"Обучение чтению по карточкам Домана"
статья (старшая группа)

Шлыкова Лариса Александровна

Карточки Домана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_domana.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки Домана – что это? Карточки с реалистичными изображениями, словами и цифрами – это основа домановской техники развития памяти. Можно использовать покупные колоды или распечатывать изображения и слова на принтере. Главное при подборе картинок учитывать реалистичность изображений. Иными словами, это должны быть не рисунки, а реальные фотографии. Предмет должен быть расположен на белом фоне и находиться на карточке один, чтобы другие детали не отвлекали внимание.

Если вы самостоятельно пишите карточки для чтения, то можно пойти двумя способами: подписать название предмета на картинке; написать только слово, без изображения. В первом случае это актуально, когда ребенок еще маленький, и вы не уверены, что он знает понятие всех изучаемых слов. Тогда ребенок все же смотрит, в первую очередь, на предмет, а не на написание слова; основное внимание направлено на развитие речи, словарного запаса, памяти, и только частично на запоминание слов. Использование только слов больше подходит для старших дошкольников, которые уже очень хорошо знакомы с предметами и легко воспринимают устную речь.  На карточках пишутся целые слова. Они не разделяются на слоги, не используются заглавные и строчные буквы, выделение гласных и согласных звуков цветом. Только целое написание слов.

Как правило, карточки Домана для обучения чтению отличаются красными буквами, занимающими основной объем страницы. После первого этапа обучения можно переходить на карточки для последующего облегченного восприятия типографской печати – они имеют черный шрифт меньшего размера, можно добавить заглавные буквы. Отдельно в русскоязычный набор карточек входят предлоги, союзы и падежные окончания. Если вы делаете карточки Домана своими руками, следуйте рекомендациям: основа – прямоугольники из белого картона с размерами 10х50 см; шрифт – красный, печатный, высота букв 7,5 см; на обороте напишите слова «для себя», чтобы не терять время на прочтение.

Первое, что нужно знать о методике Домана, это то, что она включает все аспекты раннего развития, а не только чтение. Родители, которые развивают ребенка по Доману, могут начинать с демонстрации изображений уже с трехмесячного возраста. В статье «Игры на развитие памяти и внимания для детей 2-3 лет» мы подробно рассказывали про то, как заниматься по методике Домана с помощью карточек с изображениями. Их можно скачать по ссылке ниже. Они удобно объединены по категориям предметов.

Карточка показывается ребенку быстро: 1-2 секунды на слово, но с малышами поменьше можно продлить время демонстрации до 15 секунд. Конечно, всматриваться в детали картинки или в каждую букву за такой короткий срок не получается. Суть методики заключается в тренировке фотографической памяти, насмотренности. Таким образом, ребенок запоминает сразу целое написание слова.

Параллельно с показом карточки взрослый четко проговаривает написанное слово или название предмета. Основные принципы работы по методике: На одно занятие можно использовать 5 карточек одной тематической группы. Это касается и изображений, и слов. Выбирайте их по сложности и по смысловой нагрузке. С 3 занятия меняйте по одной карточке из набора на другие. На один просмотр давайте 5-10 секунд при показе изображения и 1-2 секунды на слово. Четко проговаривайте название карточки. Устраивайте занятия с карточками регулярно, трижды и более в день. Так как это затрачивает мало времени, концентрация у ребенка будет максимальной. Выбирайте подходящее время для занятий. Ребенок не должен быть уставшим или расстроенным. Не ждите быстрого результата. Методика предполагает запоминание, это основная задача упражнений. А демонстрация своих новых знаний – следующий этап.

Как научить ребенка читать по системе Домана Основа методики обучения чтению – механическое заучивание. Ребенок запоминает написание слов, фраз и целых предложений, а затем его мозг, когда он получает достаточный объем информации, проводит анализ и выделяет технологию чтения. Таким образом, вы не учите ребенка «как нужно читать», а показываете, что читать – это можно, нужно, легко, интересно, а как? Пойми сам.

