Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка (старшая группа)

Якушкина Галина Петровна

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в

широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей

дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и

здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение

физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия

организации педагогического процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberegayushchie_tehnologii.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

современного дошкольного образования

 Подготовила: Якушкина Г.П.

 МАДОУ «Детский сад №22 «Город детства»

р/п.Дрожжино

Концепция модернизации российского образования

предусматривает создание условий для повышения качества

общего образования и в этих целях, наряду с другими

мероприятиями, предполагает создание в образовательных

учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья

воспитанников. Согласно современным представлениям целью

образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его

возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при

сохранении и укреплении здоровья.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены

на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового

образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются

приоритетными в программе модернизации российского

образования. Одним из средств решения обозначенных задач

становятся здоровьесберегающие технологии, без которых

немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но

что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом

процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для

широкого круга профессионально-педагогической аудитории и

даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей

практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – состояние физического и социального

благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации

Здравоохранения).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в

широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей

дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и

здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение

физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия

организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально

организованное, развивающееся во времени и в рамках

определенной образовательной системы взаимодействие детей и

педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения

и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной

деятельности педагога, соответственно характеризующаяся

качественным прилагательным педагогическая. Сущность

педагогической технологии заключается в том, что она имеет

выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор

определенных профессиональных действий на каждом этапе,

позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть

промежуточные и итоговые результаты собственной

профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую

технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач;

наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм,

способов и приемов его реализации; использования совокупности

средств в определенной логике с организацией промежуточной

диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии

является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология

должна быть здоровьесберегающей!

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер,

включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов

образовательной среды, направленных на сохранение здоровья

ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции

дошкольного образования предусмотрено не только

сохранение, но и активное формирование здорового образа

жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном

образовании технологии, направленные на решение приоритетной

задачи современного дошкольного образования – задачи

сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов

педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и

родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого

уровня реального здоровья воспитанника детского сада и

воспитание валеологической культуры, как совокупности

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять

его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику

самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа

жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием

элементарной медицинской, психологической самопомощи и

помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению

культуры здоровья, в том числе культуры профессионального

здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению

родителей.

Классификация здоровьесберегающих технологий в

дошкольном образовании – определяется по доминированию целей

и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и

здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в

детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды

здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в

детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном

образовании технологии, обеспечивающие сохранение и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского

персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и

нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся

следующие технологии: организация мониторинга здоровья

дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации

детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего

и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,

закаливания; организация профилактических мероприятий в

детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении

требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в

ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном

образовании – технологии, направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств,

двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и

самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование

правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде

(бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной

физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих

технологий, как правило, осуществляется специалистами по

физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях

специально организованных форм оздоровительной работы.

Отдельные приемы этих технологий широко используются

педагогами дошкольного образования в разных формах

организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в

режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе

педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в

детском саду – это, прежде всего технологии воспитания

валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения

ребѐнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о

здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять

его, обретение валеологической компетентности, позволяющей

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи

здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,

связанные с оказанием элементарной медицинской,

психологической самопомощи и помощи. В дошкольной

педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся

технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения

дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учѐт

личностных особенностей ребѐнка, индивидуальной логики его

развития, учѐт детских интересов и предпочтений в содержании и

видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение

педагогического процесса с ориентацией на личность ребѐнка

закономерным образом содействует его благополучному

существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребѐнка – технологии, обеспечивающие психическое

и социальное здоровье ребѐнка-дошкольника. Основная задача этих

технологий обеспечение эмоциональной комфортности и

позитивного психологического самочувствия ребѐнка в процессе

общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,

обеспечение социально-эмоционального благополучия

дошкольника. Реализацией данных технологий занимается

психолог посредством специально организованных встреч с

детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного

образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому

виду технологий можно отнести технологии психологического и

психолого-педагогического сопровождения развития ребѐнка в

педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения

педагогов дошкольного образования – технологии, направленные

на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том

числе культуры профессионального здоровья, развитие

потребности к здоровому образу жизни.

Задача данных технологий - обеспечение валеологической

образованности родителей воспитанников ДОУ.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий

зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных

условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ),

профессиональной компетентности педагогов, а также показаний

заболеваемости детей (см. приложение).

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из

рассмотренных технологий имела оздоровительную

направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая

деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую

мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и

неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих

педагогических технологий повысит результативность

воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов

и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение

и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия

для возможности корректировки технологий, в зависимости от

конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на

статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены

необходимые поправки в интенсивность технологических

воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому

ребенку; будут сформированы положительные мотивации у

педагогов ДОУ и родителей детей.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4

классы. - М.: ВАКО, 2007.

3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.

- М., 2001.

4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране

здоровья школьников. - М., 2000.

5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в

общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.

/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.

6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

7. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и

школы. - М.: АРКТИ, 2003.

9. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение

заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.

10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения

России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.

11. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...