Картотека дидактических игр старшей группы
картотека (старшая группа)

Ташина Александра Александровна

Картотека дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx58.9 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста

1. «Что в корзинку мы берем».

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры:

У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

2. «Вершки – корешки»

Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры:

 Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно

3. Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дидактическая  задача:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры:

 Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

4. «Угадай, что в мешочке?»

Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры:

 Достаем из мешочка предмет, ощупываем его,  назовем  его характерные признаки.

5. «Природа и человек»

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой,  уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»?-  спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»?-  спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

6. «Выбери нужное»

Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: 

На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

7. «Где снежинки?»

Дидактическая задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант№ 1

 Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

- Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

- Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант№ 2.

 Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

8. «С какой ветки детки?»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры:

 Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

9. «Прилетели птицы»

Дидактическая задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры:

  Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например:  Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

10. «Когда это бывает?»

Дидактическая задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы:  на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры:

 Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

11. «Звери, птицы, рыбы»

Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

12. «Угадай, что где растет»

Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

13. «Весной, летом, осенью»

Дидактическая задача:  уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

14. «Сложи животное»

Дидактическая  задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры:

 Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

15. «Что из чего сделано?»

Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.

Ход игры: 

Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

16. «Угадай – ка»

Дидактическая задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры:

На столе перед каждым ребенком лежат картинки-  отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

17. «Съедобное – несъедобное»

Дидактическая  задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры:

 На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

18. «Назови три предмета»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: 

Воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом.

- Ромашка, роза, василек.

19. «Цветочный магазин»

Дидактическая задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: 

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

20. «Четвертый лишний»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры:

Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

-  заяц, еж, лиса, шмель;

- трясогузка, паук, скворец, сорока;

-  бабочка, стрекоза, енот, пчела;

- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

-  пчела, стрекоза, енот, пчела;

-  кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

- таракан, муха, пчела, майский жук;

- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

-  лягушка, комар, жук, бабочка;

 -  стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

21. «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры:

 В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

22. «Полезные – неполезные»

Дидактическая задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: 

На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

23. «Узнай и назови»

Дидактическая задача: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры:

Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

24. «Что я за зверь?»

Дидактическая задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры:

 В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

 Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

25. «Назовите растение»

Дидактическая задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры:

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

26. «Кто где живёт»

Дидактическая задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры:

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

27. «Летает, плавает, бегает»

Дидактическая задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: 

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

28. «Береги природу»

Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры:

 На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например,  убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

29. «Цепочка»

Дидактическая задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: 

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

30. «Что было бы, если из леса исчезли…»

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход  игры:

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

31. «Ходят капельки по кругу»

Дидактическая задача: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

-Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

31. «Я знаю»

Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры:

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

32. «Что это такое?»

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: 

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например, «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

33. «Узнай птицу по силуэту»

Дидактическая задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: 

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

34. «Живое – неживое»

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: 

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

35. «Что нужно ученику?»

Дидактическая задача: знакомить детей с учебными принадлежностями ученика подготовительного класса, учить содержать их в порядке и уметь быстро подготовить к уроку (по математике, чтению, труду, физкультуре, рисованию, ритмике). Закреплять правила поведения в школе, в классе, на уроке, во время перемены, в столовой, на площадке.

Игровые задания:

1.Дети называют, какие принадлежности нужны ученику.

2.По сигналу воспитателя ребята каждого ряда стараются быстро и правильно подготовить пособия к определенному уроку. Тот ряд, который справится первым, получает флажок.

3.Распределившись на группы, дети изображают игровые ситуации типа «Мы на перемене» (в столовой, в физкультурном зале и др.).

Оборудование. Школьные принадлежности, фишки для награждения.

36. «Что изменилось?»

Цель: В процессе игры закреплять понятия - выше, ниже, между, правее (справа), левее (слева). Воспитывать внимание, наблюдательность.

Игровые задания:

1.Познакомить с игрушками, расположенными на столе, на полках; определить их место по отношению одна к другой.

2.После замены игрушек, изменения их места, рассказать, что изменилось.

3.Найти изменения, происшедшие в групповой комнате (классе).

Оборудование. Игрушки, фишки для награждения.

37. «Сложи целое из частей»

Цель: Учить складывать геометрические фигуры из отдельных частей; развивать у детей глазомер, координацию движений. Воспитывать сметливость.

Игровые задания:

1.Рассмотреть геометрические фигуры (образцы), назвать их.

2.По заданию воспитателя складывать целые фигуры из отдельных частей.

3.Самостоятельные игры: а) кто составит больше фигур за определенное время; б) у кого красивее узор из геометрических фигур.

