Рабочая программа по работе с родителями «Воспитываем вместе»
рабочая программа

Рабочая программа

по работе с родителями

«Воспитываем вместе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Радуга» города Смоленска

Принято

на педагогическом совете

Протокол № 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

ЗаведующийМБДОУ

«Детский сад № 33 «Радуга»

Ковалёва И.И..________

Приказ от

Рабочая программа

по работе с родителями

«Воспитываем вместе»

(2020-2021,2021-2022уч.года)

Срок реализации 2 года

Автор-составитель:

Антонович Елена Владимировна

воспитатель

        

Содержание программы

1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Принципы реализации программы

1.3.

Ожидаемые результатыреализации программы

2.

Содержательный раздел

2.1.

Общая характеристика программы

2.2.

Основные формы и направления работы по реализации программы

2.3.

Этапы реализации программы

2.4.

Перспективное планирование работы с родителями

3.

Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы

4.

Методическое обеспечение программы

4.1.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

4.2.

Список используемой литературы

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа

была бы совершенно немыслима, если бы не система

педагогического просвещения, повышение

педагогической культуры родителей».

В.А. Сухомлинский

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного

образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок.В действующих на сегодняшний день нормативных документахМинистерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленныхперед нами направлений в педагогической деятельности – это более полноеиспользование потенциала семьи в воспитании детей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольногоучреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственностьродители, а все остальные социальные институты призваны поддержать идополнить их воспитательную деятельность.«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласитЗакон РФ «Об образовании».

В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что  требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ейпедагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единыхподходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.  Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.

В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме   сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:

- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;

- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.

Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды вдошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственнойдеятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участиюв процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.

Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями,  выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:

  • обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
  • способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
  • знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
  • приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной средычерез внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
  • создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

1.2.        Принципы реализации программы

Основными принципами, определяющими концептуальные положениявзаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданиюединого пространства развития ребенка, являются следующие.

1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступаеткак организатор, проявляет инициативность; нацеливаетродителей на роль полноправных союзников с педагогами в решениипоставленных задач образования и воспитания детей).

2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных попринципу единства, уважения и требований к ребенку).

3.Принцип сотрудничества педагогов и родителей.

4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности,терпимости к мнению другого).

5. Принцип открытости  и доверия(предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).

6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.

7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей  психолого-педагогических знаний и навыков).

8.Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формывыбираютсявсоответствии с региональными,культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическимиусловиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)

9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобыизучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).

1.3.        Ожидаемые результаты реализации программы

Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задачпрограммы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:

  • создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей,  установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
  • сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения  по вопросам воспитания обучения  и развития детей;
  • сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
  • родителитранслируют собственный положительный опытсемейного воспитания;
  • улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

2. Содержательный раздел

2.1. Общая характеристика программы

 Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.

     Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.

Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.

2.2.Основные формы и направления работы пореализации программы

Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:

  • Информационно – аналитическое

 Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.

  • Познавательное

Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания  и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.

  • Наглядно – информационное

Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.

  • Организационно-методическое (досуговое)

Цель: способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.

В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя ссемьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Таблица 1

Основные формы работы с родителями при реализации программы

Формы работы с родителями

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

Информационно-аналитические

Анкетирование

Беседа

Наблюдение

Социологический срез, опрос

«Почта (телефон) доверия»

Познавательные

Родительское собрание

Консультация

Тематическая беседа

Круглый стол

Семинар-практикум

Тренинг

Педагогическая гостиная

Проектная деятельность

«Вечер вопрос и ответов»

Мастер-класс

Творческая мастерская

Наглядно-информационные

Папка-передвижка

Информационный стенд

Выставка детских работ

Фотовыставка

Брошюра, памятка, буклет

Сайт детского сада

День открытых дверей

Открытый просмотр занятий

Презентация

Видеоролик

Выставка семейных газет и плакатов

Досуговые

Совместный праздник, развлечение, утренник

Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах

Совместная прогулка,  экскурсия

2.3. Этапы реализации программы

Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:

Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц

Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

На данном этапе:

- изучается методическая литература по теме;

- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;

- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;

- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;

- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

Второй этап – основной (практический), 9 месяцев

Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. 