В отличие от карточек с изображениями по методике Домана, слова для заучивания подверглись доработке. Дело в том, что Доман предлагал свою методику для изучения английского языка, в котором слова не имеют склонений и спряжений. Андрей Маниченко доработал методику, чтобы она подходила для обучения русскоязычных детей. Он добавил карточки с окончаниями, которые позволяют видоизменять слова, а также предлоги и союзы. Обучение чтению продолжает следовать общим принципам методики раннего развития. И если вы начинали с трех месяцев жизни показывать карточки с предметами, то ребенок сможет приступить к занятиям со словами даже с полугодовалого возраста. Основой каждого занятия являются наборы по 5 слов из карточек. За одно занятие количество слов не увеличивается, поэтому упражнения получаются короткие, всего 5-10 секунд. Зато со временем прибавляется количество новых слов (наборов) и регулярность занятий. 

Основные принципы: промежуток между занятиями – не менее получаса; показ карточки со словом проходит за 1-2 секунды; карточка показывается за долю секунды до ее прочтения взрослым; сперва простые слова, далее можно усложнять; группируйте слова в блоки; после просмотра всего набора карточек похвалите ребенка. Режим занятий При обучении чтению придерживайтесь принципа: одно занятие – один набор карточек. Когда ребенок его запомнит, можно его видоизменять, то есть убирать по одному слову, заменяя его на другое. Соберите несколько комплектов по 5 разных слов и работайте по такому режиму: 1 день. 3 занятия в день с одним набором карточек (5 слов). 2 день. 3 занятия со старым набором карточек, плюс 3 занятия с новым набором (10 слов). 3 день. 9 занятий, по три раза на 3 набора слов: 2 уже изученных и один новый (всего 15 слов). 4 день. 12 занятий, по три раза на 4 набора слов (всего 20 слов). 5 день. 15 занятий, по три раза на 5 наборов слов (всего 25 слов). 6 день. Общее количество занятий остается прежним – 15 раз. Но из каждого выученного уже набора убираем по одному хорошо изученному слову, на их смену вставляем 5 новых карточек. Далее придерживаемся принципа: слово, показанное на протяжении 5 дней, считается изученным, поэтому оно заменяется новым. Оставляем в день по 15 показов, за раз по одному набору. Между показами выдерживаем не менее получаса времени. На всем протяжении обучения, начиная со второго дня, меняем карточки в наборах и их последовательность демонстрации. Такой подход полностью соответствует методике и описан в книге «Как научить ребенка читать» Гленна Домана. Чтобы взрослые не забывали, какие карточки сколько раз просматривались, он рекомендует на обратной стороне ставить карандашную пометку с датой первой демонстрации. Сперва стоит изучать существительные, затем переходить к другим частям речи. Позже к словам добавляются словосочетания и целые предложения. Их можно «конструировать» из основных карточек. Как и когда проверять результаты обучения Не спешите экзаменовать ребенка. Не задавайте ему вопросы даже об уже изученных карточках, пока не увидите, что он к этому готов. Если вы начали обучение чтению в то время, пока ребенок еще не начал говорить, основная задача развития – пополнение словарного запаса. Возможно, ребенок сам покажет на карточку в то время, когда вы назовете слово. С говорящим ребенком проще, так как он сам может назвать слово, взглянув на карточку. Это и будет знаком того, что ребенок усвоил материал. Помните главное: при обучении по методике Домана далеко не самая важная цель, чтобы ребенок в 2-3 года научился читать. Читать двухлетнему ребенку не так уж и необходимо, не правда ли? Зато расширение своего кругозора, словарного запаса, тренировка памяти, внимания, концентрации – это отличный результат, который станет заметен спустя уже несколько месяцев работы по карточкам. Еще одним способом проверки результатов становятся игры с карточками, о которых мы расскажем вам позже. Преимущества и недостатки методики Методика получила большую известность в Америке, на родине ее основания, но в России она имеет два лагеря – противников и последователей.  