Консультация для воспитателей Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)»
консультация

Маркина Наталья Валерьевна

Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_markina_n.v.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение детский сад №124

Консультация для воспитателей

Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)»

Воспитатель Маркина Н.В.

г.Калининград

2021 год

 

 Детство – важнейший период человеческой жизни

  не подготовка к будущей жизни, а настоящая

  яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

           И от того, как прошло детство, кто вел ребенка

         за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

(В. А. Сухомлинский

     Содержание интеллектуального (умственного) воспитания, по сути состоит из нескольких направлений, или видов:

- интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) - формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики. Важно, чтобы необходимость поступать в соответствии с ними стала внутренней потребностью маленького человека. Обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное;

- интеллектуально-познавательное воспитание - развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;

- интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

     Что касается целей и задач интеллектуального воспитания, они понятны любому взрослому. К ним относятся:

- умственное развитие ребенка;

- развитие познавательной активности;

- повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия.

     На уровень развития человека влияют в наибольшей степени два фактора: наследственность и окружающая обстановка.

     Поэтому воспитание интеллектуально развитого ребенка немыслимо без участия близких родственников. Если наследственные особенности кардинальным образом изменить невозможно, то в силах родителей создать благоприятную обстановку для правильного развития сына или дочери.  

     Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношения к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие они были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство – все это близко и интересно детям.

Приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности.

Для успешного приобщения детей к истокам народного творчества рекомендуется использовать проектную деятельность, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей.

Время не стоит на месте. Наши взгляды, наш быт, досуг, межличностное общение - всё меняется с быстрорастущими темпами информационно-технического прогресса. Время общения современных родителей со своими детьми значительно сократилось. «Живое» межличностное общение заменяет виртуальное общение, уличные игры заменяются компьютерными. Бесконечные реформирования в социальных сферах, огромный разрыв в уровне доходов между представителями «элиты» и подавляющего большинства населения России, неуверенность в завтрашнем дне. Все эти, да и многие другие социально-экономические и политические проблемы в стране приводят к неопределенности в ценностных ориентациях подрастающего поколения, к нестабильности в оценках нравственного и безнравственного, к расхождению в приоритетах духовного и материального.

       Духовно-нравственное воспитание детей при любом политическом строе – было важной задачей нашей страны. Для современной России этот вопрос становится ещё более актуальным. Настоящее и будущее нашей страны определяется, прежде всего, духовно-нравственным здоровьем общества, сохранением исторического и культурного наследия народа, его традиций и ценностей.

    Исходя из актуальности вышеизложенных противоречий определяется цель  работы: способствовать формированию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ.

     Определяя основные задачи в работе, нужно исходить из принципов организации духовно-нравственного воспитания и развития «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».      Одним из ведущих принципов Концепции является социально-педагогическое партнерство.

     Для педагогов дошкольного образования, воспитывающих самых юных граждан нашей страны, главенствующим является сотрудничество с семьями воспитанников. Одним из актуальных и рациональных методов вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада является проектный метод. Проектирование - это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.

       В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребенок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

       Образовательные проекты сводятся к основным четырем этапам:

1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).

2. Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4.Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.

     Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:

- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;

- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;

- организовать предметно-пространственную среду с учетом тематики проекта.

     Далее, начинается совместная деятельность участников проекта. Педагог выносит проблему и предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

      На втором этапе работы над проектом педагог совместно с детьми отмечает, что уже известно детям по данному вопросу, а что они ещё хотели бы узнать, наконец, педагог спрашивает у детей: «Как нам ответить на интересующие нас вопросы?» Решением (планом действий) могут быть: чтение литературы, беседы со специалистами, тематические экскурсии и т.д. С учетом совместных предложений составляется окончательный план по достижению цели проекта.

       Практическая часть проекта должна способствовать активизации мышления, познавательного интереса, детской любознательности. На этом этапе проекта дошкольники ищут, исследуют, творят. Воспитателю необходимо создавать ситуации незавершенности, незаконченности с целью побудить ребенка учиться самостоятельно - доделать, додумать, догадаться.