Оборудование. Плоские геометрические фигуры, их части (разного цвета), фишки.

38. «Загадай, мы отгадаем»

Цель: В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.

Игровое задание: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус, запах. Водящий по описанию должен узнать растение.

Оборудование. Овощи, фрукты, ягоды, листья (в натуре или в изображении на картинках), фишки для награждения.

39. «Что у тебя?»

  Цель: Учить детей составлять предложение на определенную тему.

Игровое задание: Каждый ребенок получает конверт (мешочек), в котором находится небольшой предмет (игрушка). Нужно составить предложение с названием предмета, который он получил. По сигналу ведущего говорит свое предложение.

Игра повторяется 3—4 раза.

Оборудование. Конверты (мешочки) с предметами или игрушками, фишки.

40. «Придумай предложение»

Цель: Учить составлять предложения со словом, заданным в определенной форме; развивать речевую активность.

Игровое задание:  Воспитатель называет слово, а ребенок составляет с ним предложение. Например, слово «недалеко» — предложение: «# живу недалеко от детского сада» (слова могут быть разных форм: маме, зимой, пришел, хорошим и др.).

Кто из детей ошибся, платит фант, а за правильный ответ получает фишку.

Оборудование. Сюжетные картинки, фишки.

40. «Занимательные игры — головоломки»

Цель: Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей.

Игровое задание:

1.Составить два квадрата из семи палочек.

2.Из нескольких геометрических форм составить нужный рисунок.

3.Назвать быстро: 5 различных имен девочек; 5 имен мальчиков; 5 цветков; 5 домашних животных; 5 предметов, необходимых ученику.

5.Кто сумеет расположить 3 палочки разными способами? Кто выполнит задание с 4 и 5 палочками?

Оборудование. Счетные палочки, образцы узоров для составления, фишки.

41. «Что кому нужно?»

Цель. В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.

Игровое задание. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.)- Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Оборудование. Иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения.

42. «Радуга»

Цель. В игре закреплять представления детей об основных и дополнительных цветах.

Игровые задания.

1.Дети раскладывают палочки так, чтобы получилась радуга — солнечный спектр — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета.

2.Отбирают палочки, окрашенные в основные цвета, подбирают к ним дополнительные цвета.

3.Надевают шапочки (цветов спектра) и по сигналу ведущего «Солнышко!» бегают («гуляют») по всей площадке; на сигнал «Дождик!» собираются в «радугу» и произносят слова:

А я радуга-дуга и высока, и туга,

Дам вам дождичка полно ведрышко.

Оборудование. Репродукция с изображением радуги, разноцветные палочки, шапочки.

43. «Что изменилось? (чего не стало?)»

Цель. Учить детей описывать игрушку (предмет) по памяти, развивать зрительную память.

Игровые задания.

1.Дети запоминают все игрушки (предметы), находящиеся на столе. Ведущий прячет игрушку или меняет ее положение, а дети (по одному или вместе) узнают, что изменилось (или чего не стало). Называют игрушку и описывают ее.

2.Называя или описывая новую игрушку, необходимо указать, как и в какие игры можно с ней играть.

3.Игры с новыми игрушками.

Оборудование. Игрушки.

44. «Танграм» (геометрический конструктор)

Цель. Учить детей воссоздавать из геометрических форм несложные фигуры: зайчика, петушка, птички и др., пользуясь 7 фигурками. Предложить рассказать, как ребенок думает выполнять задание, а потом проверить правильность решения. Искать мути решения задач коллективно, дать возможность всем играющим детям высказаться.

Вариант. На листке клетчатой бумаги сделать плакат из различных геометрических фигур (сюжетную картинку).

Оборудование. Геометрический конструктор, листы клетчатой бумаги, простые карандаши (ручки).

45. «Магазин самообслуживания»

Цель. Закреплять у детей знание порядкового счета, состав числа. Развивать речь и мышление.

Игровые задания.

1.Выбрать в магазине нужные овощи и фрукты; подсчитать их стоимость и оплатить в кассу; полученный у кассира чек отдать контролеру.

2.Назвать продукты и рассказать, что из них можно приготовить.

Оборудование. Атрибуты для игры «Магазин».

46. «Дополни предложение»

Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

Игровое задание. Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение. Например: Мама купила… книжки (тетради, игрушку, конфеты).

Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.

Оборудование. Фишки.

47. «Подбери слово»

Цель. Находить слова с нужным звуком (буквой) в начале, середине, конце слова.

Игровое задание. Назвать слова с нужным звуком [к] или [с’]. Читать слова с нужной буквой. За правильный ответ — фишка (флажок).

Кто назвал и прочитал больше слов?

Оборудование. Касса букв, слоговая таблица, фишки.

