович Т.А. , Барылкина Л.П., «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию», Москва 20015;

13.  Ресурсы сети интернет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модифицированная программа по нравственно- патриотическому воспитанию "Маленький гражданин большой страны!"

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантног...

Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие защитники большой страны"

Актуальность темы:      О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость ...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

Методическая разработка: программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувств...

Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....