Статья «Внедрение и использование проектной деятельности в воспитательной работе».
статья (старшая группа)

Багдасарян Айкануш Армавировна

Актуальность проектной технологии в наше время очевидна. Задача современных дошкольных учреждений состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня». Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышление, творческое воображение, фантазию, способность к самоорганизации, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность воспитанников в жизни коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ШКОЛА № 8 (дошкольное отделение)

Московская область, г.о. Серпухов

СТАТЬЯ

 «Внедрение и использование проектной деятельности в воспитательной работе».

                                                                        Подготовила:  

Воспитатель: Багдасарян

Айкануш Армавировна

  

                                   г.о. Серпухов, 2023г.

   

                                                                                                                                                       

 «Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь». 

     Актуальность проектной технологии в наше время очевидна.

    Задача современных дошкольных учреждений состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».    

     Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышление, творческое воображение, фантазию, способность к самоорганизации, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.                

     Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность воспитанников в жизни коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. С реализацией проекта дети познают окружающий мир, учатся строить социальные отношения, реализуют свои творческие замыслы.      

 Технология проектного метода позволяет детям научиться работать в команде, вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Проект который реализуют дети, должен вызвать у них энтузиазм и увлекать. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, принимать решения и нести за них ответственность. У детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки. В образовательном процессе проект востребован не только как технология планирования действий и распределения усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и эмоциональное развитие участников проекта. Развивающий потенциал проекта, определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых. Проект объединяет различные образовательные области и направления детской деятельности, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал. В проектной деятельности педагог выступает как организатор детской продуктивной деятельности, являясь источником информации, консультантом, экспертом, партнером детей и помощником в их саморазвитии. В результате реализации проектов дети осваивают нетрадиционные техники продуктивной деятельности, самостоятельно и творчески работают с различными материалами, становятся более уверенными. Расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас, формируется чувство ответственности. Использование проектной деятельности в работе способствует повышению самооценки у детей. Участвуя в проекте каждый ребенок ощущает значимость, видит свои вклад в общее дело, радуется своим успехам.

 В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность» как минимум в следующих ситуациях:

  • когда необходимо заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми;
  • когда необходимо открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины, и, прежде всего, искать причины в себе;
  • когда необходимо согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество (цель - средство) в общей работе;
  • когда необходима творческая самомобилизация. Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков – составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования.

Проект – это 6 «П»:

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио.

Существует классификация проектов:

По доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированные

(это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность),

  • исследовательские

 ( Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента),

  • информационные

(это тип проекта, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию),

  • творческие

 (Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж),

  • ролевые

(Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметит в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью).

По продолжительности:

  • краткосрочный (5 дней);
  • среднесрочный (10-15 дней);
  • долгосрочный (до года).

По количеству участников:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • групповые;

По форме продукта:

  • газета, стенгазета,
  • буклет, журнал,
  • коллаж,
  • концерт,
  • спектакль,
  • Мастер-класс,
  • конкурс рисунков,
  • сборник сочинений,
  • мультимедийный продукт и т.д.

В воспитательной работе используются чаще всего групповые, творческие, исследовательские, информационные. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (праздник, подготовленное выступление, презентация, творческая работа).

Результаты внедрения проектной деятельности в воспитательный процесс:

 1. Умение работать с информацией;

2. Опыт целеполагания;

3. Ребёнок приобрёл опыт планирования;

4. Расширение кругозора;

5. Развитие мышления;

6. Развитие эмоциональной сферы;

7. Опыт публичного выступления.

Ожидаемые результаты проектной деятельности в воспитательном процессе.     

Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности это накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все используемые проекты, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

Через проектную деятельность дети учатся работать в команде , вовлекаются в творческий процесс. В проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.

В проектной деятельности активно задействуются все механизмы развития личности:  

  • Умение работать с информацией;
  • Опыт целеполагания;
  • Ребёнок приобрёл опыт планирования;
  • Расширение кругозора;
  • Развитие мышления;
  • Развитие эмоциональной сферы;
  • Опыт публичного выступления.

Рефлексия.

      Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков – составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования.

И важно помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией.