Первые утверждают, что методика «не идет», что она подходит только для детей с особенностями развития, а также что она натаскивает, а не учит. Вторые же приводят примеры из жизни, как дети, наученные по методике Домана, бегло и понятливо читают с 4 лет, имеют хорошо развитую память. Плюсы Методика Домана отличается от классической системы обучения тем, что слова изучаются целиком, а не по слогам. Основное доказательство того, что такой подход работает, – это схожесть восприятия с устной речью. При занятиях на развитие речи у ребенка мы называем предметы, а не сразу рассказываем о словоформах и частях слова. Также с чтением, по мнению Домана нет необходимости дробить слово, так как оно выступает единицей чтения. Взрослые не читают по слогам, мы видим и произносим сразу целое слово. Зачем учить ребенка читать по слогам, если затем ему нужно будет переучиваться и читать сразу словами? Кроме этого, есть и другие плюсы методики: раннее развитие, то есть можно начинать обучение чтению с 6 месяцев; малое количество методических пособий и вспомогательных материалов, только колода карточек; затрачивается маленькое количество времени ежедневно, каждый показ набора длится не более 10 секунд; результат – беглое чтение, а не долгий переход от слогов к словам; хорошо развитая память, эрудированность. Следует отметить, что методика дает больше результатов при комплексном развитии ребенка по методике Домана, а она включает не только обучение чтению, но и физическую подготовку, расширение кругозора, счет. Минусы Основной недостаток системы в том, что создавалась она для англоязычных стран с более простой системой словообразования. Конечно, методика была подогнана под русский язык, однако, она изначально не учитывала особенности морфологического строения русскоязычных слов, а именно, их способность к видоизменению. Родители и педагоги видят такие минусы методики: пассивность ребенка – он не произносит слова, не тренирует артикуляцию, не пропевает гласные, а просто слушает; единая программа без учета индивидуальных особенностей; отсутствие творческой составляющей; большой объем материала в сжатые сроки – эта особенность может рассматриваться и как недостаток, и как достоинство. Кроме того, противники методики отмечают, что она была изначально разработана для детей с отклонениями в развитии, а только после адаптирована для всех нормотипичных ребятишек.  Считается, что дети с синдромом Дауна или с аутизмом плохо воспринимают устную речь и не идут на личный контакт во время обучения, зато при использовании методики Домана они могут научиться чтению и письму, несмотря на свои особенности психического развития. Однако стоит отметить, что большинство развивающих методик появились как раз от желания помочь детям с отклонениями, а потом были перенесены на здоровых детей. Поэтому не ясно, рассматривать ли этот момент как недостаток. Если вам не нравится система Домана, предлагаем вам ознакомиться с другими ведущими методиками обучения чтению. Мы подробно разобрали их в статье «Как научить ребенка 5-7 лет читать». Выбирайте свой квест! Игры и упражнения с карточками Домана Сама методика не предполагает использование дидактических игр. Однако на этапе закрепления уже изученных слов допустимо добавлять игровой момент. Во время игр можно использовать уже пройденные и отложенные карточки со словами, которые показывались не менее 15 раз. При этом помните, что игры со словами не заменяют ежедневных занятий с карточками. Игра «Разные слова» Участники садятся кругом, посередине раскладываются карточки со словами. Ведущий задает тематику и участники ищут подходящие слова, вставляют их в предложения, делятся интересными фактами о предметах. Например, можно предложить искать только веселые слова, или только теплые, колючие. Работает не только речь и память, но и ассоциативное мышление. Интересно то, что при поиске слов дети часто смотрят на карточки с разных углов, даже сверху вниз, что не мешает их прочтению. Игры с «активными» словами После того, как слова были показаны не менее, чем 15 раз, крупные карточки с красным шрифтом меняются на маленькие с типографическими черными буквами. Эти слова теперь чаще встречаются в повседневной речи, они легко прочитываются, поэтому переходят из пассивного словаря в активный. Можно сделать вторую колоду карточек – писать изученные слова черным шрифтом на узких полосках бумаги. С ними можно придумывать разные игры: возить их в машинках, прикреплять к предметам, составлять диалоги между куклами, передавать «письма». Эти маленькие бумажные слова нужно впустить в повседневные игры. Цепочки из слов Сама методика обучения чтению фактически не включает понятий буквы и звуки, в ней самое главное место уделено слову как единице речи. Но параллельно стоит развивать фонематический слух и изучить понятие звука. Тем более, что на карточках со словами это достаточно несложно сделать. Взрослый кладет на стол карточку со словом и прочитывает его вслух, выделяя первый и последний звук, например, КАРАНДАШ. Затем он предлагает детям (ребенку) найти у себя в карточках слово, которое начинается с последнего звука – Ш. Ребенок кладет слово