48. «Считай дальше»

Цель. В игре закреплять количественный и порядковый счет (от 1 до 10).

Игровые задания.

1.«Продолжи счет».

2.«Посчитай, сколько яблок в корзине».

3.«Назови свое место в строю» (дети каждой подгруппы становятся друг за другом).

4.«Выполни задание» (ведущий предлагает: «4-й принесет 6 шишек»; «7-й сделает 5 прыжков» и др.).

5.«Я назову число, а вы назовите предмет, который со держит это число. Например, я скажу «пять» (на руке пять пальцев, пять уголков на салфетке и др.).

Оборудование. Мелкий счетный материал, фишки, вымпел победившей команде.

49. «День рождения куклы Тани»

Цель. В игре закреплять навыки культурного поведения, воспитывать внимательное отношение к товарищам, стремление про являть о них заботу.

Игровые задания.

1.Кукла Таня приглашает детей на день рождения.

2.Дети вместе обсуждают, какой подарок они подготовили имениннице (игрушку-самоделку, представление и др.).

3.Кукла Таня принимает гостей.

4.Вручение подарка.

5.Угощение.

6.Совместные игры.

Оборудование. Кукла, игрушки-самоделки, костюмы, грамзапись.

50. «Угощаем кукол»

Цель. Закреплять умение делить предмет на равные части.

Игровые задания.

1.Делить предмет на 2, 4, 8 равных частей (на глаз); оценивать работу (сравнивать, анализировать).

2.«Угощение кукол» (закреплять навыки культурного поведения за столом).

Оборудование. Куклы, яблоко, морковка, кусок хлеба, нож.

51. «Узнай и повтори»

Цель. Учить различать по тембру звучание музыкальных инструментов.

Игровые задания.

1.Дети определяют инструмент, на котором воспитатель или ребенок исполняет знакомую мелодию (инструмент находится за ширмой).

2.Ребенку, правильно назвавшему инструмент, на кото ром играли, предлагается проиграть на нем прослушанную или новую мелодию.

3.Остальные участники игры исполняют под музыку разнообразные движения.

Вариант игры. Дети, отгадавшие по звучанию инструмент, организуют оркестр.

Оборудование. Ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, бубны, металлофоны, ширма, фонограмма.

52. «Маленький и большой»

Цель. Различать предметы по величине. Развивать зрительное восприятие.

Игровые задания.

1.Дети одной группы выбирают карточки с изображением, например, арбуза от большого его размера до маленького, а другой группы — от большого до маленького домика. Но сигналу воспитателя каждая группа быстро расставляет карточки от большого предмета к маленькому (или наоборот). Выигрывает группа, которая выполнит задание правильно и быстро.

2.Дети называют предметы маленького размера и большого (находят в ближайшем окружении).

3.По сигналу воспитателя обе группы должны построиться и колонны по росту. Победившая группа проходит круг почета.

Оборудование. Карточки с изображением предметов.

53. «Дополни рисунок»

Цель. Учить детей находить самостоятельно способы раскрытия сюжета; располагать предметы, персонажи на всей поверхности доски (листа); передавать их соотношение по величине. Развить фантазию, образное мышление.

Игровые задания.

1.Воспитатель изображает на доске (листе) цветными мелки ми отдельные элементы сюжета (на одной половине доски для одной группы, на другой — для другой группы играющих). Дети из каждой группы, выходя по одному и дополняя рисунок друг друга, готовят «картину».

2.Анализ готовой работы. Дать название «картине». Авторы наиболее интересных работ получают призы (например, наборы открыток).

Оборудование. Цветные мелки, наборы открыток (коробка карандашей, фломастеры и др.).

54. «Найди дерево»

Цель. Отмечать зимние признаки деревьев: общая форма дерева, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры. Учить распознавать деревья по перечисленным признакам.

Игровые задания.

1.Рассмотреть деревья в парке (сквере, на участке). Обратить внимание на ствол и цвет коры, расположение ветвей дерева. Вспомнить, какие листья были у дерева летом и осенью; рассмотреть сохранившиеся семена; послушать, как шумят оставшиеся сухие листья.

2.Воспитатель (ребенок) описывает дерево, а дети узнают его.

3.Подвижная игра «К названному дереву — беги!» По сигналу ведущего «Раз, два, три — к дубу (тополю, липе) — беги!» дети бегут к названному дереву, а ловишка старается поймать тех, кто не стоит у нужного дерева.

Оборудование. Карточки с изображением деревьев летом и осенью (береза плакучая или бородавчатая, вяз, дуб, ель, клен, липа, лиственница, ольха, осина, рябина, сосна, тополь, ясень, черемуха, калина).

55. «Учись красиво говорить»

Цель. Овладевать средствами художественной выразительности речи (сравнения, синонимы, антонимы).