       Заключительный этап проекта – это его презентация: итоговые занятия, оформление стенгазет, фотовыставки. Важно отметить социальную значимость проекта, «форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога».

       Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, чьи родители активно участвуют в жизни детского сада, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании духовно – нравственного развития трудно переоценить.  Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности играет семья.
      Проект «Чудо город - огород» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на участке детского сада. Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями, а также является местом для проведения опытов и экспериментов. Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.  

    Итоговую часть проектной деятельности рекомендовано проводить в игровой форме.

    Из многообразия игр я выделю дидактические или обучающие игры. Они направлены на объяснение, отработку или закрепление учебного материала. К этим играм относится викторина. Как одна из форм досуговой деятельности, она дает возможность для проявления познавательной активности во всех областях знаний.

 Виктори́на – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети развлекаются, соревнуясь в правильном выполнении предложных разработчиками поисковых заданий различного содержания, соблюдая определенные правила и представляя ответы в заданной форме. По итогам викторины с учетом предложенных критериев определяется победитель.

В ходе взаимодействия в рамках викторины, дошкольники имеют возможность реализовать освоенные личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого высказывания. Педагоги являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми. Особо следует обратить внимание на то, что традиционно викторина представляется такой формой, в которой происходит процесс угадывания правильных ответов на вопросы. Наша задача в организации данной деятельности заключается в том, что дошкольники не просто односложно отвечают на вопросы и задания, демонстрируя тем самым свои знания, но и обсуждают, договариваются, размышляют, рассуждают, объясняют свои решения.

По содержанию викторины могут быть тематическими (все задания по одной теме) и смешанными (задания имеют разную тематику); по тематике заданий (областям знаний): музыкальная, литературная и др. Если рассматривать деятельность по количеству участвующих в ней детей, то она будет индивидуальная или командная; по составу участников (детская, семейная, внутригрупповая, межгрупповая, разновозрастная).

Как любой организованный процесс, викторина имеет несколько этапов:

- ознакомление детей с темой викторины;

- подготовка детей к выполнению заданий викторины;

     - ознакомление с заданиями;

- ход викторины, в ходе викторины: выслушивание заданий, обсуждение способов его решения, выслушивание ответов, внесение исправлений и дополнений в соответствии с правилами викторины;

      - заслушивание итогов, участие в процедуре награждения.

Как проводятся викторины для детей?

Обычно различные тематические викторины проводится с большой группой детей. Перед взрослым ведущим стоит сложная задача – придумать вопросы, соответствующие возрасту и уровню психического и интеллектуального развития личности на данном этапе. Составить занимательную викторину можно обо всём, что должно быть известно детям в данный период их развития. Какие задания можно включать в викторину? Решение кроссвордов, отгадывание загадок, тест, двигательные упражнения, музицирование…

При этом существует несколько правил подготовки интеллектуальных заданий. Необходимо, чтобы вопросы:

- четко формулировались;

- объединялись общей тематикой;

         - имели определенную цель;

- были понятными детям.

Если ребенок затрудняется ответить на какой-либо вопрос, взрослый может дать ему наводящую подсказку.

Слово «викторина» мы подсознательно ассоциируем со словом «победа», поэтому логическое завершение викторины - определение победителей. Вне зависимости от того, кто победил, педагогу нужно проследить, чтобы каждый участник получил какую-нибудь награду.

Итак, викторина - это игра! А любая игра - это развлечение. Использование подобных развлечений в образовательном процессе помогают в игровой развлекательной форме упорядочить знания, пробудить интерес к познавательной деятельности и расширить кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников

Основные средства духовно-нравственного воспитания. Содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию...

Музыкально-художественное развитие детей в процессе духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами. Проект напра...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

laquo;Духовность» -  рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями;как способ со...

Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ».

        Эта статья раскрывает отношение автора педагога и психолога к нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.    Российское современн...

Самообразование воспитателя по теме "Русская народная сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников среднего возраста"

Цели самообразования: 1. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, и т.п2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формирован...

Мастер-класс для педагогов «Формирование семейных ценностей в процессе духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях современного общества»

laquo;В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой и...