ШАПКА, таким образом продолжая цепочку. Следующий участник выбирает слово, начинающееся на звук А, и так далее. Игра напоминает домино. В конце получается цепочка из слов, которые нужно хором прочитать. Помогите детям заметить закономерность: звучащий звук совпадает с определенным написанием буквы. Как правило, на стыке слов стоит одинаковая буква. Загадки Перед ребенком на столе лежит несколько карточек со словами. Взрослый загадывает загадку, а ребенок должен найти ответ на нее среди карточек. Конечно, загадки нужно подобрать заранее. Если нет под рукой рифмованных загадок, можно просто давать интересный факт об этом предмете и предлагать ребенку угадать, о чем говорит взрослый. Четвертый лишний Взрослый кладет перед ребенком 4 карточки со словами. Три из них из одной тематической группы, а четвертое из другой. Ребенку нужно найти лишнее и объяснить, чем оно отличается.  Взрослый кладет перед ребенком 4 карточки со словами. Три из них из одной тематической группы, а четвертое из другой. Ребенку нужно найти лишнее и объяснить, чем оно отличается. С детьми маленького возраста, которые еще не освоили чтение, можно играть в такую же игру с карточками Домана с предметами, она отлично развивает логику, внимание и речь. Соотнеси слова Это достаточно простая игра, которая подходит на начальном этапе изучения слов. Понадобится выбрать 5-7 существительных и столько же карточек с картинками из колоды с изображениями. Разложите их перед ребенком в 2 ряда с произвольным порядком. Ребенку нужно найти пары, соотнести предметы с их названиями. Придумай сам Перед ребенком раскладывается 3-4 опорных слова. На их основе ребенок должен придумать предложение, разложив карточки в нужном порядке, а также придумав предлоги или союзы.  Можно увеличить количество слов, тогда перед ребенком будет стоять задача придумать несколько связанных предложений, короткий текст. Игра отлично развивает воображение. Большую подборку таких занятий мы собрали в статье “Игры на развитие воображения у детей”. Поменяй местами Ведущий составляет из 3-4 карточек со словами предложения с допущенной ошибкой. Ребенку нужно прочитать и понять предложение, найти в нем ошибку, а затем переставить местами слова. Пример неправильных предложений: «Мяч играет с девочкой» или «Капуста ест козу».  Закончи предложение Следующий вариант игры с предложениями. Теперь у детей перед глазами разложены карточки со словами. Ведущий начинает предложение, но не заканчивает его. Задача участников – подобрать как можно больше слов, которые могли бы завершить предложение.  Например «Сегодня на улице… светло, холодно, тепло, дождь». Для наглядности предложение лучше написать на доске или составить из карточек. Подбери слова Несколько участников встают в круг или в шеренгу. Взрослый предлагает карточку с именем существительным. Дети по очереди берут карточку и придумывают определение для этого предмета. Иными словами, отвечают на вопрос «Какой он?». Кто не может придумать определение, выходит из игры. Методические пособия Гленна Домана Гленн Доман написал не так много книг и методических пособий для родителей, большее внимание он все же уделял научным исследованиям и разработкам для педагогов. Однако родители могут узнать все, что нужно для занятий с ребенком по системе Домана, из его популярных книг: «Как научить ребенка читать». Самое интересное для неискушенного читателя будет то, что изучение алфавита становится последним шагом на пути обучения чтению. «Как сделать своего ребенка физически совершенным». Как мы уже упоминали в статье, Гленн Доман уделял внимание всем аспектам развития ребенка, считая, что физическое здоровье не менее важно, чем интеллект. «Как обучить ребенка математике». В статье мы не заостряли на этом внимание, но методика мало чем отличается от обучения чтению. За основу взяты те же карточки с цифрами и точками в разных количествах, которые должны научить визуально определять число, а не считать по пальцам. «Гармоничное развитие ребенка» – это, несомненно, бестселлер, который собрал в себе знания из трех предыдущих направлений. Доман дает рекомендации родителям по развитию детей, начиная с трехмесячного возраста. «Да, ваш ребенок – гений». Само название говорит за себя, Доман подробно описывает методику всестороннего развития, которая поможет обнаружить и развить гениальность вашего ребенка. А если не гениальность, так недюжинные способности в раннем возрасте. Мы надеемся, что благодаря этой статье вы сделали свой выбор, с какой системой обучения чтению вы будете подходить к ребенку, а также получили подробные рекомендации по занятиям и играм с детьми.

