Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка (старшая группа)
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в
широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей
дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и
здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение
физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия
организации педагогического процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovezberegayushchie_tehnologii.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
современного дошкольного образования
Подготовила: Якушкина Г.П.
МАДОУ «Детский сад №22 «Город детства»
р/п.Дрожжино
Концепция модернизации российского образования
предусматривает создание условий для повышения качества
общего образования и в этих целях, наряду с другими
мероприятиями, предполагает создание в образовательных
учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья
воспитанников. Согласно современным представлениям целью
образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при
сохранении и укреплении здоровья.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены
на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового
образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются
приоритетными в программе модернизации российского
образования. Одним из средств решения обозначенных задач
становятся здоровьесберегающие технологии, без которых
немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но
что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом
процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для
широкого круга профессионально-педагогической аудитории и
даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей
практике. Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального
благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации
Здравоохранения).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в
широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей
дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и
здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение
физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия
организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально
организованное, развивающееся во времени и в рамках
определенной образовательной системы взаимодействие детей и
педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения
и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной
деятельности педагога, соответственно характеризующаяся
качественным прилагательным педагогическая. Сущность
педагогической технологии заключается в том, что она имеет
выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор
определенных профессиональных действий на каждом этапе,
позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть
промежуточные и итоговые результаты собственной
профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую
технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач;
наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм,
способов и приемов его реализации; использования совокупности
средств в определенной логике с организацией промежуточной
диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии
является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология
должна быть здоровьесберегающей!
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер,
включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции
дошкольного образования предусмотрено не только
сохранение, но и активное формирование здорового образа
жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном
образовании технологии, направленные на решение приоритетной
задачи современного дошкольного образования – задачи
сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и
родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого
уровня реального здоровья воспитанника детского сада и
воспитание валеологической культуры, как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять
его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа
жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием
элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению
культуры здоровья, в том числе культуры профессионального
здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению
родителей.
Классификация здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании – определяется по доминированию целей
и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и
здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в
детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в
детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном
образовании технологии, обеспечивающие сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского
персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и
нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся
следующие технологии: организация мониторинга здоровья
дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации
детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего
и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,
закаливания; организация профилактических мероприятий в
детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении
требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в
ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном
образовании – технологии, направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств,
двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и
самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование
правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде
(бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной
физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по
физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях
специально организованных форм оздоровительной работы.
Отдельные приемы этих технологий широко используются
педагогами дошкольного образования в разных формах
организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в
режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе
педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в
детском саду – это, прежде всего технологии воспитания
валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения
ребѐнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о
здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять
его, обретение валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи. В дошкольной
педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся
технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения
дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учѐт
личностных особенностей ребѐнка, индивидуальной логики его
развития, учѐт детских интересов и предпочтений в содержании и
видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение
педагогического процесса с ориентацией на личность ребѐнка
закономерным образом содействует его благополучному
существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребѐнка – технологии, обеспечивающие психическое
и социальное здоровье ребѐнка-дошкольника. Основная задача этих
технологий обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребѐнка в процессе
общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,
обеспечение социально-эмоционального благополучия
дошкольника. Реализацией данных технологий занимается
психолог посредством специально организованных встреч с
детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного
образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому
виду технологий можно отнести технологии психологического и
психолого-педагогического сопровождения развития ребѐнка в
педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения
педагогов дошкольного образования – технологии, направленные
на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том
числе культуры профессионального здоровья, развитие
потребности к здоровому образу жизни.
Задача данных технологий - обеспечение валеологической
образованности родителей воспитанников ДОУ.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий
зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных
условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ),
профессиональной компетентности педагогов, а также показаний
заболеваемости детей (см. приложение).
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из
рассмотренных технологий имела оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и
неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих
педагогических технологий повысит результативность
воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов
и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение
и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия
для возможности корректировки технологий, в зависимости от
конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на
статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены
необходимые поправки в интенсивность технологических
воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому
ребенку; будут сформированы положительные мотивации у
педагогов ДОУ и родителей детей.
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4
классы. - М.: ВАКО, 2007.
3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.
- М., 2001.
4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране
здоровья школьников. - М., 2000.
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в
общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.
/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
7. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и
школы. - М.: АРКТИ, 2003.
9. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение
заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.
10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения
России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
11. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...