Третий этап – заключительный , 2 месяца

Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

2.4. Перспективное планирование работы с родителями

Тематический план работы в старшей группе

№ Месяц Мероприятие, цель мероприятия

1. Сентябрь 1. Консультация медсестры «ОРВИ и ОРЗ - типичные осенние заболевания детей».

2. Консультации «Любим овощи и фрукты, витаминные продукты»

3. Памятка «Пять правил детского питания»

4. Памятка «Как не надо кормить ребенка», «Семь великих и обязательных не».

Консультации «Световозвращающиеэлемнты» наша безопасность в темное время суток. «Пристегните ремни» обязательное условие при перевозке детей.

2. Октябрь 1. Предложить родителям совместно с детьми дидактические карточки для изучения уровня знаний детей.

2. Предложить составить с детьми букеты или композиции из осенних листьев.

3. Экскурсии с родителями на дачу, в овощной киоск. Рассматривание овощей и фруктов.

4. Изготовление костюмов и атрибутов для осеннего праздника.

5. Участие в выставке совместных работ «Золотая осень»

6. Анкета «Питание в семье».

7. Картотека игр на тему осени, фрукты, овощи.

3. Ноябрь 1. Консультация «Ребёнок и домашний питомец».

2. Родительское собрание «Развитие речи дошкольников». С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

3. Консультации «Учите детей говорить правильно» стр. 157 С. В. Чиркова.

4. Консультация «Дом в котором мы живём - семейные традиции».

5. Предложить родителям выучить с детьми загадки о животных, сделать книжку-малышку про животное, которое живёт у них дома, про диких животных, птиц.

6. Создание библиотечки мудрых мыслей, цитат высказываний известных ученых деятелей педагогики для родителей по проблемам детей и детства.

7. Памятка: «Развитие речи ребенка».

8. Тестирование родителей: «Я и мой ребенок»

4. Декабрь 1. Практикум «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».

2. Родительские собрания в детском саду.

3. Консультации «Как отмечать с ребенком праздник», «Чем занять ребенка в праздничные дни».

4. Беседа о соблюдении правил безопасности при встрече Нового года.

5. Предложить родителям на улице наблюдать с детьми за зимующими птицами, покармливать их.

6. Привлечь родителей к совместному с детьми изготовлению кормушек для птиц.

7. Конкурс – выставка «Что за чудо снегири».

8. Провести акцию «Берегите Ёлочку»

9. Привлечь родителей к изготовлению новогодних костюмов к утреннику и разучить стихи к утреннику.

5. Январь 1. Памятка: «Влияние родительских установок на развитие детей».

2. Порекомендовать рассмотреть дома с детьми новогодние открытки, присланные членам семьи в разные годы, привлечь детей к написанию (оформлению) открыток родным и близким.

3. Консультация «Ура каникулы» - безопасность на улице.

4. Картотека игр с целью с целью установления дружеских отношений между детьми, развития коммуникативных навыков у детей.

5. Привлечение родителей к изготовлению декораций для детского праздника.

6. Памятка для родителей «Как одевать ребёнка на прогулку зимой».

7. Обновление информационного уголка для родителей.

8. Памятка: «Профилактика гриппа и ОРЗ в зимний период».

6. Февраль 1. Конультация «Народные средства лечения простудных заболеваний».

3. Консультация: «Полезные привычки». С. В. Чиркова Родительские собрания в детском саду.

4. Консультация «Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду».

5. Мини – тренинг «Способы эффективного взаимодействия с детьми, с учетом их возрастных особенностей».

6. Беседа «Как приучить малыша к вежливости».