ТЕМЫ:

1. "семья" (мама, папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е), дядя, братик и так далее... 
2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т.д.) 
3. игрушечные звери (которые у вас есть - то есть ребенок их знает: зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие "игрушечные" названия,ну, то есть как вы их называете, когда играете); можно заодно написать и слова, обозначающие "кто как говорит" - "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу" - и т.д. - особенно, если ребенок уже учится говорить. 
4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т.д.) 
5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т.д.)

6. любимая (ну, если не любимая, то знакомая) еда: молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т.д. 
7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме): спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить.

Соответственно, планируем: 
день 1-ый - первый показ - одно слово мама, 2-ой - два слова: мама, папа, з-й показ: три слова - мама, папа, баба, 2-й день - четыре слова: мама, папа, баба, деда, 2 показ- мама, папа, баба, деда, брат. и т.д. до 15 слов. С 16 слова - первое слово "мама" убираем. Для того, чтобы было понятно, какое слово надо убирать - я на обратной стороне добавляемой карточки писала число - когда она "пришла", чтобы не перепутать, какая именно карточка должна сегодня "уйти". А можно просто написать заранее список слов по порядку, как вы их будете показывать. И тогда просто зачеркивать слова - каждый день по три слова или по одному слову - в зависимости от режима, который вы выбрали. 
Можно установить и другой режим показа, например, один раз в день по 10 слов или по 15, как вы решите лучше для вашего ребенка. Таким образом, получится, что большие слова вы будете проходить месяца два с небольшим (наверняка же будут дни, когда вы будете пропускать занятия). 

ЧТО ТАКОЕ "АКТИВНЫЕ" КАРТОЧКИ?

      Это слова, которые пишутся на маленьких полосочках плотной белой бумаги (приблизительно 12см на 5см ) черным маркером и обязательно печатными буквами, желательно ОТ РУКИ. "Активными" я их назвала по двум причинам: во-первых, с ними можно играть и производитьактивные действия, а не только смотреть и слушать, как это было с большими карточками; во-вторых, слова, которые пишутся на этих карточках являются наиболее актуальными для ребенка на данный период времени, когда происходит перевод слова из пассивного в активный словарь. Итак, "активные" слова - это слова, которые только-только появляются в лексиконе ребенка (когда он начинает говорить) или те слова, которые в настоящий момент вызывают у него повышенный интерес, новые слова, которые он начинает употреблять в речи. Можно писать и всякие мелкие слова - междометия, местоимения ("я", "ты", "ура", "ой"), даже предлоги некоторым нравятся.

Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь -  в различные сюжетные игры: 
магазин, автоперевозки, ресторан, обед, и т.д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь Мишку), и делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", "конфета", "сок", "торт", "чай", опять "конфета" и т.д. Читаем, 
играем.
Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять в каждой игрушке ее имя. Можно зверей "кормить" - раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему "кто что ест". 
Можно разыскивать мам для потерявшихся деток (карточки "щенок" - к собаке, "телёнок" - к корове и т.п.) Можно перевозить "мебель" (карточки слов) на машинах. Можно играть в магазин  - используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой  занимаемся. Давай дадим "конфету" Мишке - положили карточку Мишке, вот у Мишки "конфета" - акцентируем внимание на каждом слове несколько раз. А "котик" поедет на машине кататься - кладем карточку "котик" на машину, чтобы слово видно было и еще раз говорим: "КОТИК" поехал на машине и т.п.)  И так далее до бесконечности. Вы сами придумаете множество вариантов разнообразных игр.