Игровые задания.

1.Придумать сравнения к слову (например, к слову снег: снег лежит, как одеяло; снег на солнце сверкает, как разноцветные звездочки-огоньки и др.).

2.Найти определения к слову, например, снег (снег белый, липкий и др.). Выделить поэтические определения в стихотворении, например, И. Суриков «Зима».

3.Придумать слова с противоположным значением, например: мягко — жестко, маленький — большой, радоваться — горевать и т. д.

4.Составить сказку (стихотворение, рассказ) с употреблением определенных слов, например: красивый, помогать, сверкает, горевать.

Кто назовет больше слов, чтобы красиво описать явление, предмет, составит интересную сказку, тот выигрывает (конфету, картинку, карандаш, игрушку и др.).

Оборудование. Сюжетные картинки, карточки с набором слов, детские художественные книги, сувениры для награждения.

56. «Поставь букву»

Цель. Упражнять детей в чтении слов.

Игровые задания.

1.Воспитатель выкладывает на доске - ак, - ок, - ов и другие слоги, а дети добавляют первую букву, чтобы получилось слово (мак, рак, бак, жук, лук, сук; ров, зов и др.), третью букву слова (ма-, ко-, со-,  ро- и др.), пропущенную букву н середине слова (ча…ы, ра…а, ко…а и др.).

2.Воспитатель выкладывает на доске слова, строки знакомого детям стихотворения, в которых «делает» ошибки. Ребенок должен найти ошибку и исправить ее (поменять бук вы местами, поставить другую букву).

За каждое выполненное задание ребенок получает фишку.

57. «Загадка в стихах»

Оборудование. Карточки с заданием (букву можно дописывать), слоговая таблица, буквы разрезной азбуки (слова можно выкладывать на столах), фишки.

Цель. В прослушанные стихотворные строки вставлять слова по смыслу.

Игровые задания.

1.Предлагаются стихотворные строки: Я начну, а вы кончайте, ответ на месте составляйте (на выполнение каждого задания дается одна-две минуты):

- Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней.

 Пышный хвост ее — краса, это хитрая… (Лиса.)

- Хоть зима, хоть весна, вся в зеленом… (сосна).

- Под землею он живет, роет землю старый… (крот).

- Написал письмо я зайке, но забыл приклеить… (марки).

- Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли… (лапки).

Каждое недостающее слово дети составляют из разрезной азбуки. У кого соберется больше фишек за быстрые и правильные ответы, тот выигрывает.

2.Составление детьми подобных двустиший (четверостиший). На выполнение задания дается 5—6 минут. Совместное обсуждение составленных загадок.

Оборудование. Карточки с заданием, разрезная азбука, песочные часы, фишки.

58. «Составь предложение»

Цель. Упражнять детей в составлении из слов предложений.

Игровые задания.

1.На столе лежат предметы разного цвета, размера, фор мы: ручка, резинка стиральная, конверт для письма, краски, цветные карандаши, игрушки — кукла, машинка, само лет, мячик, петушок и др. Воспитатель обращает внимание детей на разложенные предметы и предлагает запомнить, что лежит. После чего закрывает предметы, а каждый участник игры должен очень тихо назвать, что запомнил. Воспитатель записывает их ответы. Выигрывает тот, кто запомнил больше названий предметов.

2.Детям предлагается повторно посмотреть на то, что лежит на столе, и сказать, какой тот или другой предмет. На пример: Ручка круглая, синяя. Кукла красивая, веселая. Конверт маленький, белый.

3.Дети получают конверты, в которых находятся разноцветные полоски с написанными словами. Необходимо из слов на полосках (каждого цвета отдельно) составить предложение.

Оборудование. Предметы (ручка, резинка стиральная, конверт почтовый, краски, цветные карандаши, игрушки), конверты с заданием, фишки.

59. «Из какой я сказки?»

Цель. На примере героев сказок закреплять у детей представления о таких качествах человека, как доброта, смелость, скромность, трудолюбие, показав их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью, грубостью.

Игровые задания.

1.Дети рассматривают картинки с иллюстрациями к сказкам, слушают небольшие отрывки из знакомых сказок и припоминают их содержание и названия.

2.Ребенок рассказывает, с кем из героев сказки он повстречался, кто из них действовал хорошо, и кто не очень хорошо, плохо.

3.Предлагается взять картинку к одной из сказок и обыграть эпизод (слова из текста, песенка, пляска).

Оборудование. Иллюстрации к знакомым сказкам, грамзапись (сказки, песни), костюмы для актеров, игровые атрибуты.

60. «Кто назовет больше предметов?»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по месту их изготовления. Воспитывать бережное отношение ко всем вещам.