7. Беседа «Ребенок в обществе: потенциальные опасности».

8. Практикум «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

9. Анкетирование с целью определения круга проблем, возникающих при воспитании детей в семье».

10. Совместная акция «Покорми птиц зимой».

11. Подбор для родителей библиотечки семейного чтения на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», «Важность совместного время проведения и общего досуга».

12. Спортивно – развлекательный вечер «Защитники отечества».

7. Март 1. Консультация «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей».

4. Консультаци – практикум «Сказка в жизни ребенка. Как рассказывать сказку и помочь ребенку понять ее».

5. Консльтация – практикум «Растим здорового человека».

6. Консультация «Как приучить ребенка к опрятности и аккуратности?»

7. Консультация «О правильном питании дошкольника».

8. Беседа «Как воспитать у детей любовь к семье, матери?»

9. Выставка детских рисунков «Мамочка моя самая красивая».

10. Утренник в честь дня 8 марта.

11. Совместное изготовление стенгазеты.

12. Памятка «О материнской любви и ласке».

13. Подбор библиотечки стихов, рассказов, песен о родном городе для чтения в семейном кругу.

14. Наглядная информация в родительский уголок «Наши пальчики играли», пальчиковый театр своими руками.

15. Рекомендация «Как предупредить весенний авитаминоз?»

16. Оформление фотовыставки: «А вам слабо?»

8. Апрель 1. Медицинская консультация «Укусы насекомых. Первая помощь».

2. Как организовать весеннюю прогулку с малышами?»

3. Консультация «Профилактика заболеваемости в весенний период».

4. Консультация «Расскажите детям о весне».

5. Беседа «Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?»

6. Беседа «Почему ребенок не слушается в семье, а в д/саду самый послушный?»

7. Беседа «Что обозначает понятие «доброта» в наши дни? Как воспитывать ребенка добрым

8. Организация трудового десанта на территории детского сада.

9. Составлении альбома «Копилка добрых дел».

10. Оформление папки-передвижки «Как мы можем помочь другим»

11. Подбор библиотечки стихов, рассказов, песен о весне для чтения в семейном кругу.

12. Оформление стенда для родителей «Чему мы научились за год. Я сам!»

9. Май 1. .Привитие навыков по ОБЖ детям дошкольного возраста.

2. Консультация «Безопасность дошкольников в быту».

3. Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения детей.

4. Консультация «Безопасность детей – забота взрослых».

5. Консультация «Права детей».

6. Консультация «Откройте детям удивительный мир природы».

7.«День Победы!» рассказы родителей о воевавших родственниках на тематическом занятии.

8. Конкурс семейного рисунка на тему «С огнём играть опасно - это всем должно быть ясно».

9. Конкурс поделок совместно с родителями «Мир насекомых».

10. Работа с родителями на территории ДОУ, разбивка клумб, посадка цветов. Привлечение детей к труду на огороде.

11 .Наглядная информация «…И в мирном мире жить»

12. Листовка – обращение: «Выполняем правила дорожного движения».

13. Проведение инструктажа родителей по ПДД.

14. Памятка «Ответственность за оставления детей без присмотра в машине».

15. Информация по соблюдению правил пожарной безопасности в общественных местах и дома.

16. Наглядная информация: «Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

17. Памятка «Формирование навыков безопасного поведения в природе у дошкольников».

Тематический план работы в подготовительной группе

№ Месяц Мероприятие, цель мероприятия

1. Сентябрь 1. Групповое родительское собрание: «Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год. Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей6-7лет.

2. Фотовыставка «Вот и лето прошло».

Привлечь родителей поделиться опытом общения с ребенком в летнее время.

3. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей.

3. Консультация «Всё о развитии детской речи». Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.

4. Папка-передвижка для родителей «Мы работаем по ФГОС». Познакомить с новым направлением в ДОУ.

5. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно.

6. Мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок». Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования, для спортивного уголка в детском саду и дома.