     К слову сказать,  многие психологи с тревогой утверждают, что  современные дети совсем не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, что негативным образом отражается на развитии личности и всего поколения. Так что мы с вами заодно и эту проблему заранее решаем. 
Вместе с навыками сюжетно-ролевой игры развиваются и символьное мышление, и воображение.
      Должен ли ребенок повторять слова? Совсем не обязательно. Он это может делать, если у него возникает такое желание, но если он молчит, то это не 
означает, что слов он не запомнил. Более того, даже если он действительно не запомнил какие-то слова - это не суть важно - важен сам процесс. 

      
Замечу, что большие красные карточки - это тоже вещь нужная, просто в данном случае результат несколько "не ясен", но большие карточки имеют свою функцию - накопительную, это "фотоснимки", которые отображаются в мозге. А активные карточки помогут вам быстрее увидеть результат и самим испытать положительные эмоции. Кроме того, по свидетельствам многих моих знакомых мам, очень часто именно в результате работы с активными карточками дети-молчуны начинают РАЗГОВАРИВАТЬ!  На 
активных карточках можно писать и всякие мелкие слова - междометия, местоимения ("я", "ты", "ура", "ой"), даже предлоги некоторым нравятся.   Активные карточки можно заводить параллельно с красными, и с глаголами и прилагательными, и словосочетаниями...  А  потом пойдут маленькие книжечки (на одной странице - слово, на следующей - картинка... см.рис.3). С этими карточками дети любят играть в "Угадайку". Раскладываете карточки той стороной, на которой написано слово. Сначала прочитываете сами все слова, желательно несколько раз "под разным соусом". Затем карточки перекладываем в другом порядке. 
Ребенок угадывает, где какое слово написано. Называет слово - переворачиваем карточку. Если картинка совпала с названным словом - все в порядке. Если нет - переворачиваем опять той стороной, где слово. Опять взрослый несколько раз прочитывает осташиеся слова. И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. Можете придумать свой вариант такой игры. Главное - чтобы ребенок несколько раз сфокусировал внимание на написанном слове, услышал его и научился отгадывать по каким-то деталям. При угадывании,  не надо спрашивать у ребенка "Что тут написано?", лучше попросить показать  слово: "Как ты думаешь, где написано "мишка"?, покажи".  

      
Большие книжки делают так: берете большие листы для черчения (формат А3) складываете пополам, сшиваете или скрепляете в виде книжки (см.рис.4). Все это хозяйство разукрашиваем, наклеиваем картинку на 
страницу - снизу предложение короткое (отпечатано на принтере крупным шрифтом и приклеено). Например: Художник рисует. Деток постарше можно приобщать к созданию таких книжек. И замечательное совместное творческое занятие с ребенком - тут вам и рисование, и работа с ножницами, бумагой и клеем, и аппликация, и печатание, еще и чтение. Такая книжка точно будет любимая. Можно делать такие тематические книжки: Профессии (будут простые глагольные предложения), Цвета, Противоположности (будут предложения с прилагательными), Вежливые слова (в разделе "Обучающие презентации" можно скачать подобную книжку "Волшебные слова") и т.п. Я уж не говорю о книжках "Про себя-любимого" с фотографиями ребенка и всей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для обучения чтению.

Данные карточки были разработаны мной в качестве учебного пособия по обучению грамоте по УМК "Предшкола нового поколения"....

Обучение чтению по методике Г.Домана . Раздел" Овощи".

Презентация к первому и второму этапу методики Г.Домана. Слова "Овощи"...

Обучение чтению по методике Г.Домана. Раздел "Животные"

Презентация к первому  этапу по методике Г.Домана . Слова "Животные"...

Обучение чтению по методике Г.Домана . Раздел" Личные вещи".

Первый и второй этапы. Слова "Личные вещи"...

Карточки со слогами для обучения чтению "Названия птиц"

https://bibusha.ru/kartochki-so-slogami-dlya-obucheniya-chteniyu-nazvaniya-ptit...