Игровые задания.

1.Ведущий спрашивает: «Что сделано на заводе (фабрике, пекарне; выращено в колхозе, совхозе и др.)?» За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше получил фишек.

2.«Откуда что взялось?» (Из чего сварили суп, испекли хлеб, сделали сок, получили крахмал, пшено; связали свитер, сшили платье; сделали книгу, игрушку; построили дом, изготовили машину и др.) Каждый ребенок подбирает карточки, на которых изображены отдельные предметы или объекты, а могут быть формальная композиция и сюжеты. В нескольких карточках допускаются нелепости в изображении, с тем, чтобы ребенок мог обыграть ошибку (например, на колхозном поле «растут» платья, машинки; на столах у швеи лежат ножи, вилки, стоят чашки, кастрюли и др.). Кто подберет больше карточек? За правильный ответ ребенок получает флажок, который в конце игры вставляет в кармашек, расположенный на картинке.

Оборудование. Карточки (предметные, сюжетные), фишки (жетоны), звездочки (флажки, игрушка) победителям.

61. «Кто больше назовет действий?»

Цель. В процессе игры расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.

Игровые задания.

1.Ведущий называет профессию (врач, шофер, продавец, повар, художник, столяр, портниха, тракторист и др.) Дети называют действия человека этой профессии (например, врач осматривает больных, выслушивает, дает лекарство, делает уколы, операции и т. д.). Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

2.«Что кому?» На столе (рисунком вниз) разложены карточки с изображением орудий труда людей разных профессий: расческа, карандаши, вата, йод, альбом, бинт, бумага, резинка, кисточка, ножницы, нитки, иголка, утюг, весы, плита, ножи, посуда, продукты, тарелка, молоток, топор, рубанок и др. У воспитателя сюжетные карточки с изображением труда людей. Дети выбирают по 5—6 карточек. Воспитатель показывает свою карточку, дети должны поднять карточки с изображением орудий труда людей данной профессии. Кто не допустил ни одной ошибки, считается выигравшим.

В конце игры детям предлагаются наборы для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахерская», «Художественная мастерская», «Магазин» и др. (по желанию детей).

Оборудование. Карточки (сюжетные) с изображением людей разных профессий, карточки с изображением орудий труда, игровые наборы.

62. «Лесные находки»

Цель. Изготавливать поделки из природного материала (травы, мха, сучков, веток, коры, корней и др.). Развивать воображение, фантазию.

Игровые задания.

1.Дети самостоятельно отбирают природный материал для поделок и с помощью дополнительного материала (ниток, бумаги, проволоки и т. п.) создают образ или композицию (например, «Сказочные герои», «Лесная полянка» и др.).

2.Каждый исполнитель «раскрывает» созданный им об раз. Можно предложить детям создать обширную композицию из нескольких работ или инсценировать их с помощью любого сценического жанра.

Оборудование. Природный материал, пластилин, проволока, лоскуты материи, разноцветная бумага, клей, ножницы; игровые атрибуты; приз (фломастеры, краски, карандаши).

63. «Отгадай слово»

Цель. Закреплять знания о парных звонких и глухих согласных (б-п, д-т; з-с, ж-ш).

Игровые задания.

1.Воспитатель читает загадки, в которых путем замены одной буквы в слове получается новое слово. Например:

- С «ч» над морем я летаю,

  С «г» в машинах я бываю. (Чайка — гайка.)

  С «в» я людям помогаю,

  С «г», когда в ворота мяч вбиваю. (Вол — гол.) Слова-отгадки дети составляют из разрезной  азбуки.

2.Детям предлагается самостоятельно придумать загадки с нужными парами букв. (Например: зуб, дуб — пуп, год, код — кот, воз — нос и др.).

3.«Кто быстрее найдет слово?» На столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола. Воспитатель: «Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Петрушка поднимет карточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет, получает карточку себе. Посмотрим, кто будет внимательней и соберет карточек больше». На пример: Петрушка поднимает карточку со словом АРБУЗ, значит ребенок должен найти карточку со словом ЗУБР (ЗУБ, ЗОНТ). Воспитатель помогает читать слово, дети самостоятельно фиксируют первую и последнюю буквы.

Оборудование. Буквы разрезной азбуки, слоговая таблица, карточки со словами, фишки.

64. «В гостях у сказки»

Цель. Упражнять детей в импровизации движений разных персонажей под музыку соответствующего характера.

Игровые задания.

1.Дети одной группы, договорившись между собой, исполняют движения сказочных персонажей, сопровождая их пес ней, словами из сказки. Дети второй группы узнают, из ка кой сказки персонажи (например, сказки: «Лиса, заяц и петух», «Красная Шапочка», «Три поросенка» и др.).