2. Октябрь 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

3. Семинар - практикум

«Витаминный календарь». Рассказать родителям о правильном питании дома. Познакомить с рецептами приготовление различных блюд из овощей и фруктов.

4. Коллаж для родителей «Произведения К. И Чуковского». Рисунки родителей и детей. Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности.

5. Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени». Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать интерес в общении детей и родителей.

3. Ноябрь Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей.

2. Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье». Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

3. Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.

4. Папка передвижка «День матери». Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Воспитание любви к матери.

5. Семинар – практикум «Семья глазами ребенка». • Распространение педагогических знаний среди родителей.

• Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

4. Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора». Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка.

4. Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками». Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году.

5. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин». Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать творческие способности.

5. Январь 1. Консультация «Гиперактивные дети».

Познакомить родителей с особенностями воспитания гиперактивных детей.

Дать рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.

2. Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».

Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей

3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!» Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

4. Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье». Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей.

5. Беседа: «Чем и как занять ребенка дома?»

Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье.

6. Февраль 1. Выставка детских рисунков, тема: «Портрет моего папы». Повысить роль папы в воспитании детей. Воспитывать чувство патриотизма.

2. Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой».

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада

3. Энциклопедия здоровья. «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.

4. Конкурс построек из снега «Город мечты». Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. Развитие творческих способностей.

5. Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье». Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

7. Март 1. Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама, моё солнышко». Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритет семейного воспитания детей.

2. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.

3. Родительская гостиная «Семейные традиции». Знакомство родителей с традициями детского сада. Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей.

Родители расскажут о семейных традициях.

4. Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге». Развивать интерес у семьи к книге.

5. Консультация «Всё о компьютерных играх». Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

6. Семинар – практикум «Изготовление поделок из природного материала». Дать практические советы по изготовлению поделок из природного материала. Развивать творческие способности детей и родителей.

8. Апрель 1. Педагогический всеобуч «Музыка и дети». Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах музыкального воспитания детей.

2. День земли. Папка передвижка «Посмотри и удивись!» (загадки, пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой.

Оформление огорода на окне. Углублять экологические знания родителей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Доставить детям и родителям радость от общения с природой.

3. Физкультурный досуг «Полет в космос». Сплочение родителей детей.

Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.

Пропаганда активных форм отдыха.

4. Консультация «Веселая скакалочка».

Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой.

5. Акция «Пусть цветёт наш детский сад!». Раскрыть личное отношение каждого к проблеме, проявить творческое трудолюбие; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру; бережное, заботливое отношение к природе. Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка.

9. Май 1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» с просмотром открытого НОД по математики для родителей.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

2. Консультация: «Как выбрать место для летнего отдыха». Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период.

3. Папка передвижка «День Победы». Развитие чувство патриотизма в семье.

4. Выставка рисунков «Мир в рисунках детей». Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

II. Система диагностикидостижения планируемых результатов освоения программы


Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи, выявление
проблем, поиск путей их решения так же совместно силами ДОУ и
родителей - все подчинено одной цели - гармоничного развития ребенка
через развитие семьи в целом.

Система диагностики результативности программы предполагает изучение психолого-педагогической компетентности родителей, а также активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, в том числе и в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания.

  1. Изучениепсихолого-педагогическойкомпетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.

Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
Анкета для родителей № 1

Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.

Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметитьгалочками:
- На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
1) слушаете передачи по телевидению;
2) на основе устных рекомендаций педагогов;
3) читаете информационные стенды детского сада;
4) черпаете опыт у ближайших знакомых;
5) используете жизненный опыт своей семьи;
6) читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки;
7) используете интернет - ресурсы.

Анкета для родителей №2
Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье

Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)?
2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)?
4. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
5. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)?
6. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)?
7. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)?
8. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
9. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
10. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
11. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
12. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
13. Налажена ли в вашей семье согласованность всех е
ё членов в системевоспитательных воздействий к ребёнку?