Из опыта работы:

Совместная работа педагогов и родителей для создания детско-родительского проекта:

«Моя семья – моя родословная»

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – это все те качества, которые будут способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которой играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

При опросе детей выявилась проблема, не все дети знают домашний адрес, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, близких родственников, их профессии. Мало кто может рассказать о традициях, реликвиях своей семьи. Забыты такие понятия, как «род», «родословная», «предки».

Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости восполнить пробел с помощью проведения проекта «Моя семья- моя родословная» вместе с детьми и их родителями. Для этого мы ознакомили родителей с целью, задачами и предполагаемыми результатами, получили согласие и помощь в реализации проекта, в котором они смогут почувствовать себя полноценными участниками педагогического процесса.

Проект знакомит детей с семьей, как с явлением общественной жизни, её назначением и особенностями на достигнутом их понимании уровне. В ходе работы над проектом дети отвечают на проблемные вопросы, занимаются поисковой деятельностью; читают стихи, пословицы и поговорки, рисуют, составляют рассказы, изучают семейные альбомы, родословную.

Итак, какие задачи мы решаем в нашем проекте:

Образовательные:

Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.

Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.

Закрепить знания о профессиях членов семьи.

Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.

Расширить кругозор, обогащая словарный запас детей терминами родственных отношений.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.

Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.

Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью.

Воспитательные:

Воспитание нравственности, уважение к старшему поколению, заботливое отношение к родным и близким.

Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.

Дать понятие о народных семейных традициях, совместного труда и отдыха.

Для работы по проекту использовала следующие формы:

Подбор методической литературы по данной теме;

Диагностическое исследование по выявлению знаний  детей о своей семье;

Подбор художественной литературы (стихи, рассказы,

сказки) и произведений устного народного творчества (пословиц, поговорок) по теме «Семья»;

Подбор иллюстративного материала;

Подбор дидактических, развивающих игр по данной теме;

Подбор материала для продуктивной деятельности;

Создание предметно-развивающей среды в группе;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Составление плана работы проекта.

В рамках проекта «Моя родословная», родители внесли свою ощутимую лепту:

Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей.

Беседы с детьми об истории своей семьи.

Рассказ о своём детстве, школьных годах, о профессии.

«Тематические экскурсии по Серпухову», «Стихи, пословицы, поговорки о семье».

Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», Л.Толстой «Старый Дед и внучок», «Честное слово».

Просмотр видеофильмов: «Цветик-семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».

Совместное составление «Генеалогического древа».

Модель образовательного процесса выстроила таким образом:

Познавательно-речевое занятие «Наши имена и фамилии..»;

Дидактические игры: «Цепочка поколений», «Кто старше»;

Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье; «Как я помогаю дома»;

4. Совместное рассматривание семейных альбомов;

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья»;

6. Конструирование «Дом в котором я живу»;

7. Чтение художественной литературы о семье;

8. Пальчиковые игры: «Семья», «Мамин праздник»;

9. Ролевое проигрывание семейных ситуаций;

10.Физкультминутки про семью «Три медведя»;

11. Речевая игра «Кто как трудится в семье?».

12. Консультация для родителей «Как сделать древо?»;

13. Выставка рисунков: «Моя семья»;

14. Выставка «Генеалогическое древо моей семьи»;

15. Презентация проекта: Генеалогическое древо «Моя семья».

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате  мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат.

По итогам данного проекта дети знают свое имя, отчество, домашний адрес;

Имя, отчество, фамилию, своих родителей, бабушек и дедушек.

Имеют представления о родственных отношениях.

Составляют рассказ о семейных традициях, реликвиях.

Проявляют заботу и уважение ко всем членам семьи, уважительно относятся к их труду.

У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, произошло укрепление внутрисемейных связей воспитанников – улучшились взаимоотношения между детьми, родителями, бабушками, дедушками; 

Родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2010

2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010, № 9, с.177-180.

5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2010.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 2010, № 6, с.34-47.

7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 2010

8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 2010

9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 2011.

10. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Презентация по теме: "Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Изготовление коллективного коллажа: «Мы гуляем по Москве» "

Использование нетрадиционных методик, а именно проектного метода, в логопедической работе с  дошольниками, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решить ряд  коррекционных, образовательн...

Статья на тему: Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по...

Использование проектной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками.

С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям мною был разработан и реализован профориентационный проект «В мир...

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...