2.«Найди сказочные предметы». Ведущий предлагает участникам команд найти в помещении предметы, которые принадлежат разным литературным героям. Для этого можно использовать такой материал: корзинка Красной Шапочки, туфелька Золушки, золотой ключик Буратино, пропеллер Карлсона, горшочек Винни-пуха, рукавичка для зверюшек, кусочек сыра для жадных медвежат и др. Найденные предметы необходимо обыграть. Выигрывает та команда, которая найдет больше предметов и выразительно их представит.

Оборудование. Музыкальная запись («Полька» , муз. В. Косенко; «Выход и пляска медвежат», муз. М. Красева и др.), сказочные предметы, детали (элементы) костюмов, игровые атрибуты.

Цель. Упражнять детей в устном (словесном) рисовании картин к сказкам. Учить передавать в рисунке на бумаге сюжеты сказок: при помощи цвета, формы находить наиболее выразительные приемы передачи образа, его характера, настроения.

Игровые задания.

1- я часть игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить содержание сказки (например, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), отдельные эпизоды. Дети «рисуют» воображаемые картины. Один ребенок «рисует» картину, а остальные узнают, к какой она сказке.

2- я часть игры. Дети рисуют воображаемые картины по сказкам и составляют альбом «Наши любимые сказки» (с обратной стороны листа каждой работы воспитатель записывает, со слов ребенка, название сказки и содержание изображенного эпизода). Перекличка сказочных персонажей со страничек альбома.

Оборудование. Бумага, карандаши, краски, фломастеры.

65. «Школа дорожного движения»

Цель. Упражнять в чтении и составлении предложений.

Игровые задания.

1.Играющие дети — пешеходы, водители автобусов, так си — при движении по улицам города замечают знаки, называют их (читают) и рассказывают, что они означают (составляют предложения).

2.Милиционеры-регулировщики ставят таблички со знаками и следят за выполнением дорожных правил. Пешеходы, водители, нарушившие правила дорожного движения, получают замечание (отмечается в индивидуальной карточке пешехода или водителя). В конце игры судьи решают, кто может получить значок «внимательный пешеход» или «умелый водитель».

Оборудование. Индивидуальные карточки, дорожные знаки, значки.

66. «Опасно — безопасно»

Цель. Формировать у детей представления о необходимости соблюдения каждым человеком правил безопасности.

Игровые задания.

1.Дети делятся на подгруппы «Поварята», «Портные», «Мастеровые», каждая из которых занимает свое игровое место в помещении. (С помощью взрослых оформлены специальные уголки с инструментом для работы.) Участники игры должны рассмотреть вещи, инструменты, оборудование, с которыми им придется обращаться.

2.«Мы работаем». «Поварята» показывают, как включают воду, зажигают газ (спичками или зажигалкой), работа ют ножом и др. Формулируют правила безопасности: Не допустить запаха газа! Не допустить пожара!

«Портные» рассказывают, как пошить, например, наряд для куклы Кати. Как кроить материал, пользуясь ножницами, при шитье пользоваться иглой. Формулируют правила безопасности: Иглу нельзя оставлять без нитки, втыкать в диван или в стенку. Игла должна помещаться в игольницу.

«Мастеровые» должны уметь действовать шилом, стамеской, молотком, отверткой, чтобы починить кукольную мебель, машинку и др. Формулируют правила безопасности: Инструмент использовать только по назначению. Хранить инструмент в определенном месте. Перед началом работы лучше посоветоваться со взрослым, обсудить предстоящее дело.

Дети совместно решают, все ли правила безопасности названы, вносят дополнения.

3.«Ничего мы не расскажем, а что делаем — покажем». Каждая подгруппа, посоветовавшись, демонстрирует рабочие действия (можно использовать словесные инструкции). Другие — узнают, что выполняется и соблюдаются ли правила безопасности.

Каждая команда в конце игры получает сюрприз: «поварята» — конфеты (смогут угостить всех детей), «портные» — одежду для кукол (смогут вместе их нарядить), «мастеровые» — новые машины (будут вместе играть).

Оборудование. Вещи, инструменты, оборудование для «поварят», «портных», «мастеровых»; куклы, одежда кукольная; машины, конфеты.

67. «Все помощники важны, все помощники нужны»

Цель. Активизировать знания детей о развитии органов чувств у человека, о доминирующем развитии того или иного органа чувств у людей определенной профессии (разведчик, повар, врач, дирижер, фокусник, парфюмер, охотник и др.).

Игровые задания.

1.«Разберемся, дети, для чего глаза на свете». Дети поочередно изображают человека разной профессии, которая требует особого зрительного восприятия предметов, явлений (лет чик, моряк, снайпер и др.). Кто из зрителей определяет правильно «изображаемую» профессию человека, получает фишку.