Анкета для родителей №3

Цель:  оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений междуДОУ и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенныевопросы:
1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей?
2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду?
3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей?
4. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям?
5. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам?
6. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей?
7. Ваши предложения по эффективности взаимодействия детского сада семьей.

   Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный и качественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 2.

1- 3 показатели: по результатам анкеты №1, и наблюдений;

4- 6 показатели: по результатам анкеты №3, и наблюдений;

7 - 8 показатели: по результатам анкеты №2;

9, 10, 11 показатели по результатам наблюдений и индивидуальныхбесед.

Таблица 2

Оценка психолого-педагогической компетентности родителей

№ п/п

Показатели

Результаты диагностики на начало года

Результаты диагностики на конец года

1.

Позитивное отношение родителей к источникам

информации, предоставляемых детским садом

2.

Наличие в семье педагогической литературы,

использование интернет - ресурсов

3.

Не испытывают затруднения в общении с педагогом

4.

Имеют представления о содержании воспитания,

образования детей в детском саду

5.

Положительно оценивают взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

6.

Активность по внесению предложений по повышению эффективности взаимодействия детского сада с семьей

7

Согласованность всех членов семьи в системе

воспитательных воздействий к ребёнку

8.

Комфортные, гармоничные детско-родительские

отношения в семье; высокая степень вовлеченности родителя и ребёнка

9.

Самостоятельно замечают, адекватно оценивают и

проявляют озабоченность в решении коррекции

имеющейся проблемы развития ребёнка

10.

В общении с педагогами чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, понимающими друг друга.

11.

Проявление интереса к жизни ребенка в условиях

детского сада

2. Выявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания

Методы изучения: изучение протоколов родительских собраний, наблюдение и фиксация участников проектов, праздничных досугов, семинаров, мастер-классов и т.д.

Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 3.

Таблица 3

Оценка активности родителей в мероприятиях ДОУ,  в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания

№ п/п

Показатели

Результаты диагностики на начало года

Результаты диагностики на конец года

1.

Посещение родительских собраний

2.

Родители, выполняющие рекомендации,

советы педагогов ДОУ

3.

Посещение родителями детских

мероприятий, недели открытых дверей

4.

Оказание помощи в оформлении,

оборудования групповой комнаты,

участка ДОУ, в подготовке к праздникам

5.

Участие в пропаганде собственного

положительного опыта семейного воспитания

   Диагностика результативности программы проводится ежегодно в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).  Данные заносятся в таблицу 2,3 , что поможет в осуществлении сравнительного анализа. Низким уровнем результативности программы будет считаться, если рост показателей ниже 10%, средним – от 10 до 20% , высоким уровнем результативности реализации программы будет считаться, если наблюдается рост  показателей не менее чем на 20% ежегодно.

4.        Методическое обеспечение программы

4.1.Законодательно-нормативное обеспечение программы:

4.2. Список используемой литературы:

1. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.:ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.

2. Доронова Т.Н.  Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.Пособие для работников дошкольных образовательныхучреждений.– М., 2002. - 120 с.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.

4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

7.Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с

8. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 № 1.- С.87-98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2. Методическое обеспечение рабочих программ. Планирование работы с родителями

Методическое обеспечение рабочих программ. Планирование работы с родителями...

Рабочие программы по работе с родителями

Данные программы позволят направить и систематизировать работу с родителями....

Рабочая программа по работе с родителями

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родит...

Рабочая программа по работе с родителями на год ( Подготовительная группа)

План работы с родителями(подготовительная группа)Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обе...

Рабочая программа по сотрудничеству с родителями "Воспитываем вместе"

Рабочая программа по сотрудничеству с родителями "Воспитываем вместе" (подготовительная группа)...

3. Методическое обеспечение рабочих программ (планирование работы с родителями)

Методическое обеспечение рабочих программ (планирование работы с родителями)...

Программа по работе с родителями "Мы вместе"

Программа по работе с родителями "Мы вместе"...