Воспитатель предлагает детям назвать, для чего им нужны глаза (видеть игрушки, учиться читать, бегать на улице и др.).

2.«Какие помощники первыми сообщают нам об опасности?» (Шорох листвы, шаги, свист, крик и другие сигналы.) Для чего еще нужны уши? Чтобы научиться разговаривать, слушать и запоминать звуки речи. Игра «Испорченный телефон». Участник, который первым неправильно назвал начальное слово, выбывает из игры.

3.«Очень нужен всякий нос!» Он помогает чувствовать разные запахи: нюхает цветочки, «чует» и чеснок, помнит запах маминых духов, туалетного мыла и др. Игра «Узнай по запаху». Воспитатель предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши; определить продукты с характерным запахом (свежая клубника, апельсин, лук или чеснок, котлета или рыба, черный и белый свежий хлеб). Кто из играющих не допустит ни одной ошибки?

4.«Для чего человеку язык?» (Ответы детей: разговаривать, кушать, определять на вкус разные продукты: сладкие, кислые, горькие, соленые). Игра «Узнай по вкусу». Воспитатель предлагает ребенку определить на вкус разные продукты.

Для этого он кладет ребенку в рот маленькие кусочки раз ной пищи. (Целесообразно, чтобы ребенок определил взаимосвязь органов вкуса и запаха.) У кого «язычок» самый чувствительный, а его хозяин — внимательный?

Оборудование. Вазы с цветами, продукты с разным характерным запахом, готовые продукты для определения на вкус.

68. «Изучай и уважай правила движения»

Цель. Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, развивать умение следовать этим правилам.

Игровые задания.

1.«Отгадай». Воспитатель читает загадки, а дети должны их отгадать (или найти на столе картинку с изображением отгадки: светофор, переход, жезл, регулировщик и др.).

Например:

- Друг над другом три окна,

Три окна, три цвета —

Весна, Осень, Лето.

(Светофор.)

- Он только один

Посредине улицы

Имеет это право — Дорожка в полоску,

Открыть для машин Похожа она

Путь налево, направо. На Ванину матроску.

(Регулировщик.) (Переход.)

Возможный вариант: отгадавший загадку получает соответствующие атрибуты для последующей игры.

2.«Светофор». В процессе игры дети демонстрируют свои умения в соблюдении правил дорожного движения. Играющие делятся на микрогруппы (по 3—4 чел.). Ведущий задает попеременно каждой подгруппе по вопросу. За неправильный ответ группа получает штрафное очко. Вопросы: 1) Как пешеход должен двигаться по улице? (По тротуару, придерживаясь правой стороны.) 2) Как идти по улице, если нет тротуара? (По левой стороне, по обочине дороги — улицы, навстречу движению транспорта.) 3) Где следует переходить улицу? (Где светофор или есть указатель «Переход»; по дорожкам с поперечными белыми полосками.) 4) Как переходить улицу, если нет светофора? (Сначала посмотреть нале во, чтобы не было транспорта, а дойдя до середины, посмотреть направо. Приближающийся транспорт надо пропустить. Переходить улицу следует прямо, а не наискось.) 5) Где надо ожидать автобус или троллейбус? (На специально отведен ной площадке. К бровке площадки не следует подходить близ ко.) 6) Что означают дорожные знаки? (Воспитатель показывает дорожные знаки «Езда на велосипеде запрещена», «Внимание, дети!», «Осторожно, животные», «Впереди крутой поворот», «Пешеходный переход» и др.).

Выигрывает та группа, у которой меньше штрафных очков. Они получают значки «Умелый пешеход» и игровой материал к сюжетной игре «Дорога (уличное движение)».

Оборудование. Карточки с отгадками, игровые атрибуты для игры, значки.

69. «Домашние и дикие животные»

Цель. Упражнять детей в чтении и составлении слов и предло жений.

Игровые задания.

1.Воспитатель раскладывает на столе карточки написан ным словом вниз. На каждой из них написано название жи вотного (например, заяц, слон, волк, корова и др.). Требует ся прочитать слово, отложить в одну сторону карточки с на-званием домашних животных, в другую — диких. Затем взять одну из карточек и составить с написанным на ней словом предложение, выложить его из букв разрезной азбуки. Например, заяц живет в лесу».

2.Дети заполняют кроссворды, отгадывая загадки:

- Мохнатенька, усатенька,

Лапки мягонькие,

А коготки востры.

(Кошка.)

-  Этот зверь лесной —

В серой шубе меховой.

Зубами — щелк.

Так это…

(Волк.)

- Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран.)

- Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей плотины строит,

Зубы — точно топоры?

Это трудятся…

(Бобры.)

Оборудование. Комплекты карточек с написанными словами, изображением кроссвордов (на каждого участника игры), фишки (флажки, звездочки).

Цель. Расширять и уточнять знания детей о своем городе (селе), о людях, которые в нем трудятся; воспитывать у детей любовь к своему родному краю.

Игровые задания.

1.Дети-белорусы принимают гостей из других республик (5—6 человек в национальных костюмах), приглашают на экскурсию и рассказывают им о своем городе или селе (используются фотоиллюстрации, книги, аудио-, видеозапись).

2.Дети-гости вручают свои подарки (наборы открыток, книги, народные игрушки, самоделки).

3.Хоровод «Дружба» (аудиозапись «Дружат дети всей земли», муз. Д. Львова-Компанейца) или парная пляска.

Оборудование. Наборы открыток, фотоиллюстраций, детские книги, народные игрушки, игрушки-самоделки, национальные костюмы, аудиозапись.

70. «Рассмотри и опиши»

Цель. Закреплять знания детей об изменениях в природе весной. Учить детей наблюдать природу, видеть красоту весеннего пейзажа. Воспитывать бережное отношение к природе.

Игровые задания.

1.Детям предлагается прослушать, рассмотреть и отметить изменения в природе, происшедшие на полянке (в лесу, в парке, на лужайке) весной, направлять их внимание на отдельные объекты: деревья (зацветание ольхи, осины и вер бы; распускание почек черемухи и березы), цветы (появление мать-и-мачехи, медуницы, фиалок, незабудок, ланды шей), птицы (прилет первых птиц — жаворонков, зябликов; первое кукование кукушки), насекомые (вылет бабочек-крапивниц) и др.

2.Игры-соревнования: «Кто умеет наблюдать природу» (одни дети описывают объект, а другие узнают его), «Что на что похоже?» (солнечный луч, облако, цветок, листья, деревья и др.).

Игра заканчивается загадыванием загадок о растениях, птицах, цветах, насекомых, рассказыванием стихов. Можно вспомнить крылатые выражения, пословицы. Например:

- Ее узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете.

(Береза.)

- Сам Еремка мал, да удал.

Незаметно по лесу ходит,

Тяжелее себя ношу носит.

(Муравей.)

- Днем молчит, ночью кричит,

По лесу летает, прохожих пугает.

(Сова, филин.)

Или: Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

Оборудование. Карточки с изображением деревьев, цветов, птиц, насекомых), иллюстрации.

71. «ДА» и «НЕТ»

Цель. Узнавать и называть предметы окружающей действительности, объекты живой природы; различать в них форму, величину, цвет, определять назначение. Развивать умение видеть целое и части в предмете, наблюдательность.

Игровые задания.

1.Один играющий задумывает предмет. Второй играющий, чтобы отгадать, какой предмет задуман, задает вопросы, на которые можно отвечать только «да» и «нет». Например: «Это предмет круглый?» — «Да». «Он стоит прямо?» — «Нет». «Он тяжелый»? — «Нет». «Он катится»? — «Да». — «Это мяч». Играющие заранее оговаривают место нахождения предметов, о которых будет идти речь.

2.«Назови детенышей». Воспитатель (ведущий ребенок) называет отдельные признаки, по которым дети должны узнать домашнее или дикое животное и назвать его детеныша (лиса-лисенок, волк-волчонок, коза-козленок, корова-теленок, свинья-поросенок, лошадь-жеребенок, овца-ягненок и др.).

3.«Когда это бывает?» Педагог поднимает карточку с изображением времени года, сезонного явления (листопад, дождь и др.), представителей животного мира в соответствии с сезоном и временем года, труда людей. Дети должны поднять круг (треугольник) соответствующего цвета. (Зеленый — вес на, красный — лето, желтый — осень, белый — зима.) Можно усложнить задание, предлагая загадки:

- Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет и поет,

Убаюкивает?

(Дождь — красный.)

- Платье скинула,

А пуговки остались.

(Рябина — желтый.)

- Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках.

(Заяц зимой — белый.)

- Родилась в воде, живет на земле.

(Лягушка — красный.)

- Как молоком облитые, стоят сады вишневые. (Весна — зеленый.)

- Кто первый землю пашет? (Червяк — зеленый.)

Оборудование. Предметы (игрушки); карточки с загадками; круги зеленого, красного, желтого цветов (на каждого ребенка); фишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр старшая группа

Игра- это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения ...

Картотека дидактических игр. Старшая группа

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста....

картотека дидактических игр старшая группа

картотека дидактических игр...

картотека дидактических игр старшая группа